Интегрированный урок литературного чтения и письма в 1 классе по теме: «Согласные звуки [б], [б’], буква б. Строчная буква б.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа №80 имени Героя Социалистического Труда А.С.Мурысева» (МБУ «Школа № 80»)
Технологическая карта
открытого интегрированного урока литературного чтения и письма
в 1 классе «Г» классе
по теме:
«Согласные звуки [б], [б’], буква б. Строчная буква б.»
Учитель:Журавель Светланы Николаевна
учитель начальных классов
МБУ «Школа № 80 » г.о. Тольятти
Самарской области
Дата проведения:
17.12.2013 г.
Присутствовали:
Председатель МО__________________________________И.С. Огуречникова
Заместитель директора по УВР _______________________С.Н. Ширина
Тольятти, 2013 год
Интегрированный урок литературного чтения и письма в 1 классе по теме: «Согласные звуки [б], [б’], буква б. Строчная буква б.»
Учебная тема «Согласные звуки [б], [б’], буква б. Строчная буква б.»
Технологическая карта изучения
Тип урока Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Дидактическая цель Познакомить со строчной буквой «б», звуками [б], [б’], учить читать и писать слова, слоги с этой буквой, показать сходство и различие в произнесении звуков [б], [б’], [п], [п’], развивать познавательные процессы учащихся.
Планируемые результаты Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Работать в команде. Вносить свой вклад в работу для достижения общего результата. Быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению. Не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
- Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте. Помочь ребёнку участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. · Развивать умение работать с разными видами информации. Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради. Работать над формированием умений выполнения действий по образцу. Работать над использованием знаково-символичных средств (Познавательные УУД).
Предметные:
Формировать собственный опыт исследования.
Формы работы, приёмы и методы 1. Подводящий диалог,
2. Поисково-исследовательский прием,
3. Наглядно-иллюстративный метод
4.Демонстрационно – тренировочный приём.
Используемые технологии Игровые, здоровьесберегающие, ИКТ технологии, технологии активного обучения, применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман). ИКТ-и ЭОР (работа с ноубуками) Системный оператор. ТРИЗ технология.

Основные понятия Буква б, звук [б], [б’].
Ресурсы:
- основные
-дополнительные В.В.Волина «Учимся, играя». Л.А. Ефросинина« Уроки слушания,» Л.Е.Журова. Букварь ч.1,с.110-112,раб.тетрадь «Я учусь читать и писать»,с.55-56, Пропись№3,с.10-11
Слоги, иллюстрации, изображающие животных, букву «б», компьютер, проектор, экран, доска, эл.ресурсы, жгутики из пластилина 2 шт. по 20 см и 1шт. по 8 см;
Презентация физминутки c использованием интерактивной доски.
«Академия школьника» раздел «Звуки и буквы», задание №2
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группа

Технология проведения Деятельность учителя Деятельность учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
I.Самоопределение к деятельности
Цель этапа— мотивировать учащихся на изучение темы.
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-установить тематические рамки;
-уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
- обеспечить высокий уровень вовлечённости школьников в активную творческую учебную деятельность;
-создать псевдоконцертное настроения первоклассников; Проверяет готовность учащихся к уроку.
Создает
эмоциональный настрой на урок. Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу: класс наш хоть куда,
Мы начнём урок письма.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Начнем работать
и у нас все получится.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки. Проверяют готовность к уроку.
Отвечают хором на вопросы учителя
Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Садитесь.
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок!
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
Обеспечение
учащимся организации их учебной
деятельности.
(Регулятивные УУД)
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия
(Регулятивные УУД)
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться.
(Коммуникативные УУДII.Артикуляционная
гимнастика
Цель этапа
отработка артикуляционных мышц. 1. ЗЕРКАЛО!
Показывает упражнения
Поработаем с язычком и губами.
2. Упражнение
“Лисичка - собачка”
«Лисичка» – показываем язычок
«Собачка» - прячем язычок
3. Упражнение “Вкусное варенье”
Языком слижем варенье с верхней губы и с нижней. Выполняют действия
по заданному плану
Ох, какое вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок приподниму
И остаток оближу. Учиться выполнять правильность выполнения действий на уроке
(Регулятивное УУД)
III. Актуализация знаний
Цель этапа- постановка цели и задачи урока. –
организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
Игровая технология
Актуализирует знания, необходимые для работы.
Одновременно ведёт работу над развитием внимания, памяти ,речи.
Организует работу по чтению слов на доске, рассказывает сказку, где встречаются
эти слова.
Чтение сказки.
Бе-бе, беда, буква «Б» потерялась. Бусы у девочки превратились в усы, а ей усы не нужны. Болото, подари нам букву «Б», - блеял барашек на берегу болота.
- Буква «Б» мне самому нужна, булькнуло в ответ болото. Тогда барашек побежал к бабушке и попросил у нее:
- Бабушка, помоги. Нам буква «Б» нужна. Если я отдам свою букву «Б», у девочки не будет бабушки, сказала бабушка и вдруг охнула: - Беда, у меня блинчики подгорают. Бабушка успела спасти блинчики, и беда исчезла, осталась только вкусная еда. Бабушка, барашек и девочка в блестящих бусах ели вкусные блинчики и приговаривали: Хорошо, что беду превратили мы в еду. Читают слова, написанные на доске, слушают сказку, выделяют в словах на доске приставки, в которых они есть. Прочитайте слова и назовите героев сказки. Выделите приставку.
Анализировать визуальную информацию, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, знаний.
(Познавательное УУД)
IV.
Введение нового материала.
Цель урока: познакомить со строчной буквой «б», звуками [б], [б’], учить читать и писать слова, слоги с этой буквой, показать сходство и различие в произнесении звуков [б], [б’], [п], [п’], развивать познавательные процессы учащихся.
Игровая технология
- Сегодня мы отправляемся в путешествие за новой буквой. Отгадайте какая? Эта буква спряталась в отгадке.
- Нас ждет много нового и интересного.
Организует наблюдения, помогает вылепить букву учащимся, испытывающим затруднения.
Следит за осанкой.
Назовите предметы.
Просит выдвинуть предположение о цели урока. Поощрять тех, кто правильно предложил.
- Итак, в путь, в «Букварь».

Работа по учебнику страница 112.
Дети называют отгадку.
-Из жгутиков пластилина вылепляют буквы б.
Называют слова.

Отвечают на вопрос учителя, выдвигают предложения.
Дети рассматривают
букву, определяют, на что она похожа.
Дети читают слоги
- про себя, громко, тихо, распределяют слоги под закрашенными моделями (Под синей – согласный звук твердый в слоге, под зеленой– мягкий звук.)
Слушают учителя.
Отгадывают ребус
Отгадайте загадку:
Сядет, хвостик распушит,
Быстро шишку шелушит,
Спрыгнет вниз, сорвет грибок-
Заготавливает впрок.
(Белка)
-Вылепите из пластилина букву белочки
- Эта буква не простая. Назовите предметы, изображенные на картинке.
- Какой звук встречается в каждом слове?
бублик [б]
кубик [б’]
- Составить схему слов «бублик» и «кубик».
- Какие это звуки?
[б], [б’]
- На что похожа буква Б?
13589088265
Буква Б проснется рано.
Буква Б – бочонок с краном. Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком
Выдвигать предположения и обосновывать их.
(Познавательное УУД)
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
-умение сравнивать с образцом; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
(ПознавательноеУУД)Понимать и воспринимать на слух объяснения учителя. Умение с достаточной точностью выражать свои мысли
Не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению
(КоммуникативныеУУД)
V. Закрепление
нового материала.
ИКТ-и ЭОР (работа с ноубуками)
Цель: осуществление проверки на основе сопоставления с образцом умения применять знания по теме урока,
Физкультминутка c использованием интерактивной доски
Цель: Развитие двигательной сферы ребёнка
Проблемный вопрос

Здоровьесберегающая технология
Физкультминутка
Цель: Развитие двигательной сферы ребёнка
Игровая технология Игра со слогами.
Игровая технология
Учитель произносит
[б] – ребенок называет слог, в котором этот звук твердый [б’] – слог, в котором звук мягкий.
Объясняет написание буквы.
Программа «Академия школьника» раздел «Звуки и буквы», задание №2
Подводит итоги данного этапа работы, при необходимости корректирует результаты работы, оценивает работы учащихся.
Валеопауза по здоровьесберегающей системе В.Ф. Базарного.
Презентация
Чем отличаются звуки?
Организует опрос по анализу подготовленных характеристик звуков.
Объясняет значение непонятных слов.
Выслушивает ответы, поощряет правильные ответы.
Организует работу по чтению предложений. (Дает целевую установку на чтение)
Буратино.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
Организует чтение текста на странице110.
Просит найти признаки текста и доказать их.
Контролирует процесс чтения, при необходимости корректирует, задает вопросы после каждого предложения
Осуществляет целевую установку на слушание и степень выразительности чтения.
Чтение по ролям.
Работа в прописи.
Письмо слов с печатного образца.
Обозначения звуков цветными точками.
Комментированное письмо слов второго столбика.
Выделение корней, суффиксов. Учатся сравнивать
Работают с ноутбуками по заданию учителя распознают букву в словах
Работа в прописи страница 5.
Знакомятся с письменной строчной буквой «б» Рассказать из каких элементов состоит строчная буква «б»
Письмо буквы, письмо слогов, рассматривание типа соединения.

Работа по учебнику
страница 110.

Работа в парах, обсуждают
подготовленную характеристику звуков.
Читают предложения. Объясняют разные значения слов «в банке».
Аналогично второе предложение.
Работа в прописи.
Письмо слов с письменного образца.
Письмо однокоренных слов.
Орфографическая работа
Выполняют упражнение для релаксации
Работа по учебнику по странице 110.
Прогнозирует содержание текста по рисунку на кубике, узнают персонаж, читают опорные слова банк, банкрот, кто кем станет.
Дети читают текст про себя, затем вслух по цепочке.
Самостоятельно читают текст,
готовят к выразительному чтению по ролям.
А
[б] И
О
Е
[б’] ЫЁ
У
Прочитать чистоговорки. (Звуков [б], [б’] четко выделять голосом).
Чтение парами слог – слово.
Ба – бак,
Бо – бок,
Бо – бор…
Прочитать слова в столбиках.
- Чем похожи эти слова?
- Чем различаются?
Выделить корень в словах.
- Как называются слова с одинаковым корнем и близкие по значению?
Рассмотрите соединение буквы «б» с последующими буквами.
- Прочитайте слова.
- Что их объединяет?
- Назовите звуки в словах «дуб» – «дубы».
- Почему пишем букву «б»?
Подчеркните проверочное слово.
Прочитайте слова четвертого столбика.
Выделите корень, суффикс.
- Что образуется при помощи суффиксов?
(Новые слова).
- Запишите предложения, найдите однокоренные слова. Выделите корни.
Найдите словарные слова (деревня, дорога, корзина).
Отметьте опасные места. Выделение существенных признаков, классификация.
(ПознавательноеУУД)Взаимодействовать с учителем во время самостоятельной работы.
(КоммуникативноеУУД)Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
(ПознавательноеУУД)Взаимодействуют
в малых группах (парах).
(КоммуникативноеУУД)Адекватно воспринимать оценку учителя.
(КоммуникативноеУУД)Анализировать степень правильности чтения – своего и чужого, вычленять понимания, смысл слов.
(Познавательное УУД)
Понимать и воспринимать объяснения учителя.
(Коммуникативные УУД)
Регулятивные УУД: - саморегуляция;
Познавательные УУД: - проговаривание в речи; Активизировать визуальную информацию, осуществлять актуализацию знаний.
(Познавательные УУД)
Принимать и сохранять учебную цель и задачу, обнаруживать отклонения и отличия от эталона, осуществлять взаимоконтроль.
(Регулятивные УУД)
Выполнять учебные действия в материализованной форме.
(Регулятивные УУД)
Осуществлять самоконтроль понимания задания учителя. (Регулятивные УУД)
VI. Работа над текстом.
Системный оператор.
ТРИЗ технология Организует работу по первичному чтению сказки:
- прогнозирует содержание сказки по заглавию, иллюстрации;
- понимания содержания, подготовка к выразительному чтению;
– выделяет группу экспертов для последующей оценки выразительного чтения. Работа с учебником.
Чтение сказки Н.Сладкова «Лесные мастера». - Соотнесите заглавие с текстом. Подходит ли оно?
- Придумайте свои заглавия «Выбор лесной профессии».
- Можно ли произведение назвать сказкой? Докажите.
- Кто автор сказки?
- Что вы знаете о нем? Активизировать визуальную информацию, осуществлять актуализацию знаний.
(ПознавательныеУУД)VII. Работа над смыслом текста.
Технология развивающего обучения.
Организует обсуждение выразительности чтения:
-представляет слово членам экспертной группы;
- регулирует процесс оценки выразительного чтения.
Работа после чтения текста.
Слушают ответы экспертов. При необходимости участвуют в оценке выразительности чтения.
Осуществлять взаимоконтроль, обнаруживать отклонения и отличия от эталона, осуществлять итоговый контроль по результату.
(РегулятивныеУУД)
VIII. Постановка задачи следующего этапа урока. Технология личностно-ориентированного обучения. Организует обсуждение смысла произведения.
Организует опрос учащихся по итогам работы, оценивает ответы учащихся и результаты работы группы экспертов Слушают описание животных. - Послушайте описание животного и назовите его.
«У этого животного в разных вариациях характерный черно – белый окрас головы, черно – белые полосы заходят и на спину, и на длинную мордочку. Приземистый, с толстым туловищем на коротких лапах, клиновидной головой». (Барсук.)
«Название этого животного означает «речная лошадь». Любит воду. Ему необходимо, чтобы ноги стоял на дне, а голова доставала до поверхности. Глаза, уши ноздри расположены на голове на одном уровне.» (Бегемот.)
- Какую профессию имеют эти животные?
(Барсук - строитель, бегемот – водолаз, как и оляпка.)
- Что нового узнали о лесных обитателях? Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
(РегулятивныеУУД)
Использовать речь регуляции своих действий и действий одноклассников; адекватно воспринимать оценку одноклассников.
(РегулятивныеУУД)
IX. Итог урока. Рефлексия.
Цели:
-зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Игровая технология .Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.
.
.
Побуждает к высказыванию своего мнения, результатов своей работы:
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке
Отвечают на вопросы.
Продумывают ответ
Высказывают свои впечатления от урока, от взаимоотношений на уроке.
Получают позитивный настрой от урока выясняют, уровень усвоения новых знаний. - Ну вот, наш урок подошел к концу.
Мы сейчас начнём рассказ,
Как урок прошел у нас
- Все ли поставленные задачи мы с вами решили, как вы думаете?
- С какими звуками познакомились на уроке?
- Какой буквой обозначаются эти звуки?
Оцените свою работу на этом уроке.
Оцените работу класса на данном уроке при помощи игры «Дистанция»
(Чем успешнее прошёл урок для каждого, чем активнее были дети (по их мнению), тем ближе каждый ребёнок подходит к доске).
Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоения. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.
(РегулятивныеУУД) Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Список используемой литературы

1. Букварь Л.Е.Журова.
2. «Методические комментарии к урокам»В.Ю.Романова,С.В.Иванов,А.О.Евдокимова,М.И.Кузнецова.-М.:Вентана- Граф,2013г.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. Под ред. А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
4. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010
5. Леонович Е.Н. Учимся говорить и писать. М. «Дидактика».1992
6. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
7. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.