Методическая разработка:Применение игровых технологий на занятиях спортивными бальными танцами.

Методическая разработка :
«Применение игровых технологий на занятиях спортивными бальными танцами»
тренера-преподавателя КГБУ Дом молодежи г. Комсомольска-на-Амуре.




Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на занятиях спортивными бальными танцами при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования спортсменов .

По характеру выделяются следущие группы игр:
 выделяются следующие группы игр:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
Спектр целевых ориентации
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
.

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность,
формирование определенных умений и навыков, необходимых
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения..
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия.

.Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельностьру лучшее, что можно придумать, так учатся дети, все это давно доказано исследованиями. Смысл геймификации вычленить из игры игровые механики, структуру и каркас и применить их в неигровом контексте: например, превратить в игру разминку.

Особую группу составляют музыкальные игры, использующие действие под музыку (танцы ).
В наше время популярность приобрели разнообразные подготовительные (подводящие) игры, упрощенное содержание которых позволяет рано знакомить детей со спортивными бальными танцами.
Каждая игра, выбранная в целях физического воспитания обязательно должна обеспечить решение максимально возможного числа образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Объясняя игру, нужно разместить учащихся, чтобы они хорошо видели и слышали тренера. Лучше всего, чтобы играющие были расставлены в исходное положение для проведения игры. Если в начале игры ребята становятся в круг, то тренер располагается не в середине круга, а в цепи играющих.
В ходе игры надо приучать учащихся к точному соблюдению правил, добиваться сознательной дисциплины.
В зависимости от решаемых задач, подготовленности занимающихся и конкретных действий можно упростить или усложнить некоторые пункты правил, изменить число играющих и т.п.
Кроме контроля за соблюдением правил, нужно следить и за тем, чтобы спортсмены правильно выполняли технические приемы, на закрепление которых нацелена игра. . Игру нужно заканчивать в тот момент, когда учащиеся ещё увлечены, но видны уже первые признаки утомления. Эти признаки проявляются в снижении интереса играющих, появляются вялость в движениях, невнимательность, нарушение правил, увеличение ошибок, а также в покраснении кожи, потоотделении и т. д.
Окончание игры не должно быть для учеников неожиданным, можно предупредить играющих: «Играем ещё 3 минуты» и т. д.


Роль подвижных игр в спортивной подготовке трудно переоценить. По существу, здесь речь идёт об использовании наиболее эффективного в этих условиях игрового метода. Высокое его достоинство состоит в том, что он делает доступным изучение технически сложных танцевальных движений. .
Обучение и совершенствование в игровых условиях придает навыкам особую стабильность и гибкость.
Вот для этого и нужно использовать подвижные игры. И чем младше возраст занимающихся, тем больше времени отводится им в занятиях.
Подвижная игра помогает оживить и разнообразить тренировку.
Эмоциональное переключение несет в себе эффект активного отдыха – это помогает восстанавливать силы, непосредственно в ходе занятий и облегчает овладение материалом.
Игра – признанное средство общей и специальной физической, тактической и технической подготовки юных спортсменов.
Поэтому они занимают место обязательных, вспомогательных упражнений подготовки юных спортсменов.
Желательно только, чтобы отбираемые игры были сходны с теми упражнениями, которые лежат в основе танцевального спорта.
В игре, как правило, физические качества развиваются комплексно.

Игры ценны как средство овладения всем багажом жизненно важных двигательных навыков. Освоение техники спортивных движений полноценно проходит только при системном использовании подвижных игр. Первоначально в упрощенных вариантах игр, занимающиеся знакомятся с близкими по структуре движениями, отобранными для изучения. На этом этапе такие игры выполняют роль подводящих упражнений.
Таким образом, навык стабилизируется.
.
С помощью этих методов решаются задачи, связанные с обучением спортивными бальными танцами .
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике как наилучшим. Только оптимальное сочетание методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического обучения и воспитан
Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.Программа подготовительных групп построена на игровом начале и адаптирована к возрасту.

Исходя из значимости игровых технологий для развития познавательных интересов, а также последовательности и системности включении игры и игровых приемов в творческую познавательную деятельность, выделены общие условия применения игры в процессе обучения спортивных бальных танцев.
Игровая форма занятий создаётся на занятиях танцами при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к тренировочной деятельности.
Выбор данной технологии в первую очередь связан с тем, что я тренер преподаватель спортивных бальных танцев и работаю с детьми младшего школьного возраста, а игра занимает значительное место в первые годы обучения детей танцами. Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка танцами - сложный и ответственный этап в его жизни. Дети шести - семи лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации У ребенка происходит смена ведущей деятельности: до обучения дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в студию начинают овладевать танцевальной деятельностью. Переход от игровой деятельности к спортивной часто навязывается ребенку взрослыми, а не происходит естественным путем. Как же помочь ребенку? Помогут в этом игры, которые создадут оптимальные психологические условия для успешного развития личности младшего спортсмена.  Задача тренера – научить каждого ребёнка танцевать сформировать у него потребность активно относится к танцевальному процессу. Одно из средств, которое окажет реальную помощь – игра.  включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что спортсмены, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.  Применение игровой технологии даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению танцевальных движений. 


Игровые технологии на занятиях спортивными бальными танцами занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать танцевальные умения и навыки;
игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к танцу;
. Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов спортсменов. Во время игры спортсмен – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих спортсменов во время игр происходит многократное повторение танцевальных движений .


ПРИМЕРЫ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ СПОРТИВНЫМИ
БАЛЬНЫМИ ТАНЦАМИ.
Страна «Вообразилия»
(возраст детей 6-7 лет)

Цель: развитие творческих способностей детей на занятии спортивными бальными танцами.
Задачи:

- формировать правильную осанку, выразительность телодвижений;

- научиться слушать музыку и повторять движения

- воспитывать радость от общения друг с другом;
- воспитывать эстетические чувства, доброжелательность, искренность в передаче танцевального образа.
- развивать чувство ритма;

1-я остановка. « Город «Весёлых колобков». Каждое утро колобки делают ритмическую разминку и сейчас мы её исполним.

Ритмическая разминка «Колобок».

1. Исходное положение – стоя, ноги вместе. На счёт «раз» наклонить голову вправо. На счёт «два» - влево. На «три» - вправо, на «четыре» - влево.
На счёт «раз» наклонить голову вперёд. На счёт «два» - назад. На «три» - вперёд, на «четыре» - назад.
-На счёт «раз» повернуть голову вправо. На счёт «два» - влево. На «три» - вправо, на «четыре» - влево.
-На счёт «раз, два, три, четыре» круговое движение головой вправо с максимально возможной амплитудой. На счёт «раз, два, три, четыре» круговое движение головой влево с максимально
-На счёт «раз, два, три, четыре» согнутые кисти поочереди поднимать, опускать; руки поднимаются на верх. Ещё раз то же самое, только руки вперёд.
Присесть. На счёт «раз, два, три, четыре» согнутые кисти поочереди поднимать, опускать; руки поднимаются на верх. Ещё раз то же самое, только руки в стороны.
-Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счёт «раз, два, три, четыре» круговое движение туловищем вправо. Повторить 2 раза. На счёт «раз, два, три, четыре» - то же в другую сторону. Повторить 2 раза.
Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки на поясе. На счёт «раз, два» глубоко присесть, руки в стороны. На счёт «три, четыре» вернуться в исходное положение. То же самое руки вперёд, наверх. Повторить 2 раза.
.
-Прыжки на двух ногах вокруг себя по точкам.
-Прыжки на месте на двух ногах, руки перед собой, как лапки (маленькие зайчики).
-Прыжок «пружинка» на месте, руки поочереди меняются наверху (большие зайчики).

Тренер: «Ну и повеселил нас Колобок, а нам пора в другой город».

Танец – игра «О – па – па».

Мы построим дом высокий
Прямо до самых небес.
Папа с мамой будут рады:
Что за чудо из чудес!
Дети берутся за руки, поднимают их наверх, опускают вниз.
Снова берутся за руки. Поднимают их наверх.
.

О – па - па,
О – па – па, 2 раза
Что за чудо из чудес!
Полька

Мы покрасим дом высокий
Синей краской в цвет небес.
Папа с мамой будут рады:
Что за чудо из чудес!
Правая рука поднимается наверх, затем левая.



О – па - па,
О – па – па, 2 раза
Что за чудо из чудес!
Подскоки, по кругу взявшись за руки вправо, потом влево.

Мы посадим возле дома
Разноцветные цветы.
Папа с мамой будут рады:
Что за дети – молодцы!
Партнерши присаживаются.
Партнеры обходят партнершу.
.



Танец – игра «Гуси - гуси».
Исходное положение: пары стоят по кругу, по направлению линии танца, против хода часовой стрелки. Партнерши с правой стороны от партнеров.

Жили у бабуси
Два весёлых гуся:
Один серый, другой белый,
Два весёлых гуся. 2 раза
Исполнители двигаются по кругу на Останавливаются . Поворот вокруг себя.
.

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке. 2 раза
. Опуская руку вниз, проводят наружной стороной ладони правой руки по воображаемой луже и встают в исходное положение; те же движения левой рукой (2 раза).

Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый, друго
Выходили гуси,

Кланялись бабусе.
Один серый, другой белый,


Кланялись бабусе. 2 раза
Останавливаются лицом на зрителя. Поклониться вперёд. Поворот вокруг себя. Поклониться вперёд.


й белый,
Гуси, мои гуси!» 2 раза
. Партнерша, остановившись, стряхивает с себя «водичку» вибрирующим движением бёдер..



Ритмическая разминка «Зверобика».
Повороты головы.
Волк - волчище в роще жил, головой своей крутил,
Вот так, вот так, головой своей крутил.
Пластика рук.
Тишина в лесу, покой,
Вот и водоем лесной,
Мощные расправив крылья,
Лебедь над водой парит.
Наклоны корпуса.
Медвежата мёд искали, дружно дерево качали,
Вот так, вот так, дружно дерево качали.
Наклоны поочередно к каждой ноге.
Сколько разных тут цветов,
Всяких видов и сортов.
Мы букеты собираем,
Но колени не сгибаем.
Ходьба и приседание.
По сухой лесной дорожке
- Топ – топ – топ, - топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
Ну – ка, дружно все присядем,
И пойдем, пойдем, пойдем.
Прыжки.
В траве сидел кузнечик,
Совсем как огуречик
Вот кузнечик поскакал,
И внезапно вдруг пропал.
- Чтобы быть в хорошей форме лесные звери занимаются ещё и гимнастикой. Давайте, ребята попробуем и мы. Как двигается змея, обезьянка, птица..Дети очень активно повторяют движения.
.
- Ребята, давайте устроим заячью дискотеку. Спортсмены танцуют диско танец.

Применение игровой технологии даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению танцевальных движений. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
И учеба, и игра: изобразительно искусство. М.В.Трофимова, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 2001
.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании
Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1988.
Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000.
Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001.
.
15