Конспект урока по теме Волга-великая река России (9 класс)


Волга - великая река России
(Интегрированный урок)
Цель: Познакомить уч-ся с одной из крупнейших рек европейской части России – рекой Волгой. Расширить знания учащихся о природных особенностях реки
Задачи урока.
1.На примере реки Волги доказать справедливость утверждения «река – продукт климата», тесную связь рек с другими компонентами природы, устанавливая при этом межпредметные связи географии с литературой, биологией, историей, изобразительным искусством.
2.Показать учащимся какие исторические события, важные для становления России, происходили на берегах реки Волги. Продолжить формирование любви к России, родному краю, воспитание патриотических и гражданских чувств.
3.Закрепить умения учащихся работать с различными источниками географических знаний.
Оборудование.
1.Географические карты (физические карты Европейской части России и Астраханской области, политико–административная карта Европейской части России, исторической карты России).
2.Атласы России и Астраханской области.
3.Учебные картины и таблицы по теме урока.
4.Компьютер, мультимедийный проектор, презентация
5.К/фр:«Волго–Ахтубинская пойма»,к/фр.«Казань» - столица Татарстана, к/фр. «Волгоград».
6.Открытки, фотографии, репродукция картин известных художников с видами реки Волги.
7.Записи песен о Волге.
Ход урока
На доске написаны тема урока и эпиграф:
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубины лесного рудника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.
Н. Палькин.
Висят географические карты: физическое и политико-административная Европейской части России. На стенах учебные картины и репродукции картин известных художников.
Учитель географии начинает урок
Сегодня мы с вами проведем урок на тему «Волга – великая русская река». Волга – это не просто крупнейшая река Европы, пятая по длине России и шестая во всем материке Евразии. Волга – это символ и любовь России; народ ласково называет реку «Волга – матушка». Свою любовь к Волге выразили в своих произведениях великие писатели.
Предоставим слово учителю литературы. Ребята читают стихи и отрывки из поэм выдающихся русских и советских поэтов, посвященных Волге.
Учитель географии. Продолжаем дальнейшее знакомство с рекой. Исток Волги – ключ у деревни Волговерховье в Тверской области, устье – соленые воды Каспийского моря. А сейчас немного статистики, цифры о многом говорят.
Учащиеся. Длина реки Волги – 35-31 км, площадь бассейна – 1360 тыс. км2 .Река Волга – равнинная река. Ее падение составляет 250 м. Падение реки – превышение истока над устьем. Уклон реки небольшой, 7 см на 1 км. Уклон реки – отношение падения реки к ее длине. Дельта Волги – 19 тыс. км2 Волга принимает около 200 притоков. За год по Волге стекает около 250 куб. км воды. Температура воды в середине лета – от +200 до +250С.
Учитель географии. Продолжаем рассказ о Волге. Дадим слово гидрологу.
Учащиеся. На Волге за годы Советской власти построен каскад гидростанций: Канаковская, Угличская, Рыбинская, Горьковская, Чебоксарская, Волжская, Им. В.И. Ленина (г. Жигулевск), Саратовская им. Ленинского Комсомола, Волжская им. XXII съезда КПСС ( г. Волжский ) . У Рыбинской ГЭС возникла Рыбинское водохранилище, за его размеры его называет Рыбинским морем. Когда плывешь по середине, то не видно берегов. Волны в бурю вздымаются в высоту в два человеческих роста.
Гидролог. Другими сложными гидросооружениями являются судоходные каналы, которые связали Волгу с другими реками Русской равнины. Канал им. Москвы связал Волгу с рекой Москвой. Волга – Донской канал им. В.И. Ленина связал Волгу с Доном. Благодаря системе каналов Москва стала портом пяти морей.
А сейчас дадим слово экологам, которые в своих сообщениях остановятся на проблемах, возникших с постройкой плотин на реке Волге.
Первый эколог. Положительные моменты: с постройкой плотин были созданы запасы воды, которую можно было использовать для орошения пашни, обводнение пастбищ, для потребления заводами и фабриками. Улучшились условия судоходства на реке. Оказался зарегулирован сток реки Волги, не стало разрушительных весенних половодий и отмелей в летнюю межень. Страна получила дешевую и экологический чистую электроэнергию.
Второй эколог познакомит с отрицательными последствиями постройки каскада ГЭС на Волге. При образовании водохранилищ под воду ушли тысячи гектаров плодородной пашни, заливных лугов и пастбищ. В районах водохранилищ поднялся уровень грунтовых вод, а это привело к заболачиванию территории. При затоплении пришлось переносить села и города, а это дополнительные затраты, человеческие переживания и трагедии. Плотины на Волге преградили путь ценным проходным рыбам, идущим на нерест. Волга на всем своем протяжении превратилась в систему озер, а это сказалось на качестве воды.
Учитель. От экологов эстафета перейдет к биологам. Волга пересекает несколько природных зон.
Первый биолог. От истока до Казани протянулась лесная зона. В лесную зону входит южная подзона тайги с хвойными породами деревьев: ель, пихта, сосна. Здесь благоприятные условия для земледелия. Для повышения плодородия земель необходимо внесение удобрений и известий. Для животноводства имеются прекрасные заливные луга. Зона смешанных и широколиственных листов расположена южнее. Сильно изменена растительность зоны, сейчас леса занимают менее 30 % площади зоны. Преобладают вторичные породы деревьев – береза, ольха, осина. На местах прежних лесов раскинулись пашни, сады, пастбища. Дерново – позолитсые и серые лесные почвы отличаются большим плодородием.
Второй биолог продолжает. Лесостепная зона тянется от Казани до Саратова. Она является переходной зоной от лесов к степям. Здесь участки лесов чередуются участками степей. Степи тянутся от Саратова до Волгограда. Здесь мало выпадают осадков – 300-400 мм, коэффициент увлажнения – от 0,6 до 0,3. Высокие летние температуры, сильные ветра вызывают засухи; суховеи, пыльные бури причиняют большой вред растительности. В степях распространен чернозем мощностью 50-80 см. Степи почти полностью распаханы. Участки девственной степи можно увидеть только в заповеднике. В степи выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу и другие сельскохозяйственные культуры.
Третий биолог заканчивает знакомство с природными зонами Волги: от Волгограда до Каспия тянутся зоны полупустынь и пустынь. Климат резко континентальный, осадков мало – 250 мм и менее в год. Температура в июле – до +250С. Лето жаркое и длинное, солнечных дней в году более 200. Коэффициент увлажнения – 0,3-0,1. Растительной массы мало. Почва пустынь – сероземы. Растительность приспособлена к сухому климату: длинные корни, вместо листьев колючки. Животные зарываются в песок, прячутся в норах, летом впадают в спячку. Земледелие возможно при орошении. В пустынях имеются пастбища для овец и верблюдов.
Учитель географии. А сейчас посетим уникальный уголок Волги – Волга –Ахтубинскую пойму. Демонстрация к/фр «Волго-ахтубинская пойма».
Учитель географии. Волга с ее прекрасными и удивительными уголками привлекала и привлекает внимание известных художников. Передаю слово учителю изобразительного искусства. (Учитель знакомит учащихся с полотном И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», пейзажами И. Левитана и других знаменитых художников).
Учитель музыки. О Волге сложено много песен на стихи известных российских поэтов. (Звучат песни о Волге).
Учитель музыки знакомит учащихся с творчеством великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина.
Учитель географии. Река Волга объединила многие народы России, связала их судьбы. На ее берегах живут русские, марийцы, чуваши, татары, немцы, калмыки. Эти народы имеют свои национальные образования – республики: Татария, Чувашия, Мордовия, Марий Эл, Калмыкия. Но есть исключения: не имеют своей республики немцы: Поволжья.
Демонстрация к/фр. «Казань» - столица Татарстана.
Учитель географии. Важные исторические события происходили на Волге. Они были поворотными в судьбе России. Об этом нам сейчас расскажет учитель истории.
Он знакомит учащихся с историческими фактами и событиями. Варианты изложенного материала: 1. Присоединение и заселение славянами территория Поволжья. 2. Восстание Степана Разина. 3. Сталинградская битва в годы Великой Отечественной Войны. Демонстрация к/фр. «Волгоград».
В заключение берет слово учитель географии. Наша Астраханская область связана с рекой Волгой, мы – волгари, живем на ее берегах, мы уже многое знаем и еще больше узнаем на уроках биологии, истории и географии.
III.Закрепление:
Какую роль сыграла Волга в истории России?
Приведите доводы, подтверждающие роль Волги в хозяйственной жизни населения.
Какие негативные последствия экономического характера имело строительство ГЭС?
IV.Домашнее задание. § 18. Нанести на контурную карту формы рельефа и реки, упоминаемые в тексте § 18.
В заключение урока учитель географии подводит итоги интегрированного урока. Благодарит коллег за участие. По итогам урока выставляет оценки