Сценарий познавательной игры по русскому языку Грамоте учиться-всегда пригодится

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) основная общеобразовательная школа № 22 (VII вида)»
Городского округа «Город Якутск»
677009 , г. Якутск, ул. Рыдзинского, д. 5
т/факс: (8-4112) 43-94-68/43-90-28





Сценарий познавательной игры по русскому языку
для учащихся 6 - 8 классов
«Грамоте учиться – всегда пригодится»
Подготовила: учитель русского языка и литературы Праведных В.И.





















Ноябрь,
2015г.


Цель: прививать любовь к великому русскому языку, повышать общую языковую культуру, развивать интерес к русскому языку как учебному предмету.
Оформление: перед началом познавательной игры кабинет готовится следующим образом:
Расставляются столы и стулья для трех команд и жюри;
На доске: название игры и команд;
На доске: слова для конкурса знатоков ударения;
На столах, за которыми сидят участники игры, ставятся таблички с названием команд;
На карточках – поговорки:
Непродуманное слово – что недозрелое яблоко;
Лучше столкнуться ногою, нежели словом;
Слово толковое стоит целкового;
Слово – знак ума.
Листы с анаграммами.
Форма проведения: познавательная игра по русскому языку для учащихся 7-9 классов.
Подготовка к занятию:
Написать название игры и команд;
Подготовить таблички с названием команд;
Подготовить для последнего конкурса анаграммы – листы с заданием для каждой команды;
Подготовить призы для награждения команд;
Пригласить учителей в жюри.
Ход игры:
Организационная часть.
С самого раннего детств а и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а он уже слышит мины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык.
Мы вырастаем, идем учиться в школу, в институте – целое море слов, океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаем о том, чего еще не видели (и, возможно, никогда не увидим). Через слова мы узнаем, какие мысли были у наших предков. Мы имеем возможность обращаться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И все это благодаря словам. А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что такое слово? (Ответы учащихся).
А по определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению словаря, слово – «исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетательными звуками, словесная речь». И сегодня мы будем «разумно» общаться и познавать богатства русского языка. Для начала разделимся на три команды, дадим названия командам.
А пусть это будут слова, которые прозвучат в одном смешном анекдоте про русский язык.
Идет урок русского языка в грузинской школе. Учитель говорит детям (говорит с подражанием грузинскому акценту): «Дети, возьмите тетради и запишите: в русском языке слова «ушель», «пришель и «нашель» пишутся без мягкого знака на конце. А слова «сол», «фасол» и «вермишел» - с мягким знаком. Обязательно запишите, дети, потому что запомнить это невозможно».
Пусть наши команды будут носить названия «Соль», «Фасоль» и «Вермишель».
Итак, команды названы, разрешите теперь представить вам наше жюри, в состав которого вошли: Никифорова А.В. – учитель русского языка и литературы, Новикова З.Ф. – учитель-дефектолог, Васильева М.А. – учитель-логопед, Скорая И.В. – педагог-психолог школы.
Нашу конкурсную программу мы начнем с шутливой, но хитрой разминки.

Конкурсная программа.
Разминка.
Что у цапли впереди, а у зайца позади. (Ц)
Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Вчера, сегодня, завтра, послезавтра, послепослезавтра.)
В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет.)
Используйте слово язык в разных смысловых значениях. (Длинный язык, корявый язык, иностранный язык, заливной язык, и т.д.)

Итак, поразмялись, пора переходить к более серьезным заданиям.
Конкурс знатоков ударений.
Расставьте ударения:
Алфавит, портфель, магазин
Каталог, арахис баржа
Квартал документ творог

А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки в своей речи.
Конкурс знатоков пословиц и поговорок.
В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха.)
Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.)
Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было, да и было ли вообще? (На воде вилами писано.)
Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.)
Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.)
О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что вставший рано успевает сделать больше за день? (Кто рано встает, тому Бог подает)
К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующую по смыслу русскую пословицу:
Дагестанская: Торопливым людям не хватит мудрости. (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)
Киргизская: Потихоньку далеко пойдешь, а пляской – устанешь. (Тише едешь – дальше будешь.)
Таджикская: Еще не знал никто и никогда роз без шипов, а удачу без труда. (Без труда не вынешь рыбку из пруда.)
Каракалпакская: Если кривы дерева, то и тень от них крива. (Яблоко от яблони недалеко падает.)
Украинская: И живи до старости, и учись до старости. (Век живи – век учись.)
Малайская: Кончил шить – оборвал нить. (Кончил дело – гуляй смело.)
Киргизская: Чем наполнена посуда , то и выльется оттуда. (Каков человек, таковы и его дела.)
Удмуртская: Слово не стрела, а сердце пронзает. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)
А следующий конкурс называется «В погоне за существительным.»
Сейчас в течение одной минуты вам надо будет написать как можно больше имен существительных, обозначающих качества человеческого характера. Нужно, чтобы эти слова заканчивались на «ость». Располагать их нужно в два столбика: качества положительные и отрицательные.
Например: положительные – храбрость, отрицательные – трусость.
Задание понятно? Тогда приготовились. Начали. (По истечении одной минуты подсчет ответов.)
В пословицах и поговорках часто упоминаются животные. Командам нужно догадаться, о каких животных идет речь в словосочетаниях.

Голоден, как .(волк) Труслив, как (заяц) Грязный, как (свинья)
Изворотлив, как (уж) Хитер, как (лиса) Мокрый, как (курица)
Упрям, как (осёл) Здоров, как (бык) Колючий, как (ёж)
Нем, как . (рыба) Болтлив, как (сорока). Надут, как (индюк)

Конкурс «Анаграммы»
Последнее задание – анаграммы. Вот вам листочки с заданием, а я объясню, что такое анаграмма. Для того, чтобы решить анаграмму, надо отгадать два слова. Причем из первого слова путем перестановки букв должно получиться второе, например: камыш – мышка. Мы даем по одной минуте командам на раздумье и решение анаграмм.
С одним порядком букв
Его увидеть можно в поле.
Большое спелое зерно
К земле его там клонит.
С другим порядком - в высоте
Летит он хищной птицей,
И с ним в проворстве, быстроте
Едва ли кто сравнится. (Колос – сокол.)
Со мною каша лучше станет,
Оближет пальчики едок,
Но буквы поменяй местами
Я превращусь в древесный сок. (Масло – смола.)


Я – сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани.

Подведение итогов.
Наш конкурс подошел к концу. Прошу жюри огласить результаты: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова, пословицы и поговорки, с которыми мы сегодня познакомились, - это всего лишь капля в море слов.
Но, возможно, эта капля приведет нас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.
Мы пользуемся присказками, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена, и была придумана людьми. И поэтому, уж если «полез»за словом в карман мудрых людей, делай это с умом.
Помните: слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, многозначные слова русского языка.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15