Планирование занятий внеурочной деятельности Исследовательская деятельность младших школьников

Тематическое планирование 1 класс (33 часа)

№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов

1
Что такое исследование?
1

2-3
Как задавать вопросы?
2

4-5
Как выбрать тему исследования? Экспресс – исследование.
2

6
«Учимся выбирать дополнительную литературу»
Экскурсия в библиотеку.
1

7
Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)
1

8-12
Наблюдение как способ выявления проблем. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.
Практические занятия с конструктором «Лего».
5

13-14
Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.
2

15-16
Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы)
2

17-18
Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. Практическое занятие с конструктором «Лего».
2

19
Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей. Экскурсия на почтовый узел связи.
1

20-21
Обоснованный выбор способа выполнения задания.
Практическое занятие с конструктором «Лего».
2

22
Составление аннотации к прочитанной книге.
1

23
Экскурсия на станцию МЧС «Кто придёт на помощь?»


24-25
Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? Экспресс – исследование.
2

26-27
Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование.
2

28-30
Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. Экспресс-исследование.
2

31-32
Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.
2

33
Анализ исследовательской деятельности.
1

Итого 33 часа



Содержание занятий.

Что такое исследование?-1ч.
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
Знать исследовательские способности, пути их развития.
Уметь находить значимые личностные качества исследователя.

Как задавать вопросы?-2ч.
Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.

Как выбрать тему исследования?-2ч.
Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игры на развитие наблюдательности.

Учимся выбирать дополнительную литературу
(экскурсия в библиотеку-1ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)-1ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

Наблюдение как способ выявления проблем -4ч.
Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др. Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм).
Практические занятия с конструктором «Лего». Цель – отработка понятий «гипотеза», «цель», «эксперимент».

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы-2ч.
Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.

. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) – 2ч.
Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.
Развивать умение правильно задавать вопросы.

Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.- 2ч.
Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы, ставить цель, решать задачи по достижению поставленной цели, учить работе в группе, проведению эксперимента и умению делать выводы.

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.- 1ч.
Экскурсия на почту.

Обоснованный выбор способа выполнения задан.- 2ч.
Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.

Составление аннотации к прочитанной книге.-1ч.
Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.

Экскурсия на станцию МЧС.-1ч.
Черты характера спасателя.

Учимся выделять главное и второстепенное. -2ч.
Схема, как возможность короткой записи большого объёма информации.

Методика проведения самостоятельных исследований.-2ч.
Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».

Коллективная игра-исследование-3ч.
Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».
Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике.
Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.

Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей -2ч.
Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.

Анализ исследовательской деятельности.- 1ч.
Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.





Тематическое планирование. 2 класс (34 часа)


Тема
Кол-во часов

1
Что можно исследовать? Формулирование темы.
1

2-3
Как задавать вопросы? Банк идей.
2

4
Тема, предмет, объект исследования.
1

5
Цели и задачи исследования.
1

6 - 9
Учимся выдвигать гипотезы.
Практические занятия с конструктором «Лего»

4

10-13
Организация исследования (практическое занятие).
4


14-17
Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение как способ выявления проблем.
4


18-19
Коллекционирование. Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди? »
2

20
Сообщение о своих коллекциях.
1

21-
24
Что такое эксперимент.
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.
Практические занятия с конструктором «Лего».
4

25-27
Экскурсии на хлебопекарню и в аптеку.
3

28-29
Обобщение полученных данных.
2

30
Как оформить результат исследования.
1

31
Как подготовить сообщение.
1

32
Подготовка к защите (практическое занятие).
1


33
Индивидуальная консультация.
1

34
Подведение итогов. Защита.
1

Итого 34 часа

Содержание занятий
Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
Тема, предмет, объект исследования – 1 ч.
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Цели и задачи исследования – 1 ч.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Учимся выдвигать гипотезы - 4 ч.
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть, предположим, допустим, возможно, что, если
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Практические занятия с конструктором «Лего».
Организация исследования(практическое занятие) – 4ч.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать:- методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: - метод исследования – наблюдение.
Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.
Коллекционирование - 2ч.
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
Сообщение о своих коллекциях – 1 ч.
Выступления учащихся с рассказами о своих коллекциях.
Что такое эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. – 4 ч.
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа с использованием конструктора «Лего».
Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Экскурсии – 3ч.

Сбор материала для исследования. Обобщение полученных данных - 2 ч. Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 1 ч.
Составление плана подготовки к защите проекта.
Как подготовить сообщение - 1 ч.
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
Подготовка к защите - 1 ч.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Индивидуальные консультации - 1 ч.
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Подведение итогов работы - 1 ч.
Анализ своей проектной деятельности.

Тематическое планирование. 3 класс (34 часа)


Тема
теория

1
Проект? Проект!
Научные исследования и наша жизнь.
1

2-3
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.
2

4
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)
1

5-6
Какими могут быть проекты?
2

7-8
Формулирование цели, задач исследования, гипотез.
2

9-10
Планирование работы.
2

11-13
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Проведение экспериментов.
3

14-15
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
2

16
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.
1

19-23
Исследование объектов. Практическая работа с конструктором.
5

24-25
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.
2

26-27
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
2

28
Как сделать сообщение о результатах исследования
Оформление работы.
1

29-30
Экскурсии.
2

31-32
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.
2

33
Мини - конференция по итогам собственных исследований

1

34
Анализ исследовательской деятельности.
1

Итого 34 часа


Содержание занятий

Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами». Эксперимент «Шарик в бутылке», «Воздух-силач!»
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч.
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Какими могут быть проекты? – 2ч.
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Планирование работы – 2ч.
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 2ч.
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. Эксперименты
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования 1ч.
Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
Исследование объектов – 5 ч.
Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.
Составление плана работы. Требования к сообщению.
Экскурсии – 3ч.
Оформление компьютерной презентации – 2ч.
Работа на компьютере – создание презентации.
Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч.
Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ своей проектной деятельности

Тематическое планирование 4 класс (34 часа)


Тема занятия
Кол-во часов

1
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
1

2-3
Культура мышления. Опыты и эксперименты.
2

4-5
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
2

6-7
Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
2

8-9
Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
2

10-11
Предмет и объект исследования. Опыты и эксперименты.
2

12
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.
1

13-14
Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.
2

15-16
Наблюдение и экспериментирование.
Техника экспериментирования.
2

17-18
Экскурсии.
2

19-20
Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. Эксперименты.
2

21-22
Правильное мышление и логика.
2

23-24
Что такое парадоксы.
2

25-27
Практическая работа с конструктором. Обучение умению читать карты и схемы.
3

28-30
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.
3

31
Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.
1

32
Защита исследования перед одноклассниками.
1

33
Выступление на школьной НПК.
1

34
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.
1

Итого – 34 часа


Содержание занятий.
Тема 1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».
Тема 2-3. Культура мышления.
Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».
Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.
Тема 6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.
Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.
Тема 10-11. Предмет и объект исследования.
Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.
Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч.
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.
Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч.
Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.
Тема 15-16. Наблюдение и экспериментирование -2ч.
Практическая работа. Эксперимент «Загадочная сила – гравитация»
Техника экспериментирования.
Эксперимент с неваляшкой. Задание «Рассказываем, фантазируем».
Тема 17-18.
Проведение экскурсий.
Тема 19-20. Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч.
Игра на развитие наблюдательности. Проведение экспериментов «Домашний фонтан», «Монеты в стакане».
Тема 21-22. Правильное мышление и логика – 2ч.
Задания на развитие мышления и логики.
Тема 23-24. Что такое парадоксы -2 ч.
Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах. Эксперимент «Аэродинамический парадокс».
Тема 25-27. Практическая работа с конструктором – 3ч.
Обучение чтению карт и схем. Преобразование предметов конструирования.
Тема 28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.
Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.
Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.
Составление плана выступления.
Тема 32. Защита исследования перед одноклассниками – 1ч.
Выступление с проектами перед одноклассниками.
Тема 33. Выступление на школьной НПК – 1ч.
Презентация проекта на школьной НПК.
Тема 34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ исследовательской деятельности. Выводы.


15