влияние характера воспитания в замещающей семье на характер и самооценку ребенка


ВЛИЯНИЕВОСПИТАНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ НА ХАРАКТЕР И САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА-СИРОТЫ
Кеся М. Н.
Актуальность данной проблемы заключается в том что от условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка[1].
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.
Завышенная самооценка формируется в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки, ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной или заниженной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу.
Жизненные перспективы детей, воспитывающихся в замещающей семье разного типа, проявляются в отношении содержания представлений ребенка о себе, родителях, других детях в семье.
Самооценка жизненных перспектив детей-сирот, воспитывающихся в замещающих семьях разных типов, различна по следующим показателям: полнота, оптимистичность, дифференцированность, значимость и др. так же особенностями их личностного развития, принадлежностью к тому или иному полу и возрасту[1].
В нашем исследовании мы изучим взаимосвязь характера воспитания в замещающей семье и уровни самооценки ребенка.
Для того чтобы установить действительно ли влияет характер воспитания в замещающей семье на характер и самооценку ребенка мы проведем методику «Составления характерологического портрета» и методику Дембо - Рубинштейна «изучение воспитанника представление о себе и своем характере»[2] проанализировав которую можно узнать какой уровень самооценки присутствует у ребенка. С помощью методики Леонгарда – Шмишека «определения акцентуаций характера»[2] мы определим, какой тип характера присутствует у ребенка, воспитывающегося в замещающей семье.
Проведя методику «характерологический портрет» мы пришли к выводу о том, что испытуемый с 7 до 14 лет воспитывался у бабушки, но после смерти бабушки ребенок был передан с 14 лет в замещающую семью, и воспитывается там, сейчас ребенку 21 год к учебе и к труду всегда подходит ответственно, стремиться к достижению высоких результатов, и нетерпима к неудачи. Имеет хорошую мотивацию, проявляет интерес к знаниям, добросовестно относится к выполнению какой либо деятельности.
Проведя исследование по методике «Дембо - Рубинштейна»[2] я пришла к выводу о том, что у ребенка выявлен высокий уровень притязаний и самооценки. Это свидетельствует о том, что ребенок четко представляет свои возможности к выполнению какой либо задачи, такой ребенок уверен в себе чувствителен к своим ошибкам, не терпит неудачи, нечувствителен к замечаниям и оценкам окружающих.
Так же проведя исследование по методике Леонгарда - Шмишека «определения акцентуаций характера»[2] мы пришли к выводу о том, что ребенку соответствует застревающий тип из этого можно сделать вывод о том, что такой ребенок умеренно общителен, неразговорчив, насторожен по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, отличается мстительностью. Это свидетельствует о том, что ребенку характерна самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие, настойчивость в утверждении своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой такого ребенка является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, подозрительность).
Таким образом, можно сделать вывод, что за семь лет пребывания ребенка в замещающей семье, у него сформировалась завышенная самооценка о себе и своих возможностях, также он обладает застревающим типом характера. Такой ребенок стремится к достижению высоких результатов, обладает жестокостью установок и взглядов. В результате чего при выполнении какой либо задачи превышающей способности и возможности данного ребенка он может с ней не справится, вследствие чего потерпит неудачу.
Во избежание такой ситуации ребенку можно порекомендовать делать и решать те задачи, которые ему посильны и он сможет выполнить их с уверенностью в том, что у него все получится.
Список используемых источников
Колокольникова З.У., Басалаева Н.В., Митросенко С.В. Технологии работы с замещающими семьями. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. - 246 с.
Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика методики и тесты. – Самара: Дом «БАХРАХ-М», 2001.- 672 с.