Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме Звуки и буква Фф


ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ [Ф], [Ф’]. БУКВА Фф. 
Цель: создать условия для формирования умений выделять из звуковой модели звук [ф], [ф’] и обозначать его буквой Фф.
Задачи:
Образовательные:
учить выделять нужный звук в начале, в середине, в конце слова;
делить звуки на гласные и согласные;
характеризовать согласные по твёрдости - мягкости, парности - непарности, глухости - звонкости;
формировать умение делить слова на слоги, выделять ударный слог;
закреплять умение работать со схемой слова;
вырабатывать навыки слогового чтения у нечитающих детей, совершенствования навыка чтения целыми словами у читающих детей;
уточнять и активизировать словарь детей по теме «Космос».
Развивающие:
развивать мышление, внимание, речь, фонематический слух навык правильного письма.
Воспитательные:
воспитывать стремление к получению новых знаний, умение работать в паре, выслушивать ответы друг друга.
Ход занятия:
Организационный момент.
Психологический настрой.
Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы.
- Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щечки. ( Дети делают щипательные движения руками за щечки). У вас замерз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего занятия.
Воспитатель:
Ребята, а у нас гости. Кто это такие, а тут письмо, сейчас мы и узнаем. Здравствуйте, дорогие ребята это я мальчик Федя и моя собачка Фомка. Однажды, мы с Фомкой решили оправиться в космическое путешествие изучать планеты, но в планеты нам попасть не удалось, так как нужно было выполнить задание прежде чем войти. А задания для нас оказались сложными и мы не справились и мы решили обратиться к вам за помощью. Ребята поможете? Так хочется посмотреть на жизнь в других планетах.
Ребята, поможем?
-Да.
- Ребята, а вы любите путешествовать?
-Да.
К нам подлетает космическая ракета! Она совершенно незаметно появилась из-за густого тумана. У Феди и Фомки есть специальный костюм космонавта скафандр. Мы тоже надеваем костюмы, только так мы можем отправиться в космос (имитация надевания костюмов)
Вперёд! Взлетаем! МУЗАКА
Итак, первая планета, куда мы прилетели называется «МЕРКУРИЙ»
Повторение изученного о буквах и звуках.
Два главных правила вспомнить. Звуки мы слышим и произносим. А буквы мы видим и пишем.
- Назовите буквы, записанные на слайде.
Р Л А М Н Б П В К Д З С (слайд 2)
— Найдите лишнюю букву? (буква А)
— По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы?
(согласные буквы).
Скажите, чем отличаются согласные от гласных звуков?
- Проверим (ответы детей: при произношении согласных звуков встречаются препятствия: зубы, губы, язык, а гласные говорятся открыто). Гласные можно петь, а согласные – нет).Полетели дальше. Следующая планета «ВЕНЕРА»
Конверт с рисунками ( карточки красного, зелёного, синего, чёрного цвета, колокольчик, наушники, молоток)
Задание расшифровать это послание. (Работа по таблице)
Полетели дальше. Следующая планета «МАРС»
Задание по картинкам «Домашние животные».
— Произнесите это слово на картинке.
— Определить сколько слогов в этом слове.
-- Поставьте ударение на нужный слог.
Полетели дальше. Следующая планета «ЮПИТЕР»
Физминутка.
Полетели дальше. Следующая планета «САТУРН»
Послушайте и отгадайте загадку:
Днем он молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает. ( Филин) Слайд 3
— А кто такой филин?
— В лесу, в дупле дерева, живет филин. Днём он спит, а ночью вылетает на охоту. Питается он исключительно мышами, другими мелкими грызунами. Нападает филин на мелких животных. Терпеливо дежурит на своем посту. Часами он ожидает своей добычи.
— Сегодня он прилетел к нам на урок, чтобы познакомить вас с новыми звуками и буквой.
— А как вы думаете с какой?
Выделение нового звука из слова филин.
Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.
Филин прыг, филин скок,
Филиненку дал флажок.
Филиненок рад, рад,
Два фонарика горят.
- Кто такой филиненок? (Детеныш филина).
- С чем сравнивает автор глаза филина? ( с фарами).
- Почему? (они, как фары светятся в темноте).
- Чем похожи слова: фары, флажок, фонарики, филин? (Звуком [ф] в начале слова).
- Как произносится звук [ф] в этих словах? (Твердо) и мягко
- Составьте схемы к этим словам ( по рядам: филин, фары, флажок, фонарик,). Дайте характеристику этому звуку.
( Звук [ф’] – согласный, потому что его нельзя петь: глухой – потому что произносится только с шумом, в этом слове он мягкий, но в других словах может быть и твердым). Составьте схему к слову филин. Один ребёнок у доски. Сравните свою схему со схемой на доске.
Полетели дальше. Следующая планета «УРАН»
Из набора рисунок выделять нужный звук в начале, в середине, в конце слова.
ФЕЯ, ФОНАРЬ, ЖИРАФ, ТЕЛЕФОН,ФАНТАН, ФЛАЖОК, ШКАФ.
Полетели дальше. Следующая планета «Нептун»
Фрагмент мультика «Фунтик»
Ребята, как вы думаете, зачем на этой планете нам показали фрагмент именно этого мультфильма?
Фунтик, Фокусник главные герои , а имена их начинаются со звука Ф.
А, сейчас я вам предлагаю побывать тоже фокусниками. Вырезать букву «Р», вырезали по контуру, раскрыли, что получилось? Какая буква Ф, а на что она похожа,
- Звуки [ф], [ф’] обозначаются буквой «ЭФ».
Показ печатной буквы . На что похожа буква «ЭФ»?.
- С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
- Федя ходит руки в боки.
Значит выучил уроки.
- Ножницы я в руки взял –
Буква Ф я в них узнал
- Буква Эф так нарядилась
В пышный бантик превратилась
А давайте сами её изобразим.
8. Полетели дальше. Следующая планета «Плутон»
Составить предложения из заданных слов.
А)Филин, спать, день. (Филин спит днём). Сколько слов в предложении?
Б) Федя, нюхать, красивый, Фиалка.(Федя нюхает красивую фиалку)
В)Мальчик, рисовать, фломастеры (Мальчик рисует фломастерами)
Пора возвращаться домой на нашу планету «Земля»
- У каждого звука должен быть паспорт. Звук, получивший паспорт, только тогда на письме обозначается особым значком. Оформите паспорта для звуков, используя памятку.
Фамилия: Согласный
Имя: [ф]
Отчество: глухой
Характер: твердый
Место жительства: парныйРебята, а как вы думаете в начале занятия к нам пришли в гости Федя и его собачка Фомка. Потому что в имени их первый звук Ф. Только определите .Какой звук у каждого?
Итог занятия.
С какой буквой мы сегодня познакомились?
На каких планетах мы с вами побывали?