Открытый урок математики на тему Действия умножения и деления в пределах 100 (4класс)

Тема урока: «Действия умножения и деления в пределах 100».


Цели: - Обобщение знаний учащихся по теме «Действия умножения и деления в пределах 100»;
- Закрепление и совершенствование навыков умножения и деления в пределах 100.

Задачи: 1) Образовательная – закрепить изученные вычислительные приемы арифметических действий, умения решать примеры на порядок действий, самостоятельно анализировать и решать составные задачи.
2) Воспитательная – воспитывать любовь и интерес к предмету, чувства сотрудничества и коллективизма, адекватной самооценки.
3) Коррекционно-развивающая – корригировать и развивать речь и мышление учащихся на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении и обобщении; развивать произвольные память и внимание; корригировать общую и мелкую моторику, эмоционально-волевую сферу учащихся.

Средства обучения: компьютерная презентация, компьютер, проектор, учебники, опорные таблицы умножения и деления на карточках, музыкальное сопровождение «Голоса птиц в весеннем лесу»

Ход урока:

1. Психолого-педагогическая настройка:
- Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счета.
(Обратить внимание ребят на их рабочие места и на присутствующих в классе гостей.)

2. Сообщение темы урока:
- Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, какова же тема нашего сегодняшнего урока. (Слайд 1. «Умножение и деление»)
- Да, мы будем решать примеры и задачу, чтобы закрепить и проверить ваши знания этих арифметических действий.

3. Устный счет:
- Давайте вспомним, как называются числа при умножении? (Ответы детей и проверка: Слайд 2: 1 множитель, 2 множитель, произведение)
- Как изменяются числа при умножении? (Увеличиваются в несколько раз.)
- А как называются числа при делении? (Ответы детей и проверка: Слайд 2: делимое, делитель, частное)
- Как изменяются числа при делении? (Уменьшаются в несколько раз.)

- Молодцы! А теперь Магистр математических наук предлагает вам устно посчитать – решить задачи в стихах. Но сначала настроимся на работу: закройте глаза и представьте, что вы в весеннем лесу, на полянке, где начинает зеленеть травка, распускаются листочки на деревьях, светит ласковое солнышко и поют птички.(Музыкальное сопровождение «В весеннем лесу»)
- Итак, задачи от Магистра математических наук. (Слайд 3)
1) 48 болтливых сорок
Пришли к вороне на урок.
На 8 команд они разделились.
Сколько в команде одной получилось? (48:8=6)
2) К 2 зайчатам в час обеда
Прискакали 3 соседа.
В огороде зайцы сели
И по 3 морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок? (15)
3) В поле бабочки летали,
Лепестки цветов считали.
На одном цветке их пять.
Сможете вы сосчитать,
Сколько будет лепестков,
Если шесть всего цветков? (30)
4) Белка на ветках сушила грибы.
Грибов – 18, а веточек – 3.
По сколько грибов, угадай-ка,
На ветку нанижет хозяйка? (18:3=6)

4. Работа в тетрадях.
1) Запись даты и названия работы.
2) Работа над задачей:
Слайд 4: - 2015 – что это за цифры? Что они обозначают? (Год текущий)
- В японском календаре каждый год связан с названием какого-то животного. С каким животным связан этот год? (Ответы ребят и появление на слайде КОЗЫ)
- Это животное домашнее или дикое? Каких еще домашних животных вы знаете? Составьте задачу о домашних животных, пользуясь данной краткой записью, чтобы она решалась в 2 действия. (Слайд 5: Коз – 28
Коров - ? в 4 раза меньше)
Идет коллективное составление текста задачи, 1 учащийся записывает ее решение на доске, остальные – в тетрадях.

Физкультминутка «Ласточка»
(Выполнение действий в соответствии с текстом стихотворения – Слайд 6)
Улетела ласточка
За тридевять земель.
Возвращайся, ласточка,
На дворе – апрель!
Возвращайся, ласточка,
Только не одна!
Пусть с тобою, ласточка,
Прилетит весна!

3) Решение примеров – самостоятельная работа:
- Магистр математических наук снова хочет проверить ваши знания и предлагает решить примеры в учебнике – с. 187 № 23 (3,4столбики). В каком порядке нужно выполнять действия в этих примерах?
( Учащиеся решают примеры под музыкальное сопровождение – пение птиц.)

Гимнастика для глаз по тренажеру Базарного
(Слайд 7)

5. Геометрическое задание.
- У каких животных и птиц весной много работы? У вас на столах конверты, в которых находятся геометрические фигуры. Назовите их.
- Из этих фигур составьте, пожалуйста, изображения животных и птиц. А помогут вам загадки о них:
1) Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (Медведь)

2) Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц)

3) Он весной поет красиво:
Звонко, весело, игриво!
Угадай-ка поскорей,
Что за птичка? (Соловей)
- Итак проверим, какие картинки у вас получились, посмотрите на экран. (Слайд 8)



6. Рефлексия. Домашнее задание.
- Мы, наконец, выполнили все задания Магистра математических наук и вернулись из большого математического путешествия в нашу родную школу. (Слайд 9 – фото школы)
- Вам понравился наш сегодняшний урок? Что же мы повторили? А что нового узнали? Выставление комментированных оценок.
- Все молодцы! Спасибо! Домашнего задания сегодня не будет, отдыхайте.
(Слайд 10 – «СПАСИБО!»)

15