Конспект урока русского языка на тему Имя числительное как часть речи


Класс:4
Тема: Имя числительное как часть речи.
Цель: дать учащимся общее представление об имени числительном как части речи; познакомить с образованием числительных второго десятка; познакомить с понятиями «количественное числительное» и «порядковое числительное»; развивать мышление, внимательность учащихся, обогащать словарный запас; воспитывать наблюдательность, интерес к изучаемому предмету.
Оборудование: учебник, тетрадь, плакат «Лесная школа», рисунки лесных зверей
Тип урока: изучение и первичного закрепления изученного материала.
Ход урока
Орг.момент.
1. Речевая разминка. (1 мин)
- Здравствуйте, ребята!
- Настроение каково?
- Во!
- Все такого мнения?
- Все без исключения!
- Может вы уже устали?
- Мы таких с собой не брали.
- Может ляжем отдохнём?
- Лучше мы урок начнём! Начнём урок.
Девиз нашего урока: Мы будем не просто слушать, а слышать.(1 мин)
Не просто смотреть, а видеть.
Не просто отвечать, а мыслить.
Дружно и плодотворно работать.
II.Мотивация учебной деятельности.1. Вступительная беседа.(2мин)
- Скажите, какое сейчас время года? (Весна)
- Итак, я предлагаю вам совершить путешествие в весенний лес.
Весна … Кругом все зеленеет. Вот подул ветер, и на небе появились белые облака. Солнышко все выше поднимается над землей, давая все больше тепла, пробуждая природу от зимнего сна. Прилетели птички и радуют нас своим пением. Хорошо погулять весенним днем в лесу! Смотрите! А где это мы оказались? (на поляне)
- Ребята, а ведь это поляна не простая. На этой полянке находится лесная школа, в которой зверята тоже , как и мы, изучают части речи. Давайте и мы поприсутствуем на лесном уроке русского языка.
- Мудрая Сова приготовила кроссворд для зверят, разгодав его, они узнают , тему урока. Но что-то наши зверята растерялись и затрудняются в выполнении этого задания. Поможем им?
Разгадывание короссворда (3 мин).
(Дети записывают ответы в кроссворд)
Вопросы:
С3Ж (стриж)
Что в году 4 раза переодевается?(Земля)
7Я (семья)
День рожденья у Оксаны.
Я принес ей 5 тюльпанов,
А Сережа алых роз
Ровно 9 штук принес.
Вот беда – она не может
Сосчитать свои цветы.
Кто, ребята, ей поможет?
Ну-ка, ________, помоги! (четырнадцать).
На одной ноге стоит, зорким кланяться велит. (гриб)
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
5- под березой,
2 – у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине? (семь).
100л (стол)
100лица (столица)
с3жка (стрижка)
Один костер весь мир согревает. (солнце)
100лб (столб)
У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье? (восемь).
Два конца, два кольца, посредине – гвоздик. (ножницы).
У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня. (светофор)
12 братьев
Друг за другом ходят
Друг друга не обходят. (месяцы).
- Давайте вместе прочитаем тему урока: «Имя числительное).IV.Сообщение темы и задач урока.(1 мин)
- как вы уже узнали тема лесного урока «Имя числительное». Сегодня на уроке мы познакомитесь с понятиями « имя числительное, порядковые и количественные числительные», научимся находить их в текстах и познакомить с образованием числительных второго десятка;
V. Первичное восприятие и осмысление нового материала.1.Каллиграфическая минутка (2 мин.)
- Открываем тетради и записываем число
Двадцатое марта
Классная работа
Прописываем
Чч число числительное
-Оратите внимание на наклон, соединение элементов буквы «че».
2. Рассказ учителя с элементами беседы (1 мин)
- Мы возвращаемся в лесную школу. Волку было задано домашнее задание: подготовить доклад об имени числительном. Но он его не выполнил и сильно переживает, что учительница-Сова очень расстроится. Выручим Волка?
3. Объясняют сильные учащиеся понятия «Имя числительное, порядковые и количественные числительные», слабые дополняют примерами. (7 мин).
-Ребята, расскажите лесным зверям, что вы знаете о б имени числительном.
- 1 группа. Понятие «Имя числительное». Какие числительные вы знаете?
2 группа. Понятие «Количественные числительные». Какие количественные числительные вы знаете?
3 группа «Порядковые числительные». Какие порядковые числительные вы знаете?
В ходе беседы на доске составляется схема
Имя числительное


Порядок предметов при счете
Количество предметов


Сколько?
Какой? Который?

- Перед вами числа 1, 2, 7, 100.
-При изучении какого предмета вы постоянно встречаетесь с числами и цифрами? (при изучении математики).
- а на каком уроке вы встречаетесь с порядковыми числительными? (Физической культуре).
3. Чтение правила .- А сейчас давайте прочитаем правило. Открываем учебники на странице 40.
- Ребята, мы с вами узнали какая частьречи называется именем числительным, какие бывают имена числительные, и на какие вопросы они отвечают. И сейчас мы закрепим эти знания.
VI.Обобщение и закрепление, систематизация знаний.1. Работа по учебнику (5 мин).
- Ребята, Мудрая Сова задала выполнить упражнение 367в учебнике на странице 40.
Поставь вопрос к числительным, распредели их в группы. Запиши сначала количественные числительные, а затем- порядковые.
(Количественные: 9,15,8, 17, 20, 33. Порядковые: шестой, третий, двадцатый, четырнадцатый, четвертый.).-Посмотрел Медведь на задание и что-то призадумался. Наверное, ему еще сложно выполнить это задание, он сомневается, справится с ним или нет. Давайте другу помогать.
Проверка выполнения задания.
Физминутка. (1 мин)
Один – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.
- Вы заметили в физкультминутке имена числительные? Назовите их.
3. Образование чисел второго десятка.(4 мин).
- Сейчас нам Мудрая Сова расскажет, как образуются числительные второго десятка.
-Назовите первое число второго десятка. (11)
2. Работа со схемой.
- Числительное одиннадцать образовано от сочетания слов один на десять и означает «один сверх десяти» Десять в произношении изменилось на дцать. Так образованы все числительные второго десятка.
Один
Два
Три
Четыре
Пят+ на + дцать
Шест
Сем
Восем
Девят
- Обрати внимание, мягкий знак пишется только в конце данных слов.
а) - Сейчас мы закрепим правописание этих числительных.
б) Зрительный диктант.
- Я буду показывать вам числа, а вы их записывать в тетрадь.
(11, 15, 18, 20, 16,12).-А теперь давайте сделаем вывод о написании «ь» в числительных второго десятка.
3. Работа с пословицами. (3 мин)
- Знаете, лесным зверятам будет очень интересно послушать, какие пословицы и поговорки вы знаете с именами числительными.
- В каких пословицах и поговорках встречаются числа 1,2,7,100?
(Семь раз отмерь – один отрежь.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Семеро одного не ждут.
У семи нянек дитя без глазу.
За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь.
Два друга- мороз да вьюга.)
- Две пословицы запишите в тетрадь.
- А пока лесные зверята записывают пословицы себе в тетради, вы выполните задания по карточкам.
4. Работа по карточкам.(3 мин)
Карточка 1.
Прочитай скороговорки. Подчеркни в них имена числительные. Три сороки тороторки тараторили на горке. У Антипа росла одна липа, а Филипп посадил семь лип. У четырех черепашек по четыре черепашонка. Опят пять ребят нашли у пенька пять опят. Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

Карточка 2
Дополни пословицы именами числительными.
…сегодня лучше … завтра. Скупой платит …. Плакать в … ручья. Жить в … стенах. … колесо в телеге. … раз отмерь - … раз отрежь.
Слова для справок: одно, двух, дважды, три, четырёх, пятое, семь, один.
Проверка выполнения задания.
VII.Итог урока.Метод «Пресс» (3 мин)
- А сейчас мы с вами подведем итог нашего лесного урока.
Я выучил (ла)…
Я научился (ась)…
Я узнал (а)…
Я запомнил (а)…
Я теперь могу…
Я хочу…
VIII. Домашнее задание. (2 мин)
1 группа. С. 41 упр. 370. Запиши загадки , числа пиши словами. Подчеркни имена числительные и определи, какие из них порядковые, а какие количественные.
2 группа. С.41 упр.371. прочитай. Озаглавь текст. Найди в тексте числительные и запиши их.
IХ. Оценивание работы учащихся. (1 мин)
Беседа (2 мин)
- С какой частью речи познакомились?
- Какие бывают числительные?
- Какие имена числительные называются количественными? Приведи примеры.
-Какие имена числительные называются порядковыми? Приведи примеры.
-Вам понравился урок в лесной школе? И нашим рузьям, лесным зверятам, очень понравилось с вами учиться. И они приглашают вас в гости и на
другие предметы. Пойдем?
- С каким настроением работали? Ма сейчас узнаем.
- У вас у каждого на партележат «смайлики».посмотрите.
Розовый – это значит у вас на протяжении урока было веселое настроение, вам было интересно на уроке.
Голубой – у вас было хорошее настроение.
Серый – у вас было плохое настроение и вам на уроке было не интересно.
Дополнительные задания
Из предложений выписать словосочетания и.числит.+ и.сущ.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком. 2) Вот проходит восемь дней, а от войска нет вестей.(Сказка о золотом петушке). 3) Старик рыбачил тридцать лет и три года. 4) Только поп один Балду не любит. 5) Ей в приданое дано было зеркальце одно.
Проверка выполнения задания.
- Вспомните названия сказок, в которых встречается числительное. («Три медведя», «Али-Баба и сорок разбойников», «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят»).