ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМИ ТАНЦАМИ


ТЕМА: ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМИ ТАНЦАМИ
НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Занятие танцами, является не только интересным и увлекательным времяпровождением, но и отличной эмоциональной разрядкой. Танцы прекрасно помогают в снятии стресса и перенапряжения, накопившихся в течение целого дня [7].
Занятия танцами оказывают полезное воздействие на сосуды, суставы и мышцы, а также формируют правильно осанку, красивую походку и развивают координацию движений.
Во время танца дети учатся слушать музыку, запоминают её ритм, выражают свои эмоции и чувства, развивают музыкальный слух [8].
Обучение детей языку танца - это, прежде всего, обучение языку человеческих чувств; танцевальное движение скорее не обозначает, а выражает реальность человеческой жизни. Изобразительно - выразительные средства танца, используемые на занятиях, характеризуются обобщенностью и условностью, раскрываясь в единстве с музыкой и драматургией [6].
Танец даёт возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов [10].
Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития, им легче дается разучивание разнообразных танцевальных движений. Дети занимаются с увлечением и настойчивостью [19].
С детьми среднего школьного возраста занятия по танцу проводятся достаточно углубленно. К ним можно предъявить большую требовательность к точности выполнения движений и достигать сознательного отношения детей ко всему проходимому учебному материалу. Внимание у детей этого возраста достаточно устойчиво, восприимчивость более организованна, чем у младших школьников, они способны к более настойчивой работе над каждым заданием. Горячее желание детей научиться танцевать, их устремленность к достижению намеченных целей создают на занятиях атмосферу делового и серьезного настроения [1].
Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью создания условий для укрепления и сохранения здоровья школьников среднего возраста, повышения их уровня физического развития на занятиях спортивными танцами и недостаточным методическим обеспечением осуществлением этого процесса на практике.
Стремление найти пути разрешения этого противоречия и обусловило проблему нашего исследования: каковы условия, влияющие на физическое развитие детей среднего школьного возраста занимающихся спортивными танцами.
Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить влияние занятий спортивными танцами на уровень физического развития детей среднего школьного возраста.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс в физкультурно-оздоровительном комплексе «Улап».
Предмет исследования – влияние занятий спортивными танцами на физическое развитие детей среднего школьного возраста.
Задачи:
1. Уточнить содержание понятия «физическое развитие».
2. Раскрыть средства и методы обучения спортивных танцев
3. Выявить влияние занятий спортивными танцами на уровень физического развития детей среднего школьного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, анализ видеоматериалов, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, методы математической обработки полученных результатов.
Опытно-экспериментальная база: физкультурно-оздоровительный комплекс «УЛАП» п. Кугеси
Этапы исследования: На первом этапе (сентябрь - октябрь 2013г.) основной задачей было определение общего направления исследования: выбор темы исследования; проведение анализа научно-методической литературы; проведение опроса спортсменов и тренеров по спортивным танцам.
На втором этапе (ноябрь 2013г. – март 2014г.) проводился педагогический эксперимент, с целью выявления влияния занятий спортивными танцами на уровень физического развития детей среднего школьного возраста.
Третий этап (апрель – май 2014 г.) исследования был направлен на анализ и обобщение результатов педагогического эксперимента, математическую обработку данных, анализ и интерпретацию результатов исследования, оформление выпускной квалификационной работы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, списка используемой литературы, приложения. Материалы исследования изложены на 65 страницах, включает 5 таблиц, библиография содержит 23 источника.

1.1 Краткий исторический обзор становления и развития спортивных танцев
Современный спортивный танец - это вид спорта и искусство, главной особенностью которого является красота, зрелищность и эстетическая привлекательность. Помимо развития чувства прекрасного, спортивные танцы формируют великолепную осанку и прекрасную фигуру [12].
На занятиях спортивными танцами происходит осмысление и понимание ребенком окружающего мира, собственного места в этом мире, формируется отношение к миру, определяется деятельность в нем.
Через танец у детей появляется стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Формируется выдержка, упорство, дисциплина [9].
Также одним из наиболее популярных спортивных танцев считается хип-хоп.
Hip-hop – одно из ведущих направлений современных танцев, порожденное культурой большого города.
Основными элементами техники этого стиля являются «кач» тела, прыжки, падения, вращения и легкие акробатические движения. Весьма динамичный танцевальный стиль, сочетающий в себе акцентирование отдельных частей тела (головы, рук и ног) и элементы движений из повседневной жизни. А еще - мягкость, показная расслабленность, развязность иногда. Один из элементов хип-хопа - Trip-hop.
Хип-хоп является одним из самых доступных, ярких и популярных стилей современного танца. Хип-хоп неизменно входит в программу мастер-классов международных фитнес-конвенций. 1.2 Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста
Средний школьный возраст резко отличаются по морфофункциональным психофизиологическим характеристикам. Эти этапы школьного обучения охватывают частично второе детство, подростковый возраст и частично юношеский возраст.
В связи с этим с существенными на этом этапе онтогенеза перестройками организма, связанными с половым созревание, особо выделяют так называемой переходный период или пубертат. В нем различают следующие этапы:
препубертатный период (10-12 лет);
пубертатный период, протекающий в 2 фазы: 1-я фаза – девочки 11-13 лет мальчики 13-15 лет, 2-я фаза – девочки 13-15 лет и мальчики 15-17 лет;
постпубертатный период (юношеский возраст).
Созревание слуховой сенсорной системы завершается к 12-13-летнему возрасту. Резко снижается пороги слышимости звуков, особенно в речевом диапазоне.
Вместе с тем у подростков начинает снижаться восприятие высоких частот, этот процесс продолжается и далее в зрелом возрасте и по мере старения организма.
Вестибулярная сенсорная система созревает к 14-летнему возрасту. В подростковом возрасте усиливаются вестибуловегетативные реакции симпатического типа, вызывающие повышение ЧСС.
Развитие двигательной сенсорной системы происходит непрерывно, значительно усиливаясь в возрасте от 7-8 до 13-15 лет, когда достигается оптимальный уровень ее развития.
В костной ткани продолжается процесс окостенения, который в основном завершается в юношеском возрасте. К 13 годам завершается окостенение пястных и запястных отделов рук, затем фаланг пальцев ног (у девушек к 13-17 годам, у юношей к 15-21 году), и наконец, фаланг пальцев рук.
Особенно заметным является «пубертатный скачок роста» - резкое увеличение длины тела, в основном за счет быстрого роста трубчатых костей.
Масса тела до 14 лет изменяется медленно. С 4-15 лет начинается ее бурное увеличение, которое сопровождается быстрым приростом массы сердца. Вес мышечной массы достигает к 15 годам 32 % массы тела, а к 17-18 годам – взрослого уровня (44%). Устанавливается индивидуальный тип соотношения медленных и быстрых волокон в скелетных мышцах.
На средний и старший школьный возраст приходятся сенситивные периоды развития силы, быстроты, ловкости и выносливости.
Объемы легких зависят от стадий полового созревания, которые проходят у девушек раньше, чем у мальчиков. Общая емкость легких и жизненная емкость легких у 13-летних девочек составляет около 93% от величин этих объемов у 18-летних девушек, а у 12-13-летних мальчиков – лишь 73% к этим объемам у 18-летних юношей. К 16-17 годам развитие дыхательных функций в основном завершается.
Для растущего организма огромное значение имеет качественное и разнообразное питание, важен рациональный режим поступления пищи. Для среднего школьного возраста оптимальное количество приема пищи – 3-4 раза в сутки. Соблюдение четкой периодичности режима питания способствует выработке условных пищевых рефлексов и развитию аппетита, необходимых для улучшения процессов переваривания пищи и ее усвоения организмом.
1.3 Средства и методы обучения спортивным танцам детей среднего школьного возраста
Главными характеристиками танца являются:
ритм — относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений.
рисунок — сочетание движений в композиции; динамика — варьирование размаха и напряженности движений;
техника — степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук;
физическая подготовка - это процесс в ходе которого достигается тот или другой уровень физической подготовленности.
физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания [20].
Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально-подготовительные, обще подготовительные.
Избранные соревновательные упражнения - это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий) [3].
Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий. Смысл любого специально-подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении.
Понятие «специально-подготовительные упражнения» является собирательным, так как объединяет целую группу упражнений:
1)подводящие упражнения - двигательные действия, облегчающиеосвоение основного физического упражнения благодаря содержанию в нихнекоторых движений, сходных по внешним признакам и характеру нервно-мышечных напряжений;
2)подготовительные упражнения - двигательные действия,способствующие развитию тех двигательных качеств, которые необходимыдля успешного изучения основного физического упражнения.
3)упражнения в виде отдельных частей соревновательного упражнения(элементы соревновательной вариации);
4)имитационные упражнения, приближенно воссоздающие в иныхусловиях соревновательное упражнение;
5)упражнения из смежных видов спортивных упражнений.
Широко применяемые в педагогической практике методы выделяются на основе источников передачи и приобретения знаний и умений и включают:
словесный метод;
метод наглядной демонстрации;
метод упражнений.
Методы обучения подразумевают определенные приемы и соответствующие способы их осуществления (таб. 1.1).
Таблица 1
Методы и приемы обучения
Методы обучения Приемы обучения
Словесный Описание, объяснение, рассказ, инструкция, команда, распоряжение, просьба
Наглядной демонстрации Показ упражнения, демонстрация наглядных пособий, использование внешних ориентиров, ограничителей движений, кино- и видеофильмов, наблюдение и др.
Упражнения Целостный и расчленённый
При целостном методе упражнение выполняется сразу после его названия, показа и объяснения техники движений без применения подготовительных или подводящих упражнений. Этот метод имеет несколько разновидностей:
а) самостоятельное выполнение изучаемого движения;
б) выполнение упражнения с направляющей помощью;
в) замедленная или быстрая проводка.
С помощью расчлененного метода изучаются технически сложные танцевальные движения. Они предварительно делятся на относительно самостоятельные составные части, и каждая из них изучается отдельно.
При разучивании танцевального движения этим методом могут использоваться такие методические приемы, как:
а)временная фиксация тела или отдельных его звеньев в той или инойфазе движения;
б)проводка в изучаемой части или фазе движения;
в)имитация движения;
г)изменение исходных и конечных условий движения;
д)освоение главного в технике исполнения движения.
Обучение танцевальным движениям будет успешно, если соблюдать следующие условия:
Первое условие успешной организации обучения танцевальному движению - точная оценка степени готовности занимающегося. В связи с этим оценка потенциальных возможностей ученика проводится по следующим параметрам:
двигательная подготовка (объём и характер освоенных движений, типичные затруднения при разучивании движений, наличие в арсенале двигательного опыта движений, сходных с новым);
физическая подготовка (уровень развития тех качеств, которые имеют решающее значение для овладения новым движением);
-развитие психических качеств (реакции ученика на длительное нервное напряжение и других личностных качеств).
Второе условие - составление программы обучения на основе анализа структуры движения и знания индивидуальных особенностей ученика.
Третье условие - умелое управление процессом освоения движения, которое осуществляет тренер на основе анализа результатов действия ученика и выбора корректирующих команд и контрольных заданий.
Четвертое условие - наличие соответствующих условий и средств обучения. К ним относятся: помещение (зал, площадка), методические средства обучения (схемы, рисунки, и др.), средства технического обеспечения (видеокамера, ноутбук, музыкальные центры и др.).Обучение - это педагогический процесс, направленный на обучаемых лиц, с целью обогащения их знаниями, умениями, навыками и опытом: эмоциональным, волевым, коммуникативным, нравственным, эстетическим, двигательным, спортивным, трудовым и другим [8].Цель обучения танцевальным движениям, как любого педагогического процесса, состоит в организации планомерной деятельности занимающихся под руководством тренера для формирования у них двигательных навыков, умений и приобретения ими специальных знаний.
В процессе обучения танцевальным движениям решаются следующие основные задачи:
-формирование двигательных навыков, имеющих значение для общей двигательной и спортивной подготовки занимающихся;
-воспитание физических качеств: сила, быстрота, гибкость, координационные способности, выносливость;
-формирование профессионально-педагогических навыков.
Обучение конкретному танцевальному движению можно условно разделить на три тесно связанных между собой этапа.
Первый этап - ознакомление с изучаемым движением, создание о нем предварительного представления.
Второй этап - углубленное разучивание движения.
Третий этап - закрепление и совершенствование техники исполнения движения.
Вывод. Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания.
Средствами современных спортивных танцев являются специально разработанные двигательные действия, выполняемы в соответствии с особенностями музыки, каковыми являются: танцевальные шаги и комбинации, музыкальные игры, упражнения из хореографии и сама музыка.
Применяемые в педагогической практике методы выделяются на основе источников передачи и приобретения знаний и умений и включают: словесный, наглядный, методы строго регламентированного упражнения (целостно-конструктивные упражнения и расчленено-конструктивные упражнения). Эти методы широко применяются и в обучении современных спортивных танцев.
Каждый метод реализуется совместно с другими методами и с их помощью. Метод упражнения применяется в виде целостного и расчлененного выполнения упражнения. С помощью расчлененного метода изучаются технически сложные танцевальные движения. Они предварительно делятся на относительно самостоятельные составные части, и каждая из них изучается отдельно. Целостный метод предполагает обучение простым, несложным танцевальным движениям.