Конспект открытого урока по теме «Развитие навыка двухголосного пения через системно -деятельностный подход в обучении детей народному пению», в рамках межрегионального семинара «Системно — деятельностный подход как средство реализации современных целей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №13 г. ТОМСКА




Конспект открытого урока по теме
«Развитие навыка двухголосного пения через системно -деятельностный
подход в обучении детей народному пению»,

в рамках межрегионального семинара
«Системно - деятельностный подход как средство реализации современных
целей образования».





Автор:
Гоголева Анна Ивановна,
преподаватель народного пения
высшей квалификационной категории












Томск, 2012
Содержание.

1.Пояснительная записка
2.План урока
3.Список источников










Пояснительная записка
Данная методическая разработка представляет собой конспект занятия в студии народного пения по предмету хор. Разработка содержит:
1)теоретический и практический материал по теме урока;
2)методические рекомендации по развитию и закреплению навыка двухголосного пения на изучаемом материале;
3)нотные примеры распевок и песенного материала;
4)список литературы.
Данная разработка предназначена для педагогов, работающих с детьми 7-8 лет по программам изучения русского фольклора в детских музыкальных школах, школах искусств, кружках, студиях.
Цель урока: развитие и закрепление навыка двухголосного пения на
изучаемом песенном материале.
Задачи урока:
1)обучающая – изучить с детьми новый теоретический материал: двухголосие, его виды; сибирское двухголосие(ознакомление);
2)развивающая – продолжить развитие изученных вокально-хоровых навыков: певческого дыхания, дикции, звукообразования, звуковедения, чувства ритма, «чистого» интонирования мелодии, а также навыка двухголосного пения;
3)воспитательная – воспитывать интерес и любовь к народной песне, творчеству, а именно к многоголосному исполнительству, влияющих на становление музыкального вкуса, эмоциональной сферы ребёнка и формирование эстетических качеств личности.
В данной разработке урока применяется системно-деятельностный подход,
содержащий в себе следующие методы работы:
1) словесный (рассказ, беседа, объяснение), помогающий раскрыть детям содержание урока;
2)наглядно-образный: художественный показ голосом, прослушивание образцов пения двухголосия различных видов, помогающий настроить детей на нужное эмоционально-чувственное отношение к характеру и образу произведения;
3) создания проблемно-поисковой ситуации, состоящий в самостоятельном выполнении учащимися творческого задания по данному педагогом алгоритму;
4) анализа и сравнения, помогающие детям сделать выводы и правильно ответить на поставленные вопросы, выполнить творческое задание (так при изучении двухголосия детям предлагается сравнить и проанализировать два варианта мелодии, определить их сходства и отличия).
В ходе урока преподаватель раскрывает системно -деятельностный подход в обучении через применение следующих приёмов:
1) эмоциональное воздействие – педагог при помощи эмоционально красочных интригующих интонаций передает устный, песенный материал, вызывая интерес к его усвоению;
2) удивление – педагог раскрывает в знакомой информации новую грань, неизвестную детям, создавая эффект удивления;
3) соревновательность – педагог поддерживает активность учащихся на уроке, посредством моделирования ситуации соревнования;
4) создания ситуации успешности ребёнка на уроке – педагог даёт индивидуальные задания учащимся, соответствующие их уровню развития.
Отличительная особенность урока – это применение в обучении детей народному пению системно -деятельностного подхода, который базируется на следующих принципах:
1.Систематичности и последовательности(предусматривает формирование знаний, умений, навыков в хронологически-логическом порядке, что обеспечивает максимальные результаты по их усвоению;
2.Доступности(предусматривает подачу материала «от простого к сложному», что обеспечивает органичное развитие способностей обучаемых и постепенное наполнение содержания знаний и практических умений);
3.«Забегания вперёд и возвращение назад» (предусматривает закономерность подачи материала - от общего к частному и наоборот );
4.Синкретизма(предусматривает использование различных форм деятельности на уроке: пения, танца, музицирования, театрализации, что обеспечивает гармоничное развитие обучающихся);
5.Импровизационности и вариативности(предусматривает свободу восприятия и самовыражения, что обеспечивает более полное раскрытие фантазии, воображения, творческого мышления обучающихся.
6.«Не навреди»(предусматривает учёт психофизиологических особенностей обучающихся разного возраста, что обеспечивает комфорт в работе группы и охрану здоровья.
Следует особо обратить внимание на то, что основным условием для получения положительного результата по развитию и закреплению навыка двухголосного пения через системно - деятельностный подход будет является организация учебного процесса на игровой основе. Игровую основу на данном занятии составляют распевный материал, музыкально-дидактические игры, правильно подобранный репертуар.
В представленном уроке преподавателем применяется комплекс распевок, игр с мелодическим припевом, а также песенный репертуар, которые по своей сути являются многофункциональными и дидактическими (обучающими), с их помощью вводятся новые понятия о двухголосии иего видах.
Тип урока: комбинированный. Урок направлен как на освоение нового материала посредством практической и теоретической работы, так и на развитие, закрепление навыка двухголосия, полученного на предыдущих занятиях.
Оборудование урока: для преподавателя и концертмейстера: кабинет с открытой площадью, баян (фортепиано), часы, 2 стула; для учащихся: стулья, ложки, трещотки, колокольчики, лента атласная, платок.

Ход урока
I этап. Подготовительный
1. Организационный момент.
Концертмейстер играет мелодию на 4/4, дети выстраиваются в полукруг. Педагог, здороваясь, выполняет головной поклон. Дети, здороваясь, отвечают головным поклоном.
2. Распевание.
Для распевания педагог использует и подбирает упражнения на повторение и закрепление вокально-хоровых навыков, изученных ранее: певческое дыхание, звукообразование, дикция, чувство ритма, «чистое» интонирование мелодии. Педагог использует при этом приём прохлопывания ритмо-слоговых структур, прием ручной сольминации, прием соревновательности на основе упражнений:
Упражнение на дыхание.
Руки согнуть в локтях и поставить на ширине плеч, по руке педагога дышим:
- выдох (на три счета выдыхаем через рот, помогая руками – прижимаем их к корпусу на каждый счет), после трёх резких выдохов делаем «фиксацию» дыхания (остановку),
- вдох (на три счета делаем три вдоха, руки поднимаем вверх на каждый счет, приводя их в исходное положение, после трех резких вдохов делаем «фиксацию» дыхания (остановку). Повторить 4 раза. При выполнении упражнения дети учатся «опорному» дыханию, а значит и петь на «опоре».
Преподаватель приступает к отработке навыка звукообразования, тесно связанного с правильной, «близкой» артикуляцией. Качество звукообразования гласного зависит от правильного резонирования: в грудь или в голову. Чтобы дети почувствовали резонирование в грудь предлагается упражнение:
Упражнение: «Образование согласных»
С закрытым ртом на ноте «ре» по руке педагога поём согласный «м», после ее образования убираем язык от зубов ближе к горлу, чувствуя сомкнутыми губами вибрацию (резонирование) в груди. Повторить 4 раза.
Чтобы дети почувствовали резонирование в голову,предлагается на ноте «ре» по руке педагога петь согласный «н», после ее образования – поставить язык на верхнее нёбо к передним зубам, чувствуя вибрацию (резонирование) в носу и на лбу. Повторить 4 раза.
Упражнение «Образование гласных»
Добавляем к звукам «м» и «н» гласные и пропоем слоги по П и П


ми, ма, ме, мо, му, ми, ма, ме, мо, му
ни, ня, не, нё, ню, ни, ня, не, нё, ню
Обозначения: П- полутон, - вверх, - вниз -лига (петь слитно, фразами), V – дыхание.
После работы над навыками педагог предлагает детям физминутку: стоя свободно с раскрытым ртом «едем» звуком от минимальной к максимальной громкости, при этом медленно поднимаем руки вверх, тянемся, встаем на цыпочки, а голосом звеним на максимуме, затем делаем резкий шумный выдох, а руками делаем сброс вниз, склоняя при этом корпус.
Далее педагог предлагает детям продолжить распевание, а конкретно – поработать над навыком «чёткой» дикции.
Педагог предлагает прибаутку-скороговорку «Веники, веники». Сначала работаем над текстом и ударением в нём:
Веники, веники, веники-помелики,
По печи валялися, с печи оборвалися.
Кум Гаврила, кум Гаврила, я Гавриле говорила,
Веретёна не точёны, в бане веники мочёны.
Педагог предлагает спеть скороговорку группами: первая поёт на одной ноте, вторая- варианты мелодии.


Ве- ни- ки, ве- ни- ки, ве- ни- ки- по- ме- ли- ки


По пе- чи ва- ля- ли- ся с пе- чи о- бор- ва- ли- ся


Кум Гав- ри- ла, Кум Гав- ри-ла, я Гав- ри- ле го- во- ри- ла:


Ве- ре- тё- на не то- чё- ны в ба- не ве- ни- ки мо- чё- ны.

Затем отрабатывается следующий навык – чувство ритма. Педагог предлагает прохлопать в ладоши ритмо-слоговую структуру считалочки- «Катилася торба». В результате получаем следующий ритмический рисунок:

1. Ка- ти- ла- ся тор- ба с вы- со- ко- го гор- ба ,

пр: Ай, тпру- ти, тпру- ти, тпру, с вы- со- ко- го гор- ба.

- восьмые хлопаем в ладоши, - четверти хлопаем о колени.
Затем учащиеся берут ложки и на ритм счеталочки стучат следующими ритмическими формулами: запев-
припев-
Навык «чистого» интонирования мелодии.
Для финала подготовительного этапа и распевки педагог предлагает детям вспомнить мелодию считалочки «Катилася торба», затем поискать варианты ритма и напева к основной мелодии: выполняется творческое задание-импровизация( прослушиваются найденные детьми варианты, пропеваются для закрепления с инструментом, и с помощью поддержки педагога соединяются в двухголосное изложение).


Ка- ти- ла- ся тор- ба с вы- со- ко- го гор- ба ,


пр: Ай, тпру- ти, тпру- ти, тпру, с вы- со- ко- го гор- ба.
Для закрепления двухголосия в считалочке «Катилася торба» пение соединяют с хореографическим элементом- «Корзиночка»


- дети внешнего круга
- дети внутреннего круга
- движение по часовой стрелке
- движение против часовой стрелк


II этап. Основной (изучение нового материала)
Педагог предлагает детям прослушать знакомую мелодию игры и предлагает («Кто быстрее?») угадать её. Дети называют игру «У медведя во бору»
Педагог предлагает ещё раз прослушать мелодию, но уже в различных вариантах и назвать, чем эти варианты похожи, а чем отличаются:
Вариант 1(верхний голос)


У мед- ве- дя во бо- ру, гри- бы я- го- ды бе- ру,



А мед- ведь ме- ня не слы- шит, не го- ня- ет- ся за мной.

Вариант 2(нижний голос).


У мед- ве- дя во бо- ру, гри- бы я- го- ды бе- ру,


А мед- ведь ме- ня не слы- шит, не го- ня- ет- ся за мной.
Дети отвечают, что в прослушанных вариантах одинаковы текст, а отличаются они ритмом и мелодией: в первом варианте мелодия поётся вверху, а во втором варианте мелодия поётся интонационно ниже.
Педагог отмечает находчивость детей и подчеркивает, что эти два варианта мелодии отличаются небольшим случайным расхождением голосов и если соединить их в одно целое, то получим двухголосие, которое называется
гетерофонным.
Гетерофонное двухголосие быват трёх видов:
1. вариативное(импровизационное);
2. с бурдоном;
3. с педалью.
Далее педагог уточняет, что игра «У медведя во бору» -это и есть гетерофонное вариативное двухголосие.
Затем(по методу Л.Л.Куприяновой) педагог предлагает:
1.пропеть одной группе детей верхний вариант мелодии игры «У медведя во бору», а второй группе -нижний;
2.закрепить «на слух» двухголосный вариант, прослушав его на инструменте;
3.пропеть, соединяя варианты в двухголосие.

Двухголосный вариант:


1. У мед- ве- дя во бо- ру, гри- бы я- го- ды бе- ру,


А мед- ведь ме- ня не слы- шит, не го- ня- ет- ся за мной.

III этап. Закрепление
Для перехода к финальной части урока педагог проводит рассказ-беседу о
том, что к вариативному двухголосию относятся такие жанры как игровой фрльклор- это прибаутки, считалки, игры, а также календарный фольклор: заклички, калядки, щедровки, приговорки.
Также(для ознакомления) педагог рассказывает о сибирском двухголосии: оно полифоническое и имеет также как и гетерофонное три вида:
1.подголосочное (это двухголосие мы уже осваиваем «Не во полюшке берёза» хороводная Красноярского края, «Заинька» Новосибирской области и др.)
2.контрастное;
3.имитационное.
Далее педагог предлагает закрепить гетерофонное вариативное двухголосие через игру с мелодическим припевом «Заря-заряница», а для этого найти варианты к основной мелодии:
основная мелодия:

1. За- ря за- ря- ни- ца, крас- на- я де-ви-ца.

Пр: Ой, лю- шень- ки лю - ли крас- ная де- ви- ца.
Двухголосие:


1. За- ря - за- ря- ни- ца, крас -на- я де- ви- ца.



Пр: Ой, лю- шень- ки лю- ли крас- ная де- ви- ца.
Описание игры: один из детей или педагог держит в поднятой руке ленту. Все участники игры встают в круг. По считалке выбирается горящий- он стоит вне круга, и водящий - он стоит в кругу Все идут по кругу и поют:
1)Заря - заряница, красная девица.
Припев:Ой, люшеньки - люли красная девица.
2)По полю ходила, ключи обранила.
Припев: Ой, люшеньки люли ключи обранила.
3) Ключи золотые, ленты голубые.
Припев: Ой, люшеньки люли ленты голубые.
Кричат все: Раз, два, не воронь - беги как огонь!
С последними словами горящий дотрагивается до одного игрока, они бегут в разные стороны по кругу, кто быстрее схватит ленту у водящего-тот победитель.

IV этап. Подведение итогов.
Педагог предлагает тест-опрос:
1)Как называется двухголосие с небольшими случайными расхождениями в мелодии? (гетерофонное)
2)Как называются виды гетерофонного двухголосия? (вариативное, с бурдоном, с педалью).
3)Какое двухголосие распространено в Сибири?
4)Какие жанры фольклора поются гетерофонным вариативным двухголосием?
Педагог хвалит детей за хорошую работу, выставляет оценки.
Выполняется земной поклон. Урок окончен.

Литература
1.Гессен С.И. Основы педагогики. – М., 1995.
2.Детские подвижные игры народов СССР. Сост. Кинеман А.В. – М., 1978.
3.Земцов Л.И., Сушилова Н. Роль дидактических игр на уроках. // Начальная школа, 1988, № 10.
4.Костюжанская И.А. Народная песня в работе с детским хором._Астрахань., 1995
5.Куприянова Л.Л. Вокальное воспитание в детском народно-хоровом коллективе. Методическое пособие. М.,ВНМЦ И КПР.1984.
6.Куприянова Л.Л. Основные принципы работы с детским народно- хоровым коллективом. М.,1981.
7.Мельников Н.Н. Русский детский фольклор.М1977
8.Методика музыкального воспитания в детском саду. Ред. Ветлугиной Н.А. – М., 1989.
9.Мешко Н.К. Искусство народного пения.2001.
10.Музыкальное воспитание в школе. № 15. Сост. Апраксина О.М. – М., 1982.
11.Науменко Г.М. Фольклорный праздник. – М., 2000.
12.Общая психология. Ред. Богословского В.В. – М., 1973.
13.Педагогика. Ред. Баранова С.П. – М., 1987.
14.Педагогика. Сост. Савин Н.В. – М., 1972
15.Школа русского фольклора. Ред. Картавцевой М.Т. – М., 1994
16.Шамина Л.В. Школа русского народного пения. М.,1997.



Заголовок 115