Открытый урок Путешествие в сказочную музыкальную странуМелодия


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития детей и творчества города Крымска муниципального образования Крымский район
Педагог ДО Булатова З.А.
МБОУ ДОД ЦРТДЮ
Место проведения база Д.сад № 35
Время проведения 14 ноября 2013 год
Возраст обучающихся 6 - 10 лет
Первый год обучения

ТЕМА:
"Путешествие в сказочную музыкальную страну
"МЕЛОДИЯ"
Продолжительность занятия - 35 минут
Форма проведения: коллективная.
Цель занятий: создание условий для включения детей в систему непрерывного музыкально-эстетического образования посредством занятий в вокальной студии.
Задачи;
1.Знакомство детей в игровой форме с основными понятиями песенного жанра; 2.Выработка первоначальных навыков подготовки голосового аппарата к вокальному исполнению;
3.Развитие познавательной активности детей;
4.Содействие эстетическому воспитанию детей;
5.Создание у детей атмосферы радости общения и успешности.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Мультимедиапроектор, экран, ноутбук (компьютер), пианино,
2. Журнальный столик, стулья для детей, ларец, нотный стан, «волшебная» палочка. микрофон, презентация.
3.Хрестоматия музыкального материала, песенный материал
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1.Приветствие
2. Знакомство
3.Подготовка к «путешествию»
4.Станция «Ноты»
5.Станция «Мажор и Минор»
6.Станция «Театральная»
7.Станция «Грация»
8.Станция «Сцена»
- Подведение итогов занятия
- Выявление настроения детей
- Итог занятия
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Перед началом занятия в записи звучат детские песни. знакомятся с занимают свои места в классе.
Педагог: Здравствуйте, мои друзья! Хотите побывать в сказочной музыкальной стране? Где прекрасные ученики и мудрые педагоги, где учиться не нудно, не трудно, а весело и чудно?
Такая страна на свете есть, называется она «Мелодия»!
 Педагог: Отправляясь в путешествие по нашей стране, возьмите с собой: светлую улыбку и любовь друг к другу, жажду знаний и уверенность в том, что творчество - это сила. Главная цель нашего путешествия – увидеть, как прекрасна музыкальная страна, какие герои её населяют. Чтобы путешествие было успешным, давайте познакомимся. Я пропою сейчас свое имя.
Педагог пропевает свое имя: Зера Акимовна!!!А теперь каждый попробует пропеть своё имя. (Дети пытаются пропеть свои имена)
Педагог: Молодцы, вы прекрасно справились. Для волшебного путешествия и помощники нужны волшебные: сказочный экран, волшебный ключ и необыкновенный поезд. Сказочный экран у нас есть, необыкновенный поезд мы с вами создадим сами: Я буду паровозом, а вы будете вагонами. Давай те сейчас построимся, возьмемся за руки и попробуем погудеть как настоящий поезд.
(Педагог берет флажок и свисток. Дети изображают поезд.)
Педагог: Вот мы и готовы! А как мы попадем в страну «Мелодия»?
(Педагог достает из ларца Скрипичный ключ)
Педагог: Вы знаете, что это такое?( Показывает детям картинку) и пропевает песенку;
"Я ключ скрипичный, не простой
Я отварю ,замок любой
У каждой нотки , дверь своя
Её смогу открыть лишь я!" Правильно, это скрипичный ключ. Он поможет нам открыть дорогу в прекрасную страну «Мелодия».

Педагог: Дорога открыта, путешествие начинается!
(На экране открывается дверь, и дети видят домик в стране «Мелодия».
"Здравствуй, добрый нотный дом! - Кто живет здесь? - Мы живем! – дружно ноты говорят, собираясь в звукоряд. В дом нам хочется войти, но преграда на пути: на двери висит замок, кто б его открыть помог? Есть волшебник и у нас, ласковый, как солнца луч, открывает дверь сейчас Фантазер - скрипичный ключ! "

(Педагог крепит скрипичный ключ на нотный стан.)
Педагог: Но что за путешествие без веселой песни. Чтобы в дороге было веселей, я буду петь песенку, а вы вместе со мной петь и запоминать слова. Итак, приготовились. Поехали…
(Дети вместе с педагогом начинают движение по классу. Звучит музыка, педагог поет песенку:)
"Едет, едет паровоз
Две трубы и сто колес
Две трубы и сто колёс
Машинист и рыжий пес."
(Поезд останавливается.)

Педагог: Наша первая остановка! Посмотрите, ребята, какой замечательный домик! У него 7 этажей. В этом домике живут 7 очень дружных жильцов - ноток.
А вы знаете их имена и кто, на каком этаже живет?
(Ответы детей)
Педагог: Правильно! На первом этаже живет нотка «ДО».
Открываем окошко домика на первом этаже, и дети видят ноту «ДО»
Педагог: В стране «Мелодия» нота «ДО» - символ доброты и дружбы. Эта нота поможет вам найти много друзей.         Ребята, а вы знаете песни о дружбе?
(Дети перечисляют песни )
Педагог: На втором этаже живет «РЕ».Открываем окошко домика, и дети видят ноту «РЕ»
Педагог: Это радость творчества, работа. Как вы думаете, чтобы красиво и правильно петь, нужно много РЕгулярно трудиться?(Ответы детей)
Педагог: Правильно ребята! Пение это регулярные занятия и много труда. Давайте узнаем, а кто же живет у нас на 3 этаже – нота «МИ», МИр песни. Открываем окошко домика, и дети видят ноту «МИ»
Педагог: Ребята, а ведь песни бывают разные: народные и песни, создаваемые композиторами и поэтами. И познакомить нас с этими песнями в дальнейшем сможет нотка «МИ», мир песни!
Педагог: Подскажите, кто живет на следующем этаже?(Ответы детей)Правильно! Нота «ФА».
Открываем окошко домика, и дети видят ноту «ФА». В стране музыки все большие ФАнтазеры и выдумщики.
Педагог: Вот мы и на этаже «СОЛЬ». Открываем окошко домика, и дети видят ноту «СОЛЬ» .В стране мелодии, это означает сотрудничество, согласие, сотворчество. Эти качества очень важны, когда жители страны поют хором. Но в нашей стране учатся петь и по одному. Такое пение называется сольным, а такой исполнитель солист.
Педагог: Этаж нотки «ЛЯ» , земЛЯ, земЛЯки… Эта нотка знакомит своих друзей с наши знаменитыми земляками поэтами и композиторами.(Открывается окошко домика, и дети видят ноту «СИ»).

Педагог: Последняя жительница дома – нота «СИ». «СИ» – это сила. СИла творчества, СИла фантазии, СИла дружбы.
Педагог:"Слева знаки, дальше – точки, между ними есть крючочки, ну-ка, их произнеси? Дети: "До, ре, ми, фа, соль, ля, си!". А теперь наоборот ?Дети:" Си, ля, соль, фа, ми, ре, до."
Чтобы с ними подружиться,
Надо музыке учиться.
Мир прекрасный ты откроешь,
Если нотки все освоишь.
В мир волшебный попадёшь –
Вместе с ними запоёшь!
Будешь с нотками дружить –
Музыкально будешь жить.
Жить без музыки, дружок,
На земле никто не мог.
Вот мы и познакомились с семью новыми друзьями. Мы с ними еще обязательно встретимся, а пока отправляемся в путешествие в поисках новых друзей. Дети вместе с педагогом начинают движение по классу. Звучит музыка, педагог поет песенку:
"Едет, едет паровоз
Две трубы и сто колес
Две трубы и сто колёс
Машинист и рыжий пес.(Дети, поют вместе с педагогом, поезд останавливается, на экране одноэтажный уютный домик.
СТАНЦИЯ «ДО МАЖОР И МИНОР»
Педагог: Наша вторая остановка. А мы попали с вами к двум братьям, с которыми, я надеюсь, мы подружимся. Зовут их Мажор и Минор. И сейчас я хочу рассказать вам одну замечательную сказку.
Жили - были два брата: Мажор и Минор. Мажор был старшим, а минор - младшим. Старший брат всегда веселился:

"Я - лад мажорный: радостный, задорный!". А младший - грустил и вздыхал:"Я печальный с давних пор, потому что я - минор".
Несмотря на разные характеры, братья никогда не ссорились и жили дружно. Вот однажды отправились они в лес по грибы да по ягоды и заблудились...
Ох, пропадём, в яму упадём, запричитал минор. Никогда нам из этого леса не выйти...Да что ты расплакался, успокаивал его старший брат. Не горюй, а лучше песенку спой!
Исполняет песню: "Я минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд, песню грустную пою и сейчас я зареву..."
Песня получилась у минора очень уж грустная. Загрустил вместе с ним весь лес, печально зашелестела трава, затих ветерок, даже птички замолчали. А солнышко спряталось за тучку от грустной песенки минора.
Нет, братец, так не годится! - воскликнул мажор. Давай-ка я спою!
И запел мажор свою песню: Все мы дружно стали вряд, получился звукоряд. Не простой - мажорный, радостный, задорный.
Встрепенулся лес, выглянуло солнышко, защебетали весело птички, подпевая старшему брату мажору.
А ну-ка, братец, веселее шаг! Смотри, как ярко светит солнце, как щебечут птицы! Слышишь? Журчит ручей! Вот в какую сторону нам идти! Так с весёлой песней и выбрались братья из леса! Понравилась вам сказка?
Педагог: Так как же зовут двух братьев музыки?(Ответы детей. Мажор и минор.)(На экране у домика появляются два человечка в контрастных одеждах.)
Педагог: А как вы думаете, какие можно выполнять движения под музыку мажора? А минора?(Мажор - активные: хлопки, прыжки и т.д., минор - плавные.) Мы с вами сейчас проведём игру. Будет поочерёдно звучать музыка. Когда вы услышите мажор, нужно будет хлопать в ладоши, как только зазвучит минор - покачивать руками из стороны в сторону над головой. Всем ясно задание? Посмотрим, кто из вас самый внимательный!(Проводится игра, звучит разнохарактерная музыка.)
Педагог: Молодцы, вы все научились разбираться с настроением музыки, а  значит, подружились с Мажором и Минором. Но наше путешествие продолжается, и необыкновенный поезд вновь отправляется в путь. (Дети вместе с педагогом начинают движение по классу.
Звучит музыка, педагог поет песенку:)
"Едет, едет паровоз
Две трубы и сто колёс
Две трубы и сто колёс
Машинист и рыжий пес."( Дети, поют вместе с педагогом.)
(Поезд останавливается. На экране сцена с аппаратурой и микрофонами.)
СТАНЦИЯ «СЦЕНА»
Педагог: Ну, вот, ребята, мы с вами и приехали на одну из самых главных станций страны «Мелодия» - станция «СЦЕНА». Все кто попадает на эту станцию, становятся настоящими артистами. И верным другом им становится Микрофон. Как со всеми друзьями, так и с микрофоном нужно обращаться бережно. Держать микрофон нужно в одной руке. 4 пальца должны располагать наверху все вместе, а большой внизу. Микрофон не должен закрывать ваше лицо и располагаться на расстоянии 5 -10 сантиметров. Звук должен попадать в середину микрофона.(На протяжении всего рассказа педагог демонстрирует правильное обращение с микрофоном).
Педагог: Сейчас мы с вами попробуем спеть песню с микрофонами. Педагог раздает всем детям микрофоны. Звучит музыка. Дети, вместе с педагогом исполняют песню «Мы едем, едем, едем в далекие края».

Если мы с вами будем внимательны, то у нас получится настоящее выступление маленьких артистов.
Педагог: Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Но в стране «Мелодия» еще много, много интересного. Занимаясь вокальным творчеством,  вы сможете узнавать об этой стране все больше и больше. Понравились ли вам наши приключения?(Ответы детей)
Педагог: А вы знаете, что вы так понравились нашим новым друзьям, что они передали нам подарок. Педагог показывает детям музыкальную шкатулку. (Шкатулка открывается, звучит волшебная музыка.)

Педагог: В этой шкатулке разноцветные нотки, с помощью которых мы с вами сегодня сочинить свою настоящую МЕЛОДИЮ. Возьмите из шкатулочки нотку такого цвета, какого цвета у вас настроение на нашем занятии и прикрепите на нотный стан, где располагается скрипичный ключ, который открыл нам дверь в страну «Мелодия». Если ваше настроение Мажорное (веселое) пусть эти нотки будут красного или желтого цвета, а если ваше настроение Минорное (грустное), то пусть эти нотки будут синего или зеленого цвета.
(Дети берут нотки и прикрепляют на нотный стан.)

Педагог: Посмотрите, какая замечательная мажорная мелодия у нас получилась. Ребята, от общения с музыкой мы стали сегодня чуть-чуть красивее и добрее .Вы хорошо познакомились с нотами и даже подружились с ними, они откроют вам неведомый мир музыкальных звуков, научат понимать музыку, слышать её в окружающей природе. И тогда вы поймёте, какое огромное многообразие мелодий, могут составить всего лишь семь знакомых ноток , и что именно они делают окружающий вас мир ещё более прекрасным. Несите эти чувства в наш мир, и он станет лучше!
Вы были замечательными попутчиками, обещайте не забывать дорогу в музыкальную страну «Мелодия».
Песня над землёй звучала без конца и без начала."Принимайтесь за дела!"-нотки песня позвала.Принялись послушно ноты за волшебную работу.Стали песенку писать прямо в потную тетрадь.Песня в ноты превратилась, рассмеялась, оживилась,И пропела звонко нотам "Всем спасибо за работу!"
Итог занятия:
Сегодня мы с вами ребята;
1.Узнали название нот и подружились с ними
2.Познакомились с разнохарактерной мажорной и минорной музыкой
3.Познакомились с микрофоном
4.Получили в подарок волшебную музыкальную шкатулку
Я очень рада, что сегодня вы были внимательными и послушными. Спасибо вам большое. До новых встреч, друзья!  
Литература для педагога;
1. Дмитриев А. Основы вокальной методики.- Москва. Музыка.1968
2.Варламов А. Полная школа пения. М., 1989.
3.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб.1996
4.Иванченко В.Н. «Занятия в системе дополнительного образования детей» Издательство «Учитель» 2002.
5.Дмитриев А. Основы вокальной методики.- Москва. Музыка.1968
6.Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению.- СПб. изд. «Музыкальная палитра» 2008