Классный час в з-м классе Учиться-всегда пригодится


Классный час в 3 -м классе по теме
«Учиться – всегда пригодится»
Человек должен учиться, потому,
что он человек.
В.А. Сухомлинский
Цель: объяснение и убеждение учащихся в том, что знания нужны и всегда пригодятся в жизни.
Задачи:
способствовать развитию у детей любознательности;
формировать положительное отношение к знаниям, книгам;
развивать у детей умения работать в команде;
побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора;
способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся.
Ход классного часа.

1. Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, что станет предметом нашего разговора сегодня?
Дети смотрят на доску, там «расположились» начала пословиц.
Задание – закончить их. (Слайд 2)
Ученье и труд…(рядом живут).
Знание и мудрость…(украшают человека).
Ученье - свет, а…(не ученье - тьма).
Не стыдно не знать -… (стыдно не учиться).
Ученья корень горек,…(да плод сладок).
Ученье лучше...(богатства).
Рукой победишь одного,…(головой - тысячи).
Может кто-то, ещё знает другие пословицы или афоризмы?
Предполагаемые ответы детей:
Знания – сила.
Мир освещается солнцем, а человек – знанием.
К добру и миру тянется мудрец, к войне и ссорам тянется глупец.
Мудрости учиться – всегда пригодится.
Если за день ничего не узнал – день прожил зря.
И сила уму уступает.
2. О чём же мы будем сегодня с вами говорить?
- Да, вы правы, мы будем говорить об учёбе, а чтобы беседа состоялась, нам нужно сформулировать тему классного часа. Кто готов ответить?
Один из ребят говорит «Учиться – всегда пригодится». (Слайд 3)
-Хорошо. Итак, тема нашего классного разговора «Учиться – всегда пригодится».
-Ребята, а теперь мне бы хотелось послушать вас, выскажите своё мнение, ответьте на один вопрос: «Для чего человек учится»?
Дети говорят искренне, ответы разные (чтобы быть грамотным, чтобы быть богатым, мама заставляет, чтобы получить престижную профессию, чтобы радовать родителей и др.)
- Молодцы, ребята, главное, что вы не лукавите и не хитрите, а сейчас я расскажу итоги анкеты, которую мы провели ранее. (Слайд 4)

Вопросы анкеты
Ответы обучающихся1
Всегда ли ты с желанием ходишь в школу?
С желанием – 72%
Без желания – 20%
Когда как – 8%
2
Легко ли тебе учиться в 3 классе?
Легко – 66%
Иногда легко – 4%
Тяжело – 30%
3
Какие учебные предметы даются тебе легко?
4
Какие учебные предметы даются тебе с трудом?
5
Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания?
10мин – 8%
30–40мин – 31%
1–2ч – 38%
2-2,5ч – 15%
5-8ч – 8%
6
Домашнее задание выполняешь самостоятельно или прибегаешь к помощи родителей, друзей?
Д.З. делаю самостоятельно – 43%
С помощью – 29%
Иногда с помощью – 29%
7
Кем ты видишь себя в будущем?
В будущем хотят быть:
Юристом
Дизайнером
Певицей
Ветеринаром
Бизнесменом
Директором
Футболистом
8
Что нужно тебе для того, чтобы в будущем стать тем, кем хочешь?
Хорошо учиться – 73%
Много трудиться – 15%
Закончить худ. школу – 4%
Быть уверенным в себе – 4%
Танцевать – 4%
9
Твоя заветная мечта. Пожелай себе сам.
3. А теперь я хочу тоже ответить на вопрос: «Для чего человек учится»?
Человек рождается, так начинает учиться: кушать, ползать, ходить, говорить и т.д. Человек всю жизнь учится. Человек учится, прежде всего, потому, что его мучит любознательность, инстинктивная тяга к знанию. Это – внутренние побудительные причины. От природы они есть у всех, но в иных людях они развиваются, в других – заглушаются обстоятельствами. Человек может учиться и потому, что его принуждают к учению житейское здравомыслие: не научившись, он не сможет занять в жизни положение, которое он бы хотел занять.
Всё это создаёт внешние побудительные причины. Они также сильны, как и внутренние. Когда внешние побуждения развивают природную любознательность, эти два двигателя творят чудеса, делают человека невероятно способными.
Чтобы подтвердить эту мысль, вспомним историю Михаила Васильевича Ломоносова, Ковалевской Софьи Васильевны и Петра Великого. (Слайд 6)

(Как пример можно привести трёх известных человек, но рассказать подробно об одном. Я расскажу вам о Петре I. Если обучающиеся захотят больше узнать о Ломоносове или Ковалевской, можно отправить их на сайт, который есть в презентации).Михаил Васильевич Ломоносов первый русский учёный – естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист. Как он стремился к знаниям. В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправляется караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий год он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трёх городах России – в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге – можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели с рыбным обозом, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву, где он никого не знал. Так он начал своё обучение в Москве. Он изучал, такие науки, как математику, химию, физику. Ломоносов был астрономом, географом, приборостроителем, металлургом, геологом, поэтом, художником, историком, поборником развития отечественного просвещения, науки и экономики. Утвердил основания современного русского литературного языка. Открыл наличие атмосферы у планеты Венеры. Кому интересно можно зайти на сайт и прочитать об этом великом человеке. (Сайт записан на слайде про Ломоносова)
Ковалевская Софья Васильевна (03.01.1850 – 29.01.1891), русский математик, писательница, первая русская женщина- профессор. В юности брала уроки у видныхпреподавателей, чтобы получить возможность заниматься наукой.
Поступление женщин в высшие учебные заведения России было запрещено. Поэтому Ковалевская могла продолжать обучение только за границей, но выдавать заграничный паспорт можно только с разрешения родителей или мужа. Отец не собирался давать разрешения, так как не хотел дальнейшего обучения дочери. Поэтому Софья организовала фиктивный брак с молодым учёным В.РО. Ковалевским. Правда, Ковалевский не подозревал, что в итоге влюбится в свою фиктивную жену. Кому интересно можно зайти на сайт и прочитать об этом великом человеке. (Сайт записан на слайде про Ковалевскую)
Ни в ком практическая потребность в знаниях и природная любознательность не проявились с такой бурной силой, как в Петре I.
Пётр на верфях работает плотником, сидит, согнувшись в тесной каморке над залом английского парламента – слушает речи ораторов; спускается в шахты…
Он учит, но учится, каждый день своей жизни, но учится для того, чтобы приобрести знания тут, же претворить указ, распоряжение, вдело. Он не стеснялся мелочей, так как он не стеснялся учиться. Учиться – значит покорить в себе гордыню, признаться в невежестве. Этот необузданный, своенравный человек, царь, император, владелец огромных территорий и хозяин миллионов людей, не останавливался ни перед чем и никого не боявшийся, этот человек лишь в одном не знал гордости – в учении, лишь перед одним послушно склонял голову – перед знанием.
ПётрI по старорусскому обычаю начал обучаться в 5 лет. Царевич учился охотно и бойко. Читал книги; «исторические» рукописи; рассматривал в них картинки.Пётр I с юных лет проявлял интерес к разным наукам. Старался освоить военные науки, арифметику, геометрию, астрономию, обучиться артиллерийской мудрости. Любимыми занятиями были пиротехника и токарное искусство.
Пётр I проявлял интерес к заграничному образу жизни. После путешествия в Западную Европу развернул масштабные реформы в России и получил титул императора.
Пётр I издал указ об образовании. Образование стало доступно всем сословиям. «Детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Боярские дети обязаны получать начальное образование или домашнее образование. Солдатские дети – учились в гарнизонных школах. Дети священников учились в духовных школах. Несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу. По приезде Пётр I сам их экзаменовал.
Были открыты в Москве артиллерийские, инженерные, медицинские школы. В Санкт-Петербурге – морская академия. Горные школы при Уральском и Олонецком заводах. Открыты гимназии. Бесплатные цифирные школы в каждой губернии по две..Думаю, что каждому из нас есть над чем задуматься и кто не совсем добросовестно относится к учёбе призадуматься о своём будущем.
4. Физкультминутка.
5. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». (с 8 слайда и далее)
Правило игры.
Игра командная.Участвуют четыре команды: «Мальвины», «Буратины», «Знайки» и «Незнайки».
2 конкурса
1 – литературный
2 – математический
За каждый правильный ответ команда получает звезду
В 1 конкурсе – звёзды жёлтого цвета
Во 2 конкурсе – звёзды зелёного цвета
На вопросы команды отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то ход переходит по очереди к другой команде. Преимущество ответов у команды, где меньше всего звёзд.
I. Литературный конкурс
Какое лекарство хотела дать Мальвина Буратино? (касторку)
Кому из литературных героев принадлежат туфли – скороходы и волшебный посох? (Маленькому Муку)
Назовите трёх русских былинных богатырей. (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович)
Какое учёное знание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас?(Доктор кукольных наук)
Кто был по профессии Гулливер? (Судовым врачом)
Назовите «рабочее место» кота учёного. (Дуб)
Какую песню пели малыши-коротыши, когда летели на воздушном шаре,вместе с Незнайкой? (В траве сидел кузнечик)
Ей «где-то Бол послал кусочек сыру». Кому ей? (вороне)
Как звали песика Элли из повести сказки. Волкова «Волшебник Изумрудного города»? (Тотошка)
Как звали царя из «Сказки о золотом петушке» А. Пушкина, который получил необыкновенный подарок? (Додон)
Подведение итогов литературного конкурса.
II. Математический конкурс
Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько будет весить, если он встанет на обе? (5 кг)
При каком царе впервые русские меры (верста, сажень, аршин, вершок, дюйм, пуд, фунт, золотник) были определены в определённую систему? (при Петре 1)«народу – тьма тьмущая» В Древней Руси «тьма» - это, какое число?(10 000)Решите анаграмму: переставьте в слове бродь буквы так, чтобы получилось слово – математический термин. (дробь)
Отгадай ребус (отрезок)
У разных народов известны свои древние меры: «бычий рёв», «коровий крик», «бука», « стрела», «лошадиный башмак», «пока закипает вода», «петушиный крик». Меры, какой одной единицы измерения? (единицы длины)
Горело семь свечей, две свечи погасили. Сколько свечей осталось?
(7 свечей)
Решите задачу: Из трёх монет одна фальшивая, она легче остальных. За сколько взвешиваний на чашечных весах без гирь можно определить, какая именно монета фальшивая? (за одно взвешивание)
Кот в сапогах поймал щук, и ещё половину улова. Сколько щук поймал Кот в сапогах? (8щук)
Где была составлена таблица умножения? В Индии, в Греции или в Египте?(в Греции)
Подведение итогов математического конкурса.
Заключительный этап .Награждение команд.