Урок по теме Тихий дон


Тема открытого урока «Роль пейзажа в романе «Тихий Дон» ( на фрагментах из третьей книги)
Цели урока:
Обучающая- выяснить, в чём своеобразие и какова роль пейзажа в романе ; учить умению работать в группах , продолжить работу над развитием устной логической речи учащихся;
развивающая- развитие самостоятельной деятельности учащихся;
воспитывающая- воспитание бережного , внимательного отношения к слову.
Оборудования к уроку: компьютер с медиапроектором, тексты.
Ход урока.
1. Тема, эпиграф ( на доске) « Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!
Хрустально звонкий воздух и - простор.
И колокольчик - жаворонка трели...»
( Д. Кугультинов)
2. Вступительное слово учителя . Роль пейзажа в произведениях. Краткая беседа о пейзаже
в произведениях, изученных ранее: Л. Толстой « Война и мир»( старый дуб и его роль в образе
А. Болконского ), И. Бунин « Тёмные аллеи» , И. Тургенев « Отцы и дети», поэты А. Пушкин,
М. Лермонтов и др. Вывод: ( учащиеся : пейзаж помогает автору передать те чувства, которые испытает он сам или его герой и т. д.)
3. Видеофрагмент « Природа Дона».
-Чтобы показать красоту природы Дона с чем пришлось работать автору? ( камера. плёнка)
- Обратите внимание на репродукции картин художников Саврасова , Левитана, Рокчинского.
-Что обычно используют в своей работе художники- пейзажисты? Какой рабочий материал? (полотно, кисти, краски).
- А с чем работают поэты, писатели-прозаики? ( слово)
Каждый из художников , будь то писатель или художник , творит то , что подсказывает ему его воображение, его восприятие окружающего мира. Нам , читателям или созерцателям, остаётся только восхищаться , удивляться, принимать или не принимать их творения.
- Прослушивание и анализ подготовленных учащимися сообщений ( пейзажные зарисовки).
При подготовке домашнего задания вы должны были обратить внимание на построение и интонацию пейзажа, на его цветовую гамму и роль художественных деталей, на языковое своеобразие, связь с сюжетом романа и психологическим состоянием персонажей.
1) Финал 2-ойкниги. Переход к третьей книге (ученик)
-Зачем автор даёт нам здесь описание природы? К чему нас готовит? ( перемена событий, явлений)
-4. Глава 6 ( ученик).
- Что такое степь для автора?
- Какие краски использованы автором?( антропоморфизм- очеловечивание явлений природы ,саму природу).
5. Глава 19 (ученик) Отметьте амофору и аллетерацию.
6.Глава 20 ( ученик).Что особенно ярко видно в этой главе? ( эпитеты) . Отметьте.
Выводы: учитель- ученик. Пейзаж , оставаясь абсолютно самостоятельной завершённой картиной, одновременно служит средством раскрытия душевного состояния героини. Шолохов находит множество аналогий между состоянием человека и природы.
Учитель: Принцип психологического параллелизма. Природа и человек выступают как самостоятельные, но равновеликие силы.
7. Работа со слайдами ( тексты прилагаются)
1) определить авторство отрывков;
2)восстановить, вставить пропущенный эпитет, глагол;
8. Чтение последней главы романа. Григорий Мелехов у могилы Аксиньи.
- Каким эпизодом подчёркивает автор горе героя?( чёрное солнце)
Вывод .Заключение. Какова функция пейзажа? ( слайд)
Заканчивая разговор о пейзажах, отметим , что эти картины , точные в мельчайших подробностях, передающие особенности природы Дона, выразительны, благодаря яркой метафоричности и колоритному языку.
Жизнь людей и жизнь природы тесно связаны между собой. « Люди как реки»- утверждал Л.Толстой. Ему вторит и автор « Тихого Дона» , уподобляющий и судьбу человеческую и судьбу
Народную течению великой реки по извилистому руслу.