Конспект урока русского языка на тему Имя числительное как часть речи (6 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОЗЛОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА







Конспект урока
русского языка в 6 классе
« Имя числительное как часть речи»








подготовила
учитель русского языка и литературы,
I квалификационной категории
Журавлева Наталья Владимировна











2015 г.
Урок по теме « Имя числительное как часть речи». 6 класс

Тип урока: знакомство с новым материалом.
Цель: формирование представления о понятии числа, формирование умения отличать имена числительные от других самостоятельных частей речи, знакомство с разрядами имен числительных.
Задачи:
образовательная: дать представление об имени числительном как о самостоятельной части речи, сформировать представление об отличительных признаках числительного;
развивающая: расширить представление об истории возникновения в речи имен числительных, развить умения правильно употреблять в речи числительные;
воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку и его истории.
Ход урока.

1.Организационный момент
2. Подготовка к восприятию и изучение нового материала
- Прочитайте следующее предложение (предложение записано на доске):
Десятого сентября пятеро школьников посадили во дворе девять лип, двенадцать берез и двадцать два куста жимолости.
- Спишите предложение в тетрадь, начертите его схему и над каждым словом укажите, какой частью речи оно является.
- Еще раз внимательно прочитайте предложение. Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа.

- На какие вопросы отвечают слова “десятого”, “пятеро”, “девять”, “двенадцать” и “двадцать два”?
- Что обозначают эти слова?
- Подумайте, как бы вы назвали часть речи, к которой относятся эти слова, учитывая, что они связаны с понятием числа. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Запись темы на доске)
Слайд №
Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!
(По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы.
1).Познакомиться с именем числительным как;
2).Учиться отличать имя числительное .

- Имена числительные часто употребляются в речи. И это подтверждается большим количеством пословиц и фразеологизмов, в которых они используются. Например: Один ум хорошо, а два ума лучше. Как две капли воды, наговорить с три короба, в два счёта.

Запишите пословицы, ответьте на вопросы

1) Здоровье за сто рублей не купишь.
2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.
3) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
4) У семи нянек дитя без глазу.

- Какие слова обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? (сто, семь)
- Обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой? (первой)
Вывод: числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов или число – количественные, а числительные, которые отвечают на вопрос какой? и обозначают порядок предметов при счёте – порядковые
Слайд №
-У какой части речи есть похожий вопрос? ( у прилагательного)
-А как различать их? ( У этих частей речи разные значения, прил-е обозначают признак предмета, а числительные порядок при счёте, вопрос следует задавать Который по счёту?)

- Как изменяются имена числительные? Об этом мы будем говорить на последующих уроках, а вот какова синтаксическая роль имён числительных – познакомимся. Имена числительные в предложении бывают разными членами предложения, а в сочетании с существительными являются одним членом предложения. Определите, каким членом предложения являются числительные в записанных пословицах.

- Поработаем по учебнику ( учебник стр. 139, чтение правила)
- Какие дополнительные сведения вы получили из учебника? (изменяются по падежам)

3.Физкультминутка.
Мы – веселые мартышки!
Мы играем громко слишком.
Всё в ладоши хлопаем,
Все ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Пальчик поднесем к виску,
Дружно прыгнем к потолку.
Три шага налево,
Три шага направо,
Шаг вперед, один назад.
И четыре –прямо.

- Какие числительные вам запомнились?
- Определите их разряд.

4. («рефлексия»). Закрепление нового материала

1) – Ребята, посмотрите на ряд записанных слов:
Одинокий, одиночество, одноклассник, одноэтажный, однолетний, один, одиннадцать.
- Все ли эти слова являются именами числительными?
- А какие из этих слов имена числительные?
- Ребята, имена числительные можно записать словами и цифрами (один – 1, одиннадцать – 11), а другие части речи – только словами.
- Запишите слова и определите части речи в этом ряду.
( сущ.,прилаг., числ.)
- А можно ли эти слова назвать однокоренными? Какой у них одинаковый корень? А есть ли в этом ряду сложные слова? Обозначьте в них второй корень.
- Итак, в русском языке есть части речи с числовым значением, но по вопросу мы научимся их различать.
Слайд №
2) Запишите ответы на вопросы, используя числительные.
Сколько лет жили старик со старухой в « Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина?
Сколько богатырей было в « Сказке о мертвой царевне»?
О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «Очень похожи, одинаковые»?
Сколько коробов можно наврать?
Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать?
Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?
Слайд №
- На какой вопрос отвечают эти числительные?
- Что они обозначают?
- Как называются такие числительные?
- Посмотрите внимательно на дату, записанную в тетради. Найдите в ней числительное. На какой вопрос оно отвечает? Как называется такое числительное?
Слайд №
3) Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.
Меня зовут . Мне лет. Я учусь в классе.
В нашем классе человек: девочек и
мальчиков. Сегодня по расписанию у нас
уроков. Сейчас заканчивается урок.

5. Итог урока Слайд №

- С какой частью речи вы сегодня познакомились?
- Что вы узнали о числительном как о части речи?
- Какие разряды числительных вам известны? Приведите примеры.
- Как отличить числительное от других частей речи?

6. Домашнее задание. Слайд №

Составить ребусы с числительными, подобрать пословицы с числительными

2. П. упр. 721.








Список литературы

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык: учебник для 6 класса / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2007. – 354с.: ил.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: учебник для учителя / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2002. – 175с
Г.А.Богданова.Уроки  русского языка в. 6 классе. Книга для учителя.  М., «Просвещение», 2010 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


15