Программа гендерного воспитания «Я — семьянин», адаптированная к условиям детской деревни семейного типа.


ГУ «Детская деревня семейного типа села Кенжеколь»
Программа гендерного воспитания «Я - семьянин», адаптированная к условиям детской деревни семейного типа.
Составители программы воспитатели:
Скрынчук Л.М.
Акпамбаева К.Ш.
Маймышева А.Т.
2012г.
«Крепка бывает та семья,
Где нет места букве Я,
Где правит только слово «МЫ»,
Где есть совместные мечты.»Цель:
создание условий для развития социальных компетенций воспитанников детской деревни, как основы формирования важнейших жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в изменяющейся социокультурной среде.
Задачи:
1. Развивать социальные компетенции воспитанников в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах деятельности.
2. Развивать у воспитанников способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта.
Ценностные приоритеты:
1. Общечеловеческие и социальные ценности
2. Сотворчество всех участников образовательно-воспитательного процесса.
3. Социальная успешность на основе имеющихся возможностей и способностей.
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе образовательной программы «Формирование социальных компетенций, как одно из условий успешной адаптации воспитанников детского дома в социокультурной среде».
Основу содержания воспитательного процесса в детской деревне семейного типа составляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребенку в том или ином возрасте. Поэтому в качестве основного критерия успешной интеграции выпускника семейного дома в социокультурную среду выступает освоение ребенком комплекса социальных ролей «Я – гражданин», «Я – семьянин», «Я - личность», «Я – здоровый человек», «Я – работник», «Я – экономист», «Я – ученик». Данные социальные роли выступают в качестве объектов действительности, по отношению к которым определяются социальные компетенции.
Очевидно, что одни компетенции являются более общими или значимыми, чем другие. Возникает проблема типологии компетенций, их иерархии.
Целесообразно описание лишь содержания основных ключевых компетенций.
Коммуникативные компетенции:
- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения.
- иметь позитивные навыки общения с разными социальными группами.
Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, каталогами, Интернет и т.д.;
- самостоятельно искать, извлекать, анализировать необходимую для решения проблем информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, факса, принтера, модема и т.д.;
- применять для решения поставленных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Компетенции планирования и анализа деятельности:
- ставить цель и организовывать ее достижение;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности.
Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:
- Формирование социальных знаний и умений.
- Создание условий выбора сферы социальной деятельности.
- Педагогическая коррекция социального поведения и социальных связей.
- Профилактика асоциального поведения.
Каждое направление конкретизируется разделами. Разделы программы производны от социальных ролей: сколько объективно необходимо освоить выпускнику семейного дома социальных ролей, столько и разделов.
В основу всех разделов воспитательной программы положено описание частных компетенций по каждой социальной роли и план по возрастным ступеням. Выделенные списки социальных компетенций включены в модель социальных компетенций воспитанника – выпускника.
Модель воспитанника – выпускника
Социальная роль Название компетенции Описание проявления компетенции в деятельности воспитанника
Я – семьянин Распределение обязанностей, прав, рамок ответственности между членами семьи Воспитанник имеет представление о семье, её составе, нормах общения; знают признаки благополучной и неблагополучной семьи, функции семьи.
Воспитанник имеет представление о семейных статусах, полоролевых функциях; знает о правах и обязанностях родителей и детей.
Воспитанник знает и умеет обратиться в социальные институты по защите прав семьи.
Владение навыками хозяйственно-бытового труда Воспитанник умеет делать влажную уборку помещения, наводить порядок в личных вещах, делать мелкий ремонт одежды, приводить в порядок школьно-письменные принадлежности.
Воспитанник знает назначение орудий труда для разного вида труда.
Воспитанник умеет планировать свою деятельность, доводят начатое дело до конца, знает критерии качества труда.
Пояснительная записка к разделу «Я – семьянин»
Цель: формирование супружеской культуры, формирование представлений и практических навыков о строительстве собственной семьи.
Задачи:
- усвоить знания, нормы поведения и отношений между людьми в семейной сфере жизнедеятельности;
- развивать и формировать чувство долга и ответственности перед родными;
- сформировать практические навыки ведения домашнего хозяйства.
Описание социальных компетенций:
- распределение обязанностей, прав, рамок ответственности между членами семьи;
- владение навыками хозяйственно-бытового труда.
Новизна и практическая значимость.
Новизна программы заключается в следующем:
- содержание педагогического процесса соотнесено с актуальной социальной ситуацией жизнедеятельности человека в конкретной культурной среде (реализация им социальных ролей).
Практическая значимость заключается в следующем:
- разработано содержание раздела по формированию готовности и способности воспитанников выполнять конкретные социальные роли.
Ожидаемый результат.
Воспитанник владеет таким уровнем социальной компетентности при котором он сможет успешно функционировать в изменяющихся условиях современного общества:
- владеет способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; умеет принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- владеет знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей, умеет действовать в каждодневных ситуациях;
- определяет свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, владеет культурными нормами, прожитыми в собственной деятельности.
Воспитательный план к разделу «Я - семьянин».
1 год обучения
№ п/пТема Форма занятий Часы
1 «Мужественность и женская привлекательность как черты личности» Ситуационный час 1
2 «Традиции празднования народных праздников» Беседа - экскурс 1
3 «Репродуктивное здоровье. Как его сохранить» Встреча с врачом 1
4 «Наши умелые руки» Выставка поделок 1
5 «Мальчик – юноша. Мужские черты характера» Познавательно-развивающее занятие 1
6 «Курение и здоровье. Будущей матери о курении» Обзор материалов СМИ 1
7 «Паспорт. Где и как его получить» Встреча с социальным педагогом 1
8 «Осторожно, наркотики» Этическая беседа 1
9 «Кто я. Какая я» Разговор по душам 1
10 «Легко ли быть женщиной» Встреча с интересным человеком 1
11 «Чем накормить семью» Практикум по составлению меню 1
12 «Болезни, передающиеся половым путем» Лекция - беседа 1
13 «Права и обязанности членов семьи. Семейный кодекс РК» Исследовательская лаборатория 1
14 «Мой багаж жизненных ценностей» Ситуационный час 1
15 «Алкоголизм. Последствия ближайшие и отдаленные» Встреча с наркологом 1
16 «Мама… Слово-то какое» Праздник, посвященный Дню матери 1
17 «Я через 10 лет» Сочинение 1
18 «Семейный бюджет. Из чего он состоит. Как распределить доходы» Практикум 1
19 «ВИЧ – инфекция. СПИД. Как защитить себя» Беседа 1
20 «Как уберечь себя от насилия» Встреча с представителем правоохранительных органов 1
21 «Мое настроение и конфликты» Интегрированное занятие 1
22 «Мы против вредных привычек» Защита плаката 1
23 «Мой избранник. Какой он» Диспут 1
24 Диагностика знаний, умений ЗОЖ 1
25 «Знаю ли я семейный кодекс» Практикум 1
26 «От чего зависит наше здоровье?» Интегрированное занятие 1
27 «Хозяин и хозяйка дома» Познавательно-развивающее занятие 1
28 «Родные люди, родственные отношения» Коллаж 1
29 «Семейные роли и статусы» Развивающее занятие 1
30 «В твоем доме гости» Ролевая игра 1
31 «Погода в доме» Ситуационный час 1
32 «Моя будущая семья» Мини – сочинение 1
33 «Мода и здоровье» Диспут 1
34 «Вредные привычки» Ситуационный час 1
35 «Зачем человеку сон» Познавательно-развивающее занятие 1
36 «Умеешь ли ты выбирать и дарить подарки» Познавательно-развивающее занятие 1
37 «Делу время – потехе час» Игра – соревнование 1
38 «Делать добро спеши, доброму все здорово» Диспут 1
39 «Я и моя безопасность» Познавательно-развивающее занятие 1
40 «Что такое ответственность?» Познавательно-развивающее занятие 1
2 год обучения
№ п/пТема Форма занятий Часы
1 «Хозяюшка» Конкурсная программа 1
2 «Учреждения города, оказывающие помощь семье и детям» Составление социальной визитки 1
3 «Новогодний огонек» Интегрированное мероприятие с группой мальчиков 1
4 «С праздником, дорогие женщины» Утренник, посвященный празднику 8 Марта 1
5 «Моя будущая семья» Анкетирование 1
6 «Безобидное развлечение или путь к алкоголизму» Диспут 7 «Семейный бюджет. Как сэкономить деньги» Практикум 1
8 Нетрадиционные способы оздоровления организма Беседа 1
9 «Семья и ее основные функции» Круглый стол 1
10 «Что влияет на работу человеческого организма» Познавательно – практическое занятие 1
11 «Как накрыть стол» Составление меню 1
12 «Семейное законодательство о воспитании детей» Встреча с социальным педагогом 1
13 «Последствия курения» Диспут 1
14 «Спорт и здоровье» Интегрированное занятие 1
15 «Курение будущей матери. Чем оно вредит малышу» Беседа 1
16 «Основные признаки благополучной семьи» Рейтинговая оценка 1
17 «Рождественский подарок» Конкурс поделок 1
18 «Человек и его дом» Устный журнал 1
19 «Наркотики. Опасность рядом» Обзор материалов СМИ 1
20 «Разные семьи (виды семей)» Познавательно-развивающее занятие 1
21 «Заботливая хозяйка» Практикум по уходу за одеждой 1
22 «Что такое домашнее хозяйство» Сочинение 1
23 «Не надо быть навязчивой» Беседа 1
24 «Основные имущественные ценности» Тестирование 1
25 «Сбербанк. Виды вкладов» Экскурсия 1
26 «Права и обязанности в семье» Ролевая игра 1
27 «Юноша - будущий мужчина» Круглый стол 1
28 «Погода в доме» Ситуационный час 1
29 «Семья и ее функции» Познавательно-развивающее занятие 1
30 «Умеете ли вы выражать эмоции» Игра – путешествие 1
31 «Для чего человеку трудолюбие» Деловая игра 1
32 «Твой досуг в семье» Ситуационный час 1
33 «Внешность и характер» Ситуационный час 1
34 «Поговорим об отношении к девушке, женщине» Ситуационный час 1
35 «Этикет общения мальчиков и девочек» Беседа 1
36 «Общение в семье» Ситуационный час 1
37 «Красота, мода, вкус» Диспут 1
38 «Семейные традиции» Коллаж 1
39 «Роли и статусы в семье» Ролевая игра 1
40 «Я и семья» Ролевая игра 1
3 год обучения
№ п/пТема Форма занятий Часы
1 «Моя семья» Коллаж 1
2 «Отец и мать – первые воспитатели» Беседа 1
3 «В чем счастье человека» Альтернативная беседа 1
4 Накрываем праздничный стол 1
5 «Нужно ли готовить себя к самостоятельной жизни? Как и когда?» Познавательно-развивающее занятие 1
6 «Хорошая хозяйка. Кто она?» Ситуационный час 1
7 «Конфликтные ситуации в семье» Ситуационный час 1
8 «Что я знаю о себе» Практикум 1
9 «Права и обязанности членов семьи» Диалог 1
10 «Праздники и традиции в семье» Ролевая игра 1
11 «Традиции празднования народных праздников» Беседа 1
12 «Вредные привычки (алкоголь, курение, наркомания)» Устный журнал 1
13 «Принимаем гостей: в твоем доме гости» Ролевая игра
1
14 «В семье больной человек» Ситуационный час 1
15 «Основы жилищного законодательства» Лекция- беседа 1
16 «Помоги себе сам» Практическое задание 1
17 «Мой семейный кодекс» Анализ ситуаций 1
18 «Любовь – основа семейной жизни» Литературная гостиная 1
19 «Девушка как будущая жена - отличительные черты: гордость, сдержанность, достоинство; как будущая хозяйка дома и мать – отличительные черты: мудрость, терпение, деликатность.» Открытый микрофон 1
20 «Профилактика венерических заболеваний» Встреча с врачом 1
21 «Хозяюшка» Конкурс на лучшее блюдо 1
22 «Эмоции – внешность – характер» Практическое занятие 1
23 «День матери» Праздник 1
24 «Признаки благоприятной и неблагоприятной семейной атмосферы» Моделирование и анализ ситуаций 1
25 «Этикет общения» Познавательно-развивающее занятие 1
26 «Как уберечь себя от СПИДа» Встреча с врачом 1
27 «Зачем так много правил» Ситуационный час 1
28 «Составление социальной визитки города» Практикум 2
29 «Характер закаляется трудом» Коррекционно-развивающее занятие 1
30 «Каким тебя видят другие?» Круглый стол 1
31 «Конфликты и компромиссы» Коррекционно-развивающее занятие 1
32 «Я среди людей» Деловая игра 1
33 «От чего зависит наше здоровье» Коррекционно-развивающее занятие 1
34 «Права и обязанности членов семьи» Разговор – диалог 1
35 «Слагаемые тепла и уюта в семье» Ситуационный час 1
36 «Роль и статус в семье» Ролевая игра 1
37 «Правильное питание – залог хорошего здоровья» Познавательно-развивающее занятие 1
38 «Нравственное здоровье – основа физического здоровья» Круглый стол 1
39 «Эмоциональное здоровье» Коррекционно-развивающее занятие 1
40 «Я и моя безопасность» Ситуационный час 1
Список литературы
Бабиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www. tisbi. ru/ science/ veatnik/ 2003/ issue 2/
Байбародова Л., Жедунова Л., Посысоев О., Рожков М. Организация воспитательной деятельности с детьми- сиротами // Воспитательная работа в школе.- 2004.- № 1.- С. 31
Бгажнокова И.М. Рекомендации к планированию работы воспитателя в детском доме (интернате)//Дефектология. - 1996. - № 1. - С.29-31.
Боголюбов В.И. Педагогическая технология. Эволюция понятия // Советская педагогика. - 1991. - № 9. - С. 123-128
5.Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. Парадигмальный подход кразработке содержания ключевых педагогических компетенций //
Педагогика. - 2004. - № 10. - С.23-26.
6. Булавенко О.А. Сущностные характеристики профессиональнойкомпетентности // Школьные технологии. - 2005. - № 3. - с.40-44
7. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.-1
8. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ И.А.Колесникова, Н.Н.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова; под общ.ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой.-
М.: Издательский центр «Академия», 2006.-336 с.9. В помощь работникам детских домов и школ - интернатов
(сборник методических и нормативных материалов). - М.:
Министерство народного образования РСФСР. 1990. - 135с.
10.Грибанова Г.В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми
в условиях детского дома// Дефектология. - 1993. - № 6. -С. 13-18.
11.Гусев С. Воспитание социальной компетентности у воспитанниковдетского дома // Учитель. - 2003. - № 6. - С. 12-16.
12.Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот// Социальнаяпедагогика. - 2003. - № 2. - С.64-73.
13.Каверина В.И. Социокультурная адаптация детей-сирот: Авторефератдисс.канд.педагог,наук.М.,1997eidos.ru14.Кочерга Ф.Г., Супрун Н.А. О некоторых проблемах детских учреждений для сирот // Дефектология. - 1992. - № 1. - С.34-36.
15.Кочкина Л.С. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самопреодолению в условиях детского дома: Автореферат дисс. канд. педагог, наук. М., 1998. - 18с.
16.Кузнецова Т.Ю. Социальные стереотипы восприятия выпускников детских домов // Социс. - 2003. - № 11. - С.84-88.
17. Лишенные родительского попечительства/Ред. -сост.В .С .Мухина. -
М.Просвещение, 1991.-223 с.
18.Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа// Вопросы психологии.-1989.-№1.-С.32-39.
19.Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот // Социс. -2001.№4.-С.26-30.
20.0лиференко Л.Я., Шульга Т.П., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 256с.
21.Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.-2-е изд.: АРКТИ, 2006, 312с.
22. Преобразовательная и познавательная деятельности в детском доме как фактор социального развития воспитанников // под ред. Н.Г. Каменевой, Л.Б. Кореневой. Сыктывкар, 2006. - 206с.
23.Преодоление трудностей социализации детей-сирот. Учебное пособие/ по ред. Байбородовой Л.В. -Ярославль, 1997. - 196с.
24. Проблемы комплексного сопровождения детей-сирот в системе службы практической психологии образования /Отв. редактор Л.К. Селявина. - М.: Центр «Школьная книга», 2005. - 120с.
25.Проблемы... Поиски... Решения ... Из опыта работы в сиротском учреждении. / Под ред. Т.С. Буториной. - М.: Юпитер, 2005. - 296с.
26.Программно-методическое обеспечение учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей / Отв. Редактор Л.К. Селявина. - М.: Центр «Школьная книга», 2005. - 120с.
27.Соколова Н.Д. Основные направления коррекционно-воспитательнойработы в специальном детском доме // Дефектология. - 1991. - № 4. -
С.21-24.
28. Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А.
Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192с.