Практическая работа по географии 8 класс Характеристика реки Лена


Практическая работа 8 класс
Характеристика реки Лена и её хозяйственное использование
Задачи:
Получить новые знания о реке Лена и узнать об особенностях этой реки.
Формирование умения составлять развернутую характеристику реки на основе указанных источников.
Формирование умения выявлять причинно-следственные, пространственные и другие взаимосвязи между объектами и явлениями и делать соответствующие выводы по итогам работы.
Источники знаний:
1. Мелкомасштабные карты атласа 8 – го класса, 8-9 класса:
— физическая,
— политико-административная,
— тектоническая,
— климатическая,
— природных зон,
— водного режима,
— плотности населения.
2. Другие источники (Приложение №1):
а) Исторические сведения о возникновении городов.
б) Статистические сведения о численности населения городов на берегах реки Лена.
Задания для выполнения практической работы:
1. Составьте характеристику реки Лена, используя карты атласа.
2. Обозначьте на контурной карте города на берегах реки Лена и укажите их численность населения (Приложение №1).
3. Подчеркните названия городов, являющихся центрами субъектов федерации.
4. Познакомьтесь с краткими сведениями о возникновении городов и их хозяйстве.
5. Определите географическое положение городов.
6. Дополните характеристику реки новыми сведениями.
7. Выводы запишите в тетрадь.
Для слабых учеников можно предложить план характеристики реки.
Содержание практической работы
1. Составьте характеристику реки Лена, используя карты атласа.
1) Используя политико-административную карту.
Протекает по территории Иркутской обл., р. Якутия (Саха), а притоки еще и по Забайкальскому, Хабаровскому, Красноярскому краям и р. Бурятия.
2) По физической карте России или Восточная Сибирь и Дальний Восток:
Общее направление течения реки.
Река течёт с юга на север.
Расположение относительно крупных форм рельефа.
Река протекает в верхнем течении по Байкальскому хребту, затем пересекает Патомское нагорье, Приленское плато, Центрально- якутскую низменность.
Расположение истока.
Начинается на Байкальском хребте, до оз. Байкал около 10 км.
Устье реки и его вид.
Впадает в море Лаптевых Северного Ледовитого океана, при впадении образует обширную дельту.
Крупные притоки.
Правые: Киренга, Алдан, Олёкма, Витим
Левые: Вилюй, Муна.
3) По тектонической карте:
По каким тектоническим структурам протекает река.
В основном протекает по Сибирской платформе
4) по климатической карте:
Климатические пояса, в пределах которых протекает река.
Река большей частью находится в области резко-континентального климата, протекает по территории умеренного, субарктического и арктического климатических поясов.
5) По карте природных зон:
В каких природных зонах протекает река.
Большая часть бассейна лежит в таежной зоне, а низовья в зоне тундры и лесотундры, а также арктических пустынь.
6) по карте водного режима:
Режим и питание реки, продолжительность ледостава.
Река с весенним половодьем.
Питание преимущественно снеговое, замерзает в верховье в начале ноября, а в низовье - в конце октября. Вскрывается она в верховье в первой декаде мая, в низовье - в первой декаде июня. Протекает по территории с многолетней мерзлотой.
7) по карте плотности населения:
Определить плотность населения.
Плотность населения чрезвычайно низкая, менее 1 человека на 1 кв. км, лишь в районе города Якутска плотность от 1 до 5 чел. на 1 кв. км.
2. Обозначьте на контурной карте города на берегах реки Лена и укажите их численность населения (Приложение №1).
3. Подчеркните названия городов, являющихся центрами субъектов федерации.
4. Познакомьтесь с краткими сведениями о возникновении городов и их хозяйстве.
5. Определите географическое положение городов.
6. Дополните характеристику реки новыми сведениями.
7. Выводы запишите в тетрадь.
Учащиеся получают новую информацию для размышления и делают выводы, что городов на реке Лена очень мало, все они кроме Якутска, малые по численности населения, одни возникли из старинных острогов, другие появились в результате хозяйственной деятельности, связанной с добычей золота и алмазов, заготовкой и переработкой древесины. В большинстве городов есть речной порт.
Форма выполнения работы:
1. Ученики работают фронтально: составляют характеристику реки и анализируют или устанавливают причинно-следственные связи.
2. По результатам общего обсуждения каждый учащийся самостоятельно записывает основные выводы по теме работы. Выполняют контурную карту. Работы сдаются учителю на проверку.
Планируемый результат:
1. Индивидуальные текстовые работы учащихся.
2. Контурная карта
Работа по изучению реки Лена, подразумевает анализ информации, установление новых пространственных, временных, причинно-следственных связей и возможное обобщение, т.е. продуктивную умственную деятельность, следовательно, способствует формированию общих учебных умений учащихся на новом, более высоком уровне.