Проект на тему Здоровьесбережение в школе


Формирование культуры здорового образа жизни –
фундамент образовательной системы школы
Актуальность проекта.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Однако последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны. Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К наиболее распространенным хроническим заболеваниям относятся болезни органов дыхания, уха, горла, носа, расстройство обмена веществ, нарушение осанки.
Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса большим количеством изучаемых дисциплин, несбалансированное питание, отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация - основные причины утраты здоровья детьми. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через обучение в школе проходит все население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества.
В связи с этим как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на школьных уроках и во внеурочное время. Назрела необходимость ведения просветительской работы с педагогами, обучающимися и родителями.  Добиться желаемых результатов можно только при тесном сотрудничестве школы и семьи. Совместные занятия спортом, выполнение физических упражнений с родителями, игры и прогулки на свежем воздухе, своевременное соблюдение гигиенических процедур пробудят у ребенка стремление к здоровому образу жизни.
На выходе из школы лишь 10% выпускников можно назвать относительно здоровыми. Все чаще педагоги осознают, что именно учитель может и должен сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
Каждый ребенок должен знать, что здоровый образ жизни - самое надежное средство сохранения и укрепления здоровья.
Проект формирования культуры здорового образа жизни на ступени начального общего образования разработан с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
•неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
•факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
•активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
•особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.Проблема проекта: как формировать у учащихся культуру здорового образа жизни?
Целью данного проекта является поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепление здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью определены следующие задачи направления деятельности педагогического коллектива по реализации проекта «Формирование культуры здорового образа жизни – фундамент образовательной системы школы».
Здоровый образ жизни школьников.
Здоровье человека зависит от многих факторов - внутренних и внешних, природных и социальных, космических и планетарных и т.п. Для человека любой из них является определяющим.Влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом:
- Наследственность (биологические факторы) - определяет здоровье на 20%
- Условия внешней среды (природные и социальные) - на 20%
- Деятельность системы здравоохранения - на 10%
- Образ жизни человека - на 50%
Наиболее значимым фактором, определяющим здоровье человека, является его образ жизни (режим труда и отдыха, культура движения, физическая и умственная активность, питание, закаливание, культура отношений и общения, нездоровые привычки и т.п.) Образ жизни закладывается с детства, отражает обычаи и традиции семьи, этноса и социума к которым ребенок принадлежит. Образ жизни может способствовать сохранению и развитию здоровья ребенка (в этом случае говорят о ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ), а может не только провоцировать снижение потенциала здоровья человека, но и быть причиной сокращения генетически предопределенной продолжительности его ЖИЗНИ.
- образ жизни должен соответствовать возрасту человека;
- образ жизни должен быть обеспечен энергетически;
- образ жизни должен быть укрепляющим;
- образ жизни должен быть ритмичным;
- образ жизни должен быть эстетичным;
- образ жизни должен быть нравственным;
- образ жизни должен быть волевым;
- образ жизни должен быть самоограничительным (аскетичным).
Здоровый образ жизни школьников. Основные направления деятельности педагогов и родителей по поддержанию здоровья учащихся должны быть направлены на:
-создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и дома;
-рациональная организация труда и отдыха школьников;
-воспитание у школьников сознательного отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей, культуры поведения и здоровьесберегающей деятельности (умений и навыков здоровьесбережения).
- воспитание активной гражданской позиции.
Здоровье человека в первую очередь зависит от образа жизни, указали лишь 44,4% мальчиков и 40,7% девочек старшего школьного возраста. Не случайно, по-видимому, только 35,4 % мальчиков и 28,4 % девочек свой уровень знаний о здоровом образе жизни оценивают положительно. Интересно отметить, что с возрастом повышается число учащихся, безразлично или даже положительно оценивающих своих сверстников, которым были свойственны такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя, разных наркотических веществ. Так же, как и в случае знаний о физической культуре и спорте, основными источниками знаний о здоровом образе жизни явились средства массовой коммуникации (на это указали 27,9% мальчиков и 25,9% девочек), родители (соответственно 17,1 и 18,9%), учителя биологии (13,6 и 11%) и физической культуры (6,1 и 4%). Хотя с возрастом число школьников, которых совсем не интересуют вопросы о здоровом образе жизни, снижается, процент их остается высоким (с 21,2% в младших классах до 10,4% в старших - среди мальчиков (р<0,01) и с 18,7 до 4,5% (р<0,001) - среди девочек).
Снижение физической активности может стать причиной ослабления физических возможностей человека. Вместе с тем меняющуюся деятельность в свободном времяпрепровождении учащихся помимо негативных условий социальной среды обусловливает и потребностно-мотивационная сфера, формирование которой зависит от единства врожденных и приобретенных свойств личности. Среди них в формировании интересов постепенно повышается значение приобретенных свойств, которые с возрастом превалируют над врожденной потребностью детей к двигательной активности. В этом плане на формирование интересов более значительно влияют окружающая среда, процесс воспитания в семье и школе. Если окружающая среда неблагоприятна, а процесс в семье и школе обходит стороной вопросы профилактики употребления наркотических средств, тогда в свободном времяпрепровождении школьников постепенно начинает формироваться физически пассивный стиль поведения личности. Это означает, что индивидуум меняет физическую активность не только на ему нужную (например, учебу), но и на обществом навязанную (курение, употребление алкоголя и других наркотических веществ) или другую деятельность. Недостаточная физическая активность и негативное отношение взрослых (родителей) не позволяют им стать предметом для подражания. Имеет смысл пересмотреть содержание самих уроков, классных часов , внеклассных мероприятий, т.к. психологически не удовлетворяет школьников, часть которых (35,2% мальчиков и 41,7% девочек) чувствуют себя на них недостаточно уверенно. Не случайно, по-видимому, 50% девочек и 29% мальчиков безразлично относятся к этому школьному предмету, что особенно заметно в старших классах. При этом физическая культура, ОБЖ и биология по мнению учащихся, являются предметами в школьном обучении, по которому знания являются важными. Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: “Будущее наших детей – в наших руках”. Значит, от нас зависит, каким будет здоровье наших детей через год, через десять лет. Станет ли здоровый образ жизни, надёжным спутником нового поколения? Проблемы здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому любое учебное заведение первоочерёдной задачей ставит воспитание физически, психологически и морально здорового ребёнка. Здоровый образ жизни играет решающую роль в профилактике наркомании. Он включает в себя такие компоненты, как достаточная двигательная активность, полноценный сон, рациональное питание, гармоничные отношения в семье и в коллективе, неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков).Правильно организованный режим позволяет сохранять высокую работоспособность организма ребёнка, способностей нормальному физическому развитию и укрепляет здоровье. Напряжённые занятия в школе, трудные домашние задания, дополнительные занятия иностранным языком или музыкой приводят к переутомлению, поэтому возникает соблазн посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры, уйти от реальности при употреблении наркотиков.
Основная ответственность за формирования здорового образа жизни ребят в школе ложится на уроки физкультуры. Занятия физической культурой должны быть систематическими, нагрузки при этом должны увеличиваться постепенно, по мере развития физических возможностей ребёнка. Учителю физической культуры необходимо помнить, что занятия полезны детям только тогда, когда доставляют удовольствие.
Задачи проекта:
-разработать методические рекомендации по использованию системно -деятельностного подхода в формировании здорового образа жизни детей с учетом результатов медицинских осмотров и мониторингов физического состояния учеников;
-создать банк здоровьесберегающих технологий для использования на уроках;
-разработать методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в школе;
-разработать план мероприятий программы внеурочной деятельности по направлению «Сохранение и укрепление здоровья, формированию культуры здорового образа жизни».
Участники проекта – учащиеся школы, родители, педагоги.
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно оздоровительной работы, рационального питания.
Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Разработка проекта формирования культуры здорового образа жизни, а также организация всей работы по его реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется с помощью следующих механизмов.
Анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:
• организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
• организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);
• выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а так же возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.
Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:
• внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;
• лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;
• проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
• создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно оздоровительных клубов.
3. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
• проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
• приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
• привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:
рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся,
эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы,
реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями);
формирования у обучающихся ценности здоровья, сохранения и укрепления у них здоровья.
• организации дней здоровья.
Направления деятельности по реализации проекта
Ожидаемые результаты:
-получение картины состояния физического здоровья детей для оптимизации форм работы по сохранению и укреплению здоровья.
-повышение уровня профессионального мастерства учителей, использование здоровьесберегающих технологий на уроке; подбор заданий, направленных на формирование здорового образа жизни и включение их в учебный процесс.
-создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся на основе применения технологий и методов, здоровьесберегающей направленности в урочной и внеурочной деятельности.
Ожидаемые эффекты проекта:
-получение знаний о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности.
-формирование знаний о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и окружающей среды.
-приобретение знаний о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья.
-снижение общей заболеваемости учащихся.
Описание проекта.
Для решения первой задачи необходимо проанализировать существующие диагностические материалы по теме проекта. Наиболее эффективными можно назвать методики Смирнова Н.К., Базарного В. Ф., которые позволяют организовать учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных, возрастных особенностей учащихся, используя здоровьесберегающие технологии. http://himbio.ucoz.ru/load/zdorove/metodika_zdorovesberezhenija_bazarnogo_v_f/10-1-0-4
Учитывая имеющиеся материалы и особенности проекта, разработаны материалы, которые могут применяться для входной, текущей и итоговой диагностики, позволяющие определить уровень осведомленности о здоровом образе жизни школьников, о состоянии комфортности образовательной среды и здоровьесберегающей деятельности школы и класса.
Формирование культуры здорового образа жизни невозможно без системного подхода к этому вопросу, поэтому внедрение проекта должно проходить в системе, связывающей урочную и внеурочную деятельность детей и педагогов, а так же родителей и общественности. С этой целью была разработана система мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни.
Необходимым звеном реализации этого проекта является подбор здоровьесберегающих технологий и разработка методических рекомендаций по их использованию на уроках в школе.
Возможные риски реализации проекта:
1.Несбалансированное по качеству и количеству питание;
2.Гиподинамия, гипердинамия.
3.Стрессовые ситуации в семье.
4.Безразличное отношение к здоровью
5.Незнание методов диагностики здоровья
6.Плохие материально-бытовые условия.
Предупреждение рисков:
1.Рациональное питание.
2.Адекватная физическая активность.
3.Здоровый психологический климат в семье.
4.Внимательное отношение к своему здоровью.
5.Владение простейшими методами диагностики здоровья.
6.Хорошие материально-бытовые условия.
Библиотека медиаресурсов по ЗОЖ.
1. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки – М.: Медицина,2005. 
2. Правильное питание: Рецепты здоровья / пер. с англ.- М.: ТЕРРА, 2006.
3. Алишев, А.В., Зайцев, Г.К., Колбанов В.В., Татарникова Л.Г. Основные направления школьной валеологии. В Сб.: Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт, т. 2, 1993
4. Апанасенко, Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. 1996, №2, с. 9-14.
5. Бароненко,В.А.,Рапопорт, Л.А. Здоровье и физическая культура студента. М.:2003.
6 Басалаева, Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России // Валеология. 1996. - №2, с. 35-37.
7. Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987. - 125 с.
8. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993. - 269 с.
9. Васильева, О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997. - Вып.3. с. 406-411.
10. Григорьев, Ю.И., Григорьев, И.Ю., Истомина Л.Б. Некоторые аспекты правового обеспечения формирования валеологического пространства в образовании //Формирование валеологического пространства в образовательной системе Российской Федерации. Тезисы науч.-практ. конф. - Липецк, 2001. - С18-20.
11. Динейка, К.В. 10 уроков психофизической тренировки. М., 1987. - 63 с.
12. Дэвид Майерс. Социальная психология. Интенсивный курс.
13. Журнал «Воспитание школьников»,№10, 2009.
14. Журнал «Педагогика», №1, 2009.
15. За здоровый образ жизни. Программа для учащихся общеобразовательных школ, учителей, родителей /Амиров Н.Х., Иванов А.В., Давлетова Н.Х., Морозов Р.Г., Галеев К.А. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. - 72 с.
16. Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н.Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер М., 1990. - 360 с.
17. Зиновьев, В. Правоведы осознают необходимость возврата к строгому контролю //Наркомат, 2004. - №9. - с.22-23.
18. Иванюшкин А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. Т.45. №1, с.49-58, №4, с.29-33.
19. Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности : сб. науч. тр. участников Всерос. конф. [с междунар. участием] «Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности», 12--13 сентября 2006 г., г. Балашов / под ред. А. В. Тимушкина. -- Балашов : Николаев, 2006. -- 196 с.
20. Кураев, Г.А., Сергеев С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология. 1996. - №1, с. 7-17.
21. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982, 40 с.
22. Лисицын, Ю.П., Полунина, И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М. - 1984.
23. Нистрян Д.У. Некоторые вопросы здоровья человека в условиях научно-технического прогресса // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, с. 40-63.
24. Понедельник, С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 1994. - с. 132-133.
25. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М. - 1990, 494 с.
26. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. - 1994.
27. Семенова, В.Н. Валеология в практике работы школы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. - №3, с. 56-61.
28. Трубачев, В.Н. Сущность внеклассной воспитательной работы и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности. Краснодар, 2008.
29. Худякова, Н.Л. Теория и методика воспитания, ориентированного на развитие ценностного мира человека: учеб. пособие / Х Н.Л. Худякова. - Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2008. - 202с. - ISBN.
30. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14.
31. Яковлева, Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 1998, Т.4. Вып.2. с.364-366.
32. Кирьякова А.В. Теория ориентации Личности в мире ценностей. Оренбург, 1996 - 188с.
33. Седьмая волна психологии. Вып. 7./Сб. под ред. Козлова В.В.- Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2010 - 444 с.