Факультативное занятие по курсу Введение в народоведение по теме: Волга — русская река, 4 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 30
Асбестовского городского округа
«Из методической копилки»
Разработка внеклассного мероприятия
«Волга – русская река»
Введение в народоведение (факультатив)
4 класс
Исполнитель:
Зубова Римма Александровна
Должность:
учитель начальных классов
Асбест
2014
В 4 классе по программе М.Ю.Новицкой содержание курса представлено разделом «Человек и родная земля в народной культуре». Темы занятий посвящены освоению проблемы «История страны и храм души человеческой». Данное занятие идет 10-м по счету в системе раздела «Откуда русская земля стала есть», где мы смогли выявить роль регионов в истории страны, в становлении национального характера и культуры на примере Киевской Руси. А на последующих занятиях рассмотрим, какова роль Москвы, Нижнего Новгорода. Астрахани, Сибири в истории России.
Особенность содержания факультативного курса состоит в том, что изложение материала ведется в форме воображаемого путешествия в пространстве и во времени.
Ребёнок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живёт. Широкие возможности для изучения и знакомства с народными промыслами Урала предлагают факультативные занятия. Важно не только сохранить живое наследие народа, но и сделать его частью современной жизни, предметом пристального и подробного изучения. Главное – обеспечить на занятиях эмоциональный контакт внутреннего мира ребенка с произведениями мастеров. Достигнуть этого помогает включение в занятие соответствующего зрительного ряда, т.е. образцов народного творчества. Только так, на мой взгляд, можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.
Не дублируя уроки окружающего мира, литературного чтения, опираясь на знания детей в этих областях, я стараюсь дополнить и углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на понимании взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, единства материального и духовного мира.
Занятия, построенные по краеведческому принципу, отличаются многообразием наглядности, формами организации работы детей (в группах, парами), вариативностью выполняемых работ.
Опыт работы показывает, что факультативные занятия проходят более успешно, если они проводятся в несколько ином организационном стиле, чем урок. На факультативе ученик должен чувствовать себя свободнее. Структура факультативного занятия предполагает, что формирование понятий происходит на протяжении всего урока, поэтому на всех этапах ведется работа по реализации целей.
На этапе повторения ранее изученного систематизировали имеющиеся знания и готовились к восприятию нового материала.
Для объяснения нового материала использовала следующие методы обучения:
объяснительно – иллюстративный
игровой
метод проблемных вопросов
Результатом деятельности стало совместное создание рукописного журнала, который в конце занятия представила редакционная комиссия. На факультативных занятиях общение учителя и учащихся строится в форме сотрудничества, наставничества.
Перспектива нашей деятельности:
создание творческого проекта «Помечтаем о будущем родной земли».
Тема: «Волга – русская река».
Способы отражения окружающего мира и его свойств в различных видах информации.
Цели:
формирование знаний мировоззренческого, природоведческого и эстетического характера; определение темы и главной мысли текста при его устном предъявлении, устное описание объекта наблюдения;
развитие навыков взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству: умение договориться при работе в группе, паре, оценивать общий результат деятельности, использовать вербальные и невербальные средства общения; умения соблюдать нормы речи в простом и сложном высказывании, элементарное обоснование высказанного суждения;
воспитание любви к Родине.
Задачи:
1) дать представления о Древней Руси, о великой русской реке, с которой связана история государства Российского;
2) организовать работу в группах, парах, используя знания о правилах поведения в группе;
3) развивать уровень речевой культуры.
Тип урока:
Совершенствование знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного материала.
Планируемый результат:
овладение учащимися навыками совместной работы на уроке;
формирование коммуникативной и речевой культуры педагога и учащихся через развитие продуктивного диалога.
Оборудование: 1) физическая карта России; 2) компьютер; 3) репродукция картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»; 4) словарь русского языка:/ С.И.Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И.Скворцова.- М.: ООО «Изд. «Оникс», 2007.-1200 с. 5) Долгушина А.И., Субачев В.В. Традиции земли уральской. Учебное пособие для начальной школы.- Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2006.-128 с.; 6) экспозиция работ уральских мастеров; 7) сценические костюмы.
Форма проведения: устный журнал.
Структура занятия
Организационный момент.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
1.Тест по разделу «Откуда русская земля стала есть»
Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.
Обобщение и систематизация понятий, усвоение ведущих идей, на основе систематизации знаний, выполнение практических заданий.
Страницы устного журнала:
1) географическая;
2) историческая;
3) народные промыслы Поволжья;
4) экологическая;
Подведение итогов занятия.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Мы продолжаем изучать раздел «Откуда русская земля стала есть», поэтому продолжаем свое увлекательнейшее путешествие по Великой Руси, ее традициям и обычаям, культуре и искусству. Каждый человек должен знать свои истоки. Хранить память о прошлом своего народа, любить Родину.
На своих занятиях мы узнаём, что такое Великая Русь? Как она жила прежде? Какие песни складывала и пела? Как создавала художественные творения, дошедшие и до наших времен? Кто были ее великие создатели, известные и безызвестные?
II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
Тест «Откуда Русская земля стала есть»
Цель: формирование представлений о Древней Руси, русских князьях.
1.В каком веке была создана «Повесть временных лет» - первая летопись времен Киевской Руси?
А) в 9 в
Б) в 10 в
В) в 12 в
Комментарий:
В начале 12 в. Известный всем летописец Нестор, живший и работавший в Киево – Печерском монастыре, рассказал о происхождении Русского государства, о начальном периоде его истории и первых его деятелях.
2.Какого князя на Руси называли Красным Солнышком?
А) Князя Владимира
Б) князя Олега
В) княгиню Ольгу
Комментарий:
Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Князь Владимир заботился о русском государстве и о русском народе. Вошел в историю как креститель Руси.
3. В каком году князь Владимир Красное Солнышко ввел на Руси новую религию – христианство?
А) в 1051г
Б) в 988 г
В) в 1380 г
4. Легко ли народ принял новую веру?
А) да
Б) нет
Комментарий: Новая вера прижилась не сразу. Некоторые обряды и празднества сохранились до наших дней, например колядование.
5.Как называется передний угол в доме, украшенный иконами?
А) светлица
Б) божница
в) горница
6. Что помещали в красном углу дома?
А) оберег
Б) свечу
В) икону
Ключ:
1- в
2-а
3-б
4-б
5-б
6-в
- Зачем это нам нужно знать? (ответы детей)
III. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня мы отправимся в путешествие по великой русской реке - Волге. С Волгой связана чуть ли не вся история государства Российского: по реке возили товары, на её берегах разыгрывались жестокие битвы далекого прошлого и недавнего настоящего, тут жили многие наши великие соотечественники, река сегодня, как и в старину, настоящая «кормилица» России!
Сегодня наше занятие пройдет в виде устного журнала «Волга – русская река».
Листая его страницы, мы узнаем как с великой рекой связана история государства Российского, осмыслим закономерности развития культуры и быта народов, проживающих по берегам Волги, поразмышляем над экологическими проблемами в наше время. Будем учиться развивать свой уровень речевой культуры.
Результатом нашей работы будет совместное создание рукописного журнала, который нам в конце урока представит редакционная комиссия.
IY.Обобщение и систематизация понятий, усвоение ведущих идей, на основе систематизации знаний, выполнение практических заданий. 1. И первая страничка нашего журнала - географическая.
Помните песню: «С голубого ручейка начинается река…»? Каждая река и впрямь начинается с маленького ручейка, берущего свое начало от чистого родничка, от горного ледника или маленького лесного озера. Потом каждая река становится полноводнее, шире, принимает в себя притоки – другие речки и ручейки, сама впадает в озеро, реку или море.
Вот и большая река Волга рождается из чистого ключа на болоте в западной части Тверской области. Первые упоминания об истоке Волги находят у летописца Нестора в «Повести временных лет» (1114-1116 гг).
Для нас Волга – исконно русское название, вобравшее в себя столь многое, что его с полным правом можно поставить в ряд с другим светлым словом – Россия.
Русскому сердцу слышится в нем и Вольга – имя былинного богатыря, и слово «воля», выражающее заветное стремление нашего народа к свету, братству и единению.
- Ребята, давайте узнаем, как называли Волгу в древности? (рассказы учащихся)
1.В древности ее называли «Ра» - щедрая. Арабы в Средние века именовали ее «Итиль», что в переводе означает «река рек», а арабский географ X века Ибн- Хаукаль писал о ней как о «реке русов», русской реке.
2. Специалисты утверждают, что название Волги – финского происхождения (ведь в ее бассейне с древности и доныне живут племена и народы финской ветви) и означает «светлое. священное». Но и для нас, и для всего мира это название давно уже стало исконно русским, сохранив, вобрав в себя значения всех иных названий.
3. Начинается Волга с небольшого ручейка на Валдайской возвышенности, принимая на пути притоки и речушки – своих друзей, становится все шире и шире и могучее, в районе Астрахани ширина реки достигает 50 километров, а длина ее 3.688 км.
Учитель:
Волга по праву считается самой большой и многоводной рекой Европы. Волга – река равнинная.
Территория, откуда река берет воду «для своей надобности», простирается широкой полосой от Валдайской и Среднерусской возвышенности до Урала. Семью тысячами малых и больших притоков связывает она север страны с югом и запад с востоком. Об этом говориться в стихотворении А. Твардовского «Семь тысяч рек»
А.Твардовский «Семь тысяч рек» (читает ученик)
Семь тысяч рек – ни в чем не равных
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных
Текущих вдаль – семь тысяч рек
Она со всех концов собрала-
Больших и малых, до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздили шар земной…
Пусть воды их в ее теченье
Не различимы, как одна.
Краев несметных отраженье
Уносит волжская волна.
В нее смотрелось пол-России:
Равнины, горы и леса,
Сады и парки городские,
И вся наземная краса.
Вот почему нельзя не верить,
Любуясь этою волной.
Что сводит Волга – берег в берег-
Восток и запад над собой,
Что оба края воедино
Над нею сблизились навек,
Что Волга – это середина
Земли родной. Семь тысяч рек!
Учитель:
Волга не просто река, не просто вода, не просто водный путь. Волга – путь исторический, где сходятся прошлое и настоящее русского народа и всех народов, населяющих волжские берега: удмуртов и марийцев, татар и чувашей, мордвин и калмыков. Где сплетаются воедино старое и новое, великое и вечное.
2-я страничка: историческая
В течение столетий эта могучая река была настоящей торговой артерией, по которой везли товары с русского Севера в государства Средней Азии, а персидские, армянские и прочие купцы поднимались вверх по Волге торговать с русскими городами…
- Как назывался этот знаменитый в древности торговый путь?
(«из варяг в греки»)
Все перевидела Волга, все пережила, все перечувствовала.
Давайте заглянем в прошлое. Перед вами картина – «Бурлаки на Волге», а написал ее один из самых прославленных русских художников – Илья Ефимович Репин (1844 – 1930) Однажды художник увидел бурлаков, которые тащили по реке огромную баржу.
Сегодня даже взрослые уже мало что знают о бурлаках, а ребята – тем более! Ни папы с мамами, ни бабушки с дедушками никогда этих самых бурлаков, которые тянут вверх по течению реки груженные баржи, живьем не видели. Уже давным – давно все суда, плывущие по нашим рекам, передвигаются с помощью мощных машин, механизмы которых вращают лопасти гребных винтов.
Кто такие бурлаки? Где мы можем найти толкование слова? (С.И. Ожегов)
Бурлак. В старину: рабочий, к-рый в артели тянет на бечеве суда против течения. (стр. 79)
Сейчас нам трудно себе представить, какой это непосильный труд. Бурлаки были выносливыми, могучими людьми из народа. Бурлацкие ватаги (так назывались артели, бригады бурлаков) были самой характерной приметой волжских берегов. Шли на Волгу из всех российских губерний. Среди них было много люда темного, с разбойничьим прошлым; были и беглые крепостные - бурлацкая ватага принимала всех. Работу свою бурлаки начинали с рассвета и заканчивали с первой звездой, появлявшейся на небе. Ночевали тут же на берегу. В лямке первым шагал самый опытный и сильный бурлак, командовавший всей ватагой. Он задавал ритм движению; по его команде бурлаки запевали песню. Песни пели разные.
Репин в своей картине показал не только их тяжелый труд. Но и силу, и характер каждого.
Есть у русского поэта 19 в Н.А. Некрасова такие строки:
Вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мертвый, похоронный крик…
О Волге сложено много русских народных песен.
Давайте вспомним одну из них «Вниз по матушке по Волге…» (исполнение- хор)
Судьбы многих людей определяла близость к реке. На реке возникло много городов.
Тополя высокие, стройные стоят (читает ученик)
И на Волгу – матушку
С нежностью глядят.
Я хожу по берегу, вижу корабли,
Но они от берега ой как далеки!
Волга, Волга – матушка,
Русская река, города на Волге-
Родина моя!
Работа в группах:
Рассказы учеников о Саратове, Волгограде, Ярославле, Нижнем Новгороде.
(Докладчики читают свои сообщения и обсуждают по составленным вопросам)
Следующая страничка нашего устного журнала называется
«Народные промыслы Поволжья»
Пожалуй, нет в России другого района, где бы народное искусство было бы представлено так широко, как здесь.
Большинство жителей Поволжья с давних времен слыли искусными ремесленниками.
-Кого называют ремесленником?
Ремесленник – человек, который занимается, владеет ремеслом.
- А что такое ремесло?
Ремесло – профессиональное занятие- изготовление изделий ручным, кустарным способом. (Словарь.- стр.883)
Особенно славились мастера по дереву – резчики, плотники, столяры. В народе даже говорили, что «лес заволжанина кормит».
Роспись по дереву относиться к наиболее ярким проявлениям народного творчества.
Давайте вспомним, ребята, как называется живопись, о которой мы говорили в прошлом году. Вот её изделия. (Показываю изделия из Хохломы). Верно, Хохлома.
А теперь посмотрите на эти вещи. Эта роспись сильно отличается от хохломской, в первую очередь, своей сюжетностью. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития и т.д. И эта роспись называется городецкой.
А это кто к вам пришел? Ваша старая знакомая тетушка Матрешка. И приехали к нам эти матрешки из города Семенова Ивановской области.
Работа в ресурсном круге
- Представим себе, что на миг мы можем перевоплотиться в дерево.
Вопрос для обсуждения: Если бы я был деревом, то какого мастера бы предпочел? Какие качества его личности были бы для меня важны? (В руках учащихся деревянное изделие, которое они передают по кругу).
Возможные ответы учащихся:
- Я бы выбрал мастера вдумчивого, ответственного, рассудительного, добросовестного, мудрого, терпеливого и т.д.
Закрепим, как понимаете различия народных художественных ремесел.
Игра «Найди лишнее»
Учимся находить предметы определенного промысла среди предложенных. Данная игра развивает внимание, наблюдательность, речь – доказательство.
Материал: 4-5 изделий или иллюстрации одного промысла и одно – любого другого.
Ход игры: Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.
Игра «Что изменилось?»
Учимся анализировать и уметь объяснять в чем отличие. Данная игра позволяет развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции.
Материал: предметы разных промыслов.
Ход игры: 5-6 предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами или убирает какой – либо. Задача играющих: угадать, что изменилось.
( Можно усложнить задание - описать его).
О народных промыслах, о народном искусстве Поволжья можно говорить бесконечно, традиции живут и развиваются и поныне.
- Дети, какими видами народных ремесел славится наш край?
Работа с учебником.
- Об этом прочитаем в учебнике «Традиции земли уральской» (с.16-18)
Обобщение:
Для всех народов Урала характерно занятие ремеслом и промыслом, но наблюдались отличительные особенности. Русские опережали другие народы в обработке дерева, глины и металла, татары и башкиры – кожи и шерсти, марийцы и удмурты выделялись обработкой растительных волокон, а манси – мехов.
Многие крестьяне Среднего Урала изготавливали долбленую, плетеную, резную, берестяную утварь. Изготавливали чашки, ковши, солонки, ложки, корыта, жбаны на высоком художественном уровне. Украшали резьбой и росписью. Свой товар ремесленники вывозили на ярмарки Нижнего Новгорода, Казани, Вятки.
Слава Урала как края самоцветов. Излюбленными камнями Урала являются: изумруд, малахит, родонит, яшма. Камнерезное искусство на Урале получает большое распространение. Оно становилось потомственным и, переходя от поколения к поколению, всё более крепло и совершенствовалось.
- Как создаются каменные изделия мы увидим, просмотрев отрывок фильма «Земля мастеров». (3 мин.)
На нашем занятии представлена экспозиция работ уральских мастеров.
Учитель: Мы много говорили о том, как прекрасна Волга, чем она богата, но у нее не все так идеально, у нее есть большие проблемы – это экология.
4-я страничка: экологическая
Сценка.
Рыболов сидит на берегу, ловит удочкой рыбу, напевает.
Рыболов. Я сижу на берегу,
Удочку кидаю.
Может быть, мне повезло:
Рыбку я поймаю.
Тихо плещется вода,
В ней луна полощется,
Рыбка, ты плыви сюда,
Очень кушать хочется.
Рыболов поймал рыбу – мутанта. На лице – испуг.
Рыболов. Вот это да! Ничего себе, ушица клюнула! Ты кто?
Рыба. Я – то? Раньше рыбой называлась, голавль я! А теперь мутантом кличут!
Рыболов. Ой! Да ты ещё и говорить можешь!
Рыба. Да я теперь много чего могу, только есть меня нельзя! Ты, я вижу, хотел ушицы отведать? Эта ушица могла бы стать твоей последней. Поел бы ушицы, да на утро и не проснулся бы.
Рыболов. Вот тебе и на! Ну и страху ты на меня нагнала! Что же это с тобой стряслось, рыбонька? Кто же это тебя так изуродовал, голавлюшка?
Рыба. Вопрос твой скоро сказывается, да ответ мой долог будет, пойдем, человече. Я тебе кое – что покажу да кое – что расскажу!
Рыболов. Куда это мы пойдем? В речку, что ли?
Рыба. Да, в речку.
Рыболов. Ты что же – добровольно утонуть предлагаешь?
Рыба. Нет, не утонуть. Я на прием тебя зову к водяному. Последним таким гостем у нас Садко был, да с тех пор воды столько утекло. Ну, в общем, чистая вода так почти вся утекла, другая теперь течет. Эту новую теперь и водой – то назвать страшно. Это не вода, а целая таблица Менделеева. Ну, пойдем, авось жить останешься.
Рыболов. Ладно, пойдем, голавлюшка. Вижу я, здесь дело хитрое наклевывается.
Рыболов с рыбой уходят.
Учитель: Да, ребята, слушая эту сценку, есть над чем задуматься, какой у нее конец – судить вам.
Проблемный вопрос:
Оцените состояние природных ресурсов.
- О чем говорят подсчеты ученых? Какие следует сделать выводы?
- Пресная вода составляет менее 3% всей воды на Земле.
Комментарий:
Помните: чем бережнее мы с вами станем относиться к воде, чем экономнее будем её расходовать, тем меньше окажется нагрузка на водные источники. Ведь истощая подземные озера, реки, мы наносим вред природе, нарушаем равновесие, складывавшееся миллионы лет.
Используя схему, расскажи о мерах по охране вод: (работа в парах)
- строительство очистных сооружений;
- экономия воды;
Охрана вод - посадка и охрана растений по берегам водоемов;
-использование для очистки воды растений и животных, являющихся живыми фильтрами;
- контроль за уровнем загрязнения воды;
- Как вы поработали в парах?
Работа в паре:
Мы пришли к согласию Не пришли к согласию

А мы продолжим нашу экологическую страничку.
Монологические рассказы учеников:
Земля – всего лишь малая частица Вселенной, но только на ней одной есть жизнь. Все мы любим лес с грибами и ягодами, с цветами и птичьими трелями. Любим речку, особенно в летнюю пору, когда можно окунуться или ранним утром посидеть на ее берегу с удочкой.
Всё это мы любим и хотим, чтобы окружающая нас природа была красивой, богатой, радостной. Но ни лес, ни озера, ни луга, ни реки не могут сами позаботиться о себе. А человек все безжалостнее с каждым годом истребляет природу, и виноваты здесь не только заводы и фабрики, которые отравляют своими выбросами воздух и реку, но и мы с вами, ребята, тоже. Ведь очень часто мы, не задумываясь, можем раздавить букашку, сломать молодое деревце, нарвать домой целую охапку цветов.
Уже сейчас многие звери и птицы, растения и насекомые занесены в Красную книгу: книгу редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Её обложка красного цвета – сигнал тревоги, опасности. В Красную книгу внесены те растения и животные, которых на земле очень мало. Их надо охранять и беречь. И сейчас мы хотим познакомить вас с некоторыми из них. (картинки)
2. В Красную книгу внесены и взяты под охрану многие цветы. Берегите их! А если хотите собрать букеты из душистых ландышей, нежных колокольчиков – вырастите цветы сами. Почти у всех цветов есть садовые двойники. А вот кувшинка белая растет только в водоемах, это очень древнее и красивое растение, свое название кувшинка получила по форме плодов, напоминающих кувшин с широким горлом.
Вместе с кувшинкой в Красную книгу попал и камыш. К сожалению, мы не всегда понимаем, что к природе надо относиться бережно и мудро. Чтобы земля не превратилась в пустыню, человек должен изменить свое отношение к природе, стать ее другом. С чего же начать обращение к учащимся?
С самого простого
Правила на доске:
-Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев!
- Не увозите с прогулок охапки цветов!
- Берегите птиц!
- Не разоряйте гнезда и муравейники! А природа отплатит вам своей красотой и богатством.
Мы перевернули последнюю страничку нашего журнала.
Y. Подведение итогов занятия (рефлексия) .Представление рукописного журнала как результата вашей работы станет достоянием других учащихся.
На уроке мне было
Интересно (в коробочку кладем полоску красного цвета)
Скучно (в коробочку кладем полоску синего цвета)
Посчитаем, сколько каких?
- Какие яркие моменты расскажите родителям, придя домой?
- Всем спасибо.