Урок по роману М. Шолохова Тихий Дон по теме В мире, расколотом надвое.



МОУ СОШ № 56










Тема урока: «В мире, расколотом надвое».
урок литературы на материале романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»
11 класс










Давыденко Н.Н.,
учитель высшей категории



Калининград
2015 г.




Тема урока: «В мире, расколотом надвое».

Тип урока – урок – исследование, 11класс.

Цель урока: - выяснить предпосылки и специфические черты Гражданской
войны в России, ее социально-экономические итоги и
последствия для судеб страны в ХХ в.;
показать гражданское и писательское мужество Шолохова, показавшего правду о Гражданской войне как трагедии народа;
- проследить на примере литературных героев влияние
войны на судьбы людей;
- воспитание толерантности, уважительного отношения к
людям, независимо от их политических взглядов;
-совершенствование умения анализировать текст;
-совершенствование лингворечевых навыков учащихся.
Оборудование урока:
- Карта «Гражданская война. 1918-1920г.г.».
- Технологическая карта, документы и материалы.
- Мультимедийные презентации.
- Фрагменты кинофильма «Тихий Дон»
/Режиссёр С. Герасимов./



Эпиграф:
Все рядком лежат А я стою меж них
Не развесть межой, В ревущем пламени
Поглядеть – солдат! и дыме
Где свой, где чужой? И всеми силами
Белым был – красным стал: своими
Кровь обагрила, Молюсь за тех и
Красным был – белым стал за других
Смерть победила» (М.Волошин)
(М.Цветаева)

Ход урока.

Ученик читает фрагмент из стихотворения М. Волошина:

И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.
И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас – тот против нас
Нет безразличных: правда с нами!»
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других
М. Волошин

Ученик, представляющий историка:

Гражданская война - одна из самых трагических страниц истории нашего Отечества. Эта война разделила народ на две враждующие силы, сражающиеся не на жизнь, а на смерть за свои идеалы. Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил победит, а какая будет побеждена – о самом их физическом выживании. Отсюда особая острота и жестокость борьбы.
Сегодня, спустя девять десятилетий, оглядываясь назад, мы задаем себе вопрос: Что мы знаем о той далекой, о Гражданской? Актуальны ли сегодня знания о ней? Какие уроки этой войны мы должны знать и помнить, чтобы не допустить ее повторения?

Учащиеся: Высказывают свою точку зрения на поставленный вопрос.

Учитель:
Наша задача на уроке разобраться и понять:
Каковы были причины Гражданской войны, ее особенности, кто были ее участники?
Как повлияла война на судьбы людей?
Можно ли в условиях Гражданской войны говорить о победителях и побежденных?

Что такое Гражданская война?
Дайте определение, просмотрев кадры видеофильма.

Демонстрация кадров из кинофильма «Адмирал»
/ Учащиеся дают определение понятия – «Гражданская война», записывают в тетрадь/

Гражданская война – это организованная вооруженная борьба за государственную власть между различными политическими силами и социальными группами внутри одной страны. Хронологические рамки войны – май 1918г.- ноябрь 1920г.

Учитель: Традиционно главными участниками Гражданской войны называют «Белых» и «Красных». Об участниках этих движений и их руководителях в презентационных работах учащихся.

Презентация учащихся: «Белое движение и его руководители».

Презентация учащихся: «Красное движение и его руководители».

Учитель:
Писатель Борис Васильев писал: «В гражданской войне нет правых и виноватых, нет ангелов и бесов, как нет победителей. В ней есть только побеждённые – мы все, весь народ, вся Россия». К теме Гражданской войны обращались многие писатели. Но, пожалуй, никто не показал её так пронзительно, как М.А.Шолохов.
Мучительно ищут правду герои его романа «Тихий Дон», ищут, к кому бы «прислониться». Таков главный герой романа Григорий Мелехов. Он пройдет непростой путь в поисках своей правды. И ни на одной противоборствующей стороне её не найдёт: везде лишь обман, жестокость, которой, казалось бы, можно найти оправдание, но которую отвергает человеческая природа Григория Мелехова.
Однако есть в романе герои, нашедшие на первый взгляд свою правду. Поэтому оставим на время главного героя и обратимся к персонажу, которому Шолохов отводит значительное место во второй книге романа. Это Илья Бунчук, убеждённый большевик, прошедший суровую жизненную школу и сознательно вставший на путь революционной борьбы. О его прошлом мы знаем очень мало, но даже короткие воспоминания, которые воспроизводит автор, свидетельствуют о глубоко нравственном характере его жизненного выбора.
- Что же привело Бунчука к большевикам?

Анализ фрагмента 1 романа / кн. 2, ч.4, гл.27.

- Как приведённые воспоминания объясняют жизненный выбор героя?

Вывод. И тяжёлые военные воспоминания, и особенно последняя сцена, вызывающая в памяти встречу Раскольникова с пьяной девочкой, объясняют ненависть Бунчука к существующему миропорядку, стремление перестроить мир на принципах равенства, положить конец войне. Эти устремления героя вполне совпадают с идеями, провозглашёнными большевиками.

Анализ фрагмента 2 /кн. 2, ч. 4, гл.17/
Стойкую, непоколебимую веру Бунчука в большевистские идеалы, преданность партии и Ленину ярко раскрывает сцена расстрела есаула Калмыкова. Когда Калмыков называет Бунчука подлецом, предателем, изменником, плюёт ему в лицо, Бунчук сдерживается, но, когда есаул партию называет «бандой гнусных подонков общества», а о Ленине говорит, что тот «за тридцать немецких марок предал Россию», Бунчук взрывается: «Становись к стенке!»
Однако образ Бунчука дан в романе не просто как образ «борца за идею», и раскрывается его характер не только в революционной борьбе, но и в любви к Анне Погудко. Конечно, эта любовь лишена той поэзии, того высокого драматического накала, которым исполнена любовь Григория и Аксиньи, но и в ней проявляется то истинное, что свойственно Бунчуку. Особенно ярко характеризует Бунчука работа в ревтрибунале.

Чтение и обсуждение фрагмента:
Каким предстаёт Бунчук в данном фрагменте?
Как понимает герой счастье?
Что он ставит выше личного счастья?
Как в портрете героя раскрывает душевное состояние героя?
Почему Бунчук не отказывается от порученного дела?
Почему неспокойна совесть Бунчука?
Почему ему вспоминается один из казнённых?
Почему мечты Бунчука о сыне оказались несбыточными?
Какие реалии периода Гражданской войны отражены в данном фрагменте?

Выводы.
Слепая вера в счастливое будущее и готовность ради него на самые страшные жертвы – характерная черта революционного менталитета. Причём надличная цель становится для Бунчука глубоко личной. Но совесть Бунчука неспокойна, потому что, «истребляя человеческую пакость», он расстреливает и казаков-тружеников. Не оспаривая ни идей революции, ни её конечных целей, он неосознанно ощущает глубочайшие сомнения в справедливости методов революционной борьбы. Невозможно оправдать чудовищные жертвы сегодняшнего завтрашним счастьем, невозможно вырастить прекрасный сад для сына на крови казнённых.
В последний раз мы встречаемся с героем накануне его казни.

Анализ фрагмента 3 /кн. 2, ч.5, гл. 30/

1.Каким мы видим Бунчука перед казнью?
2. Каковы его последние желания?
3. Какую роль играет в эпизоде образ женщины с ребёнком?

Вывод.
С жизнью прощаться очень трудно.
Молодая мать стремится уберечь ребёнка от ужасающей картины насилия.

Учитель:
- Война противоестественна человеческой природе.
- Гражданская война – братоубийственная: здесь не может быть правых и виноватых, здесь каждый – жертва.
- Не случайно весь роман заканчивается сценой возвращения Григория Мелехова домой, картиной широкого донского раздолья и разорённой войной казачьей станицы.

Фрагмент из фильма «Тихий Дон» /финальная сцена/.

Учитель:
Все рядком лежат
Не развесть межой,
Поглядеть – солдат!
Где свой – где чужой?
Белым был – красным стал:
Кровь обагрила
Красным был – белым стал:
Смерть побелила
М. Цветаева

Домашнее задание: подготовить письменный отзыв об уроке.













15