Конспект факультативного занятия по русскому языку Учимся понимать текст ( 5 класс)



Тема урока: Взаимодействие заглавия и текста.
Тип урока. Урок общеметодологической направленности.
Цель урока:
расширить предметные понятия и представления ученика по тексту;
систематизировать ранее изученное о тексте, основных признаках текста, видах информации в тексте;
М/п: извлекать информацию из разных источников (текста, ключевых слов).

Ход занятия.

Регулятивные УУД
Высказывать предположения на основе наблюдений.
Формулировать тему урока.
Самостоятельно ставить цель деятельности.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, делать выводы.
Развитие умений читательской деятельности (нахождение главного, формулирование выводов).
Адекватно понимать содержание прочитанного (прослушанного) текста, выделять главную информацию, основную мысль.
Действовать по алгоритму.
Коммуникативные УУД
Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).
Личностные УУД
1. Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку.


Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД

I. Этап мотивации
Повторение
1)Закончите высказывание. Работаем в парах.
Информация, которая выражается прежде всего словами, называется –
События, действия, описания – это информация.
Информация , полученная не только из текста, но и как бы между строк, так и называется
Информации, выражающая мысли, взгляды, отношение писателя к жизни, называется -
Для автора очень важно донести до читателя информацию.
2) Закончите высказывание письменно в тетрадях. Проверьте себя по ключу.
Существуют две формы речи: устная и .
Текст – это несколько предложений на определённую тему, связанных .
То, о чём или о ком говорится в тексте, называется текста.
Самая маленькая смысловая часть письменного текста – это .

Р4,5
П1
К1,2,3
Л1

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.





- Дайте определение текста. Перечислите основные признаки текста.
- Можно ли приведенные ниже предложения считать текстом? Почему?
Какой признак текста нарушен?
Льется дождь колючий
В почерневший сад.
Тучи, тучи, тучи
По небу летят.

Ветер, ветер, ветер,
Мокрый листопад,
Взрослые и дети
Грустные сидят. (В. Левин)

- Внимательно рассмотрите слайд. Что объединяет изображенное на нем? (название произведений)
- Сформулируйте тему урока.

Р1,2,3
П1,3
К1,2,3
Л1




III. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.
- Какое противоречие заложено в теме урока?
- В чем ученик может испытывать затруднения?
- Сформулируйте основной вопрос сегодняшнего урока.
- Какие задачи надо решить, чтобы ответить на главный вопрос урока?

Р3,4,5
П1,4
К1,2,3
Л1



IV. Актуализация и углубление изученного.
Заголовок- голова. Заголовок –всему голова. Заголовок- наиболее важный элемент сообщения. Только смена названия произведения способствовала его публикации.
Некрасов «Декабристки» - «Русские женщины», поэма Гоголя «Мертвые души» с прибавлением Похождение Чичикова.

Р1,3,4,5
П1,2,3,4
К1,2,3,4,
Л1



V. Открытие новых знаний.

Заголовок это «входная дверь» текста. Мысленная обработка заголовка первый шаг к уяснению идеи автора. Заголовок будоражит весь «личный багаж» человека. Это элемент текста, причем совершенно особый, «выдвинутый», занимает отдельную строчку, обычно отличается шрифтом. Сменить заглавие значит изменить в тексте что-то очень важное...
- Прочитайте текст, произведите маркировку текста.
- Используйте предложенный алгоритм, озаглавьте текст.
- Какое заглавие вы предложите?




VI. Применение знаний, развитие учебно­языковых, пунктуационных и речевых умений.

- Заголовки, в зависимости от их функции, бывают разными. Используя новые знания, сформулируйте функции заголовка.
Вводит читателя в мир произведения;
Выражает основную мысль;
Определяет сюжетную линию;
Указывает на конфликт;
Указывает на время и место действия;
Определяет жанр.

- Прослушайте стихотворение А. Фета в исполнении Игоря Ильина.
- Подчеркните ключевые образы в каждой строфе.
- Определите тему текста?
- Каков был замысел автора? (изобразить картину приближающегося дождя, наполненную солнцем, теплом, восторгом. Весенний дождь оживил и наполнил благоуханием все вокруг).
- Как озаглавили?

Весенний дождь
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит. ( А. Фет)


-Итак, перед вами рабочие названия рассказа Толстого «После бала». В процессе работы над рассказом «После бала» Л.Н. Толстой отказался от нескольких первоначальных вариантов заглавия: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А что вы говорите...» С чем связан выбор заглавия «После бала»?

В практике работы переводчиков существует строгое правило: заглавие произведения переводится в последнюю очередь, только после того, как переведен весь текст. Объясните, с чем связано это правило.

Произведите соответствие между названием произведения и функцией заглавия. 1а,2г, 3б, 4в, 5д.


Р1,4,5
П1,2,3,4
К1,2,3,4
Л1


VII. Рефлексия

- Посмотрите на слайд. Выберите правильные утверждения. (1,4)

Самоанализ;
Теперь я могу
Меня удивило
Было трудно

- Создание заголовка - это творчество. Когда вам надо будет озаглавить текст, помните, что заголовок должен привлечь внимание читателя, заинтересовать его, подготовить читателя к восприятию текста, в заглавии проявляется авторская позиция.

Домашний вопрос: Когда наличие заголовка необязательно?



К1















15