Программа факультатива Учимся понимать текст


Авторская программа факультатива
«Учимся понимать текст» для 5-го класса
Пояснительная записка.
Место курса в учебном плане
Программа факультативного курса для 5-х классов «Учимся понимать текст» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), построена с учетом принципов системности, доступности и научности учебного материала.
Общая характеристика факультативного курса
Факультативный курс «Учимся понимать текст» посвящен одной из ключевых учебно-познавательных задач, направленных на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний. В 5 классе закладывается основа для комплексной работы с текстом, поэтому центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение, который является объектом анализа и результатом речевой деятельности учащихся. Логично именно с 5-го класса знакомить учащихся с видами информации в тексте, «механизмами» понимания произведения, процедурами смыслового анализа текста.
Понимание прочитанного текста является необходимым условием полноценного общения ученика с книгой (учебником, литературным произведением) - только на этой основе становится возможным размышление читателя, его эмоциональный отклик, собственная нравственная позиция по отношению к произведению, личностный духовный рост.
Вклад предмета в достижение целей
основного общего образования
Курс «Учимся понимать текст» даёт учащимся возможность освоить приёмы понимания и анализа текста, овладеть универсальными учебными действиями, которые будут способствовать успешному освоению программы средней школы.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку и литературе, поэтому данный факультативный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных лингвистических знаний и умений, предусмотренных школьной программой.
Программа факультатива расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет личностные, метапредметные и предметные результаты учащихся, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи пятиклассников, развитию навыков и умений самостоятельного понимания и анализа предложенного текста.
Цели курса заключаются в
формировании умений чтения и анализа текстов с привлечением базовых лингвистических понятий и необходимых сведений по теории языка;
приобретении опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой основной и второстепенной информации;
формировании коммуникативных умений учащихся при работе над текстом;
овладении основных текстоведческих понятий;
приобретении опыта анализа текстов разных стилей.
Общая характеристика курса «Учимся понимать текст»
Факультативный курс посвящён одной из ключевых задач образования в школе – пониманию-анализу текста, т.к. текст – очень сложное, многоаспектное явление. С этим связаны те трудности, которые возникают в процессе его изучения, а также в ходе анализа конкретных произведений.
Программа курса включает следующие разделы: «Пояснительную записку» (цели, задачи и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном), «Содержание курса», «Примерное тематическое планирование», «Учебно-методическое обеспечение курса».
Основные формы работы – индивидуальные, групповые. На занятиях используются приемы технологии критического мышления, диагностический материал в форме тестов, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал.
Формами входного и итогового контроля могут стать проверочные работы по чтению познавательных текстов, обучающая самостоятельная работа, контрольный тест, сочинение, собеседование, создание кроссворда, презентация кластера по теме курса.
Система оценки достижений учащихся
№ Вид деятельности Оценка в баллах
Терминологические диктанты 5
Составление кроссворда 5
Сообщения на заданную тему 5-10
Творческие работы (анализ текста, сочинение) 10
Создание цепочки ключевых слов текста, схем текста. 5-10
Составление таблиц ЗХУ, сводных таблиц, кластеров и т.д. 5-10
Контрольный тест 6-15

Итоговая отметка выставляется после суммирования накопленных баллов и ранжирования. Учащиеся, набравшие максимальное количество баллов, награждаются грамотами.
Содержание образования факультативного курса и практическая направленность
Курс состоит из 4 больших разделов: «Текст и его основные понятия», «С чего начинается понимание текста», «Функционально-смысловые типы речи в тексте», «Виды работы с текстом». Изучение материала тем в каждом разделе предусматривает двусторонний подход:
Теоретическая часть (повторение изученного на уроках русского языка, знакомство с новыми понятиями и их особенностями).
Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать речевые навыки и коммуникативно-речевые умения).
Введение
Знакомство с факультативным курсом «Учимся понимать текст». Диагностическая работа: определение уровня речевых навыков и коммуникативно – речевых умений учащихся.
Раздел 1. Текст и его основные понятия
Определение текста
Тема текста. Тема, основная мысль.
Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. Зачин (первое предложение).
Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.
Контекст. Подтекст. Затекст.
Ключевые слова.
Взаимодействие названия (заголовка) и текста.
Типы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь).
Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).
Смысловая и композиционная целостность текста.
План как вид информационной переработки текста.
Раздел 2. С чего начинается понимание текста.
Виды информации в тексте.
Диалог с текстом.
Учимся делать монтаж текста.
Раздел 3. Функционально - смысловые типы речи в тексте.
Описание
Повествование
Рассуждение
Раздел 4. Виды работы с текстом
Тезирование текста.
Конспектирование текста.
Редактирование текста.
Анализ текста.
Требования к результатам изучения факультативного курса
«Учимся понимать текст»
Личностными результатами освоения учащимися 5 класса программы факультативного курса являются следующие умения и качества:
стремление к совершенствованию собственной речи;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения учащимися 5 класса программы факультативного курса являются:
способность адекватно понимать прочитанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей (определять тему, основные мысли текста, объяснять смысл названия, основную и дополнительную информацию);
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план);
уметь задавать вопросы к тексту;

Предметными результатами освоения учащимися 5 класса программы факультативного курса являются:
осознание русского языка как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
способность извлекать необходимую информацию в зависимости от коммуникативной задачи;
проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности.
Уровни усвоения учебного материала
Ученик будет иметь представление
о видах информации в тексте;
о функционально-смысловых типах речи в тексте;
о видах работы с текстом.
будет знать
признаки текста;
лингвистические термины;
алгоритм анализа текста;
будет уметь
анализировать текст;
формулировать, обосновывать свою точку зрения;
выполнять задания творческого характера в рамках курса;
создавать самостоятельные творческие работы на заданную тему;
будет иметь опыт (владеть)
иметь опыт анализа текста;
применять на практике полученные знания, умения и навыки;
иметь опыт работы со справочной и дополнительной литературой филологической направленности;
иметь опыт в составлении кроссвордов, в выполнении тестовых заданий.
Литература для учащихся
Лингвистический энциклопедический словарь. – М.,1990 (статьи «Разговорная речь», «Устная публичная речь»
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.
Литература для учителя
Владовская Е.А. Комплексный анализ текста. рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: ко всем действующим учебникам. - М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Граник Г.Г. С.М. Бондаренко и др. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы. - Москва, «Астрель-АСТ», 2001.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Как учить работать с книгой.- М.: «Мой учебник», 2007.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Когда книга учит. – М.: Педагогика,1991.
Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста. Материалы к уроку. // Русская словесность, 2003, №1.
Малюшкин А.Б Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
Павлова Т.И., Раннева Н.А., Василенко Н.Н. Практика успешного написания сочинения-рассуждения: рабочая тетрадь по русскому языку.5-7 классы-Ростов н/Д: Легион, 2013.
Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы. Серия «Педагогический практикум». Москва, «Первое сентября», 2002.
Календарно-тематическое планирование курса
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться приёмами изучающего чтения.
Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
Адекватно понимать основную и дополнительную информацию.
Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (ключевые слова, вопросы, план).
Извлекать информацию из словарной статьи.
Анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, различать, задавать вопросы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).
Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.
Владеть навыками аудирования, адекватно понимать информацию устного сообщения.
Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (вопросы, план, текст).
Коммуникативные УУД
Владеть монологической речью.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Свободно излагать содержание в устной форме, соблюдая нормы построения текста.
Уметь договариваться о совместной деятельности, работать в парах.
Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.
Выступать с сообщением перед аудиторией сверстников.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Владеть приёмами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания.
Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.
Высказывать предположения на основе наблюдений.
Стремиться к речевому взаимодействию, работать в парах.
Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).
Регулятивные УУД
Формулировать вопрос (проблему) урока, его цель.
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Высказывать предположения на основе наблюдений.
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Личностные результаты
Стремиться к речевому самосовершенствованию.
Формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, ведению диалога с автором.
Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста.
Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.
№п/п Тема Кол-во часов дата проведения Основное содержание
по темам Основные виды деятельности ученика УУД
план
факт Текст и его основные понятия (19 ч.) 2 Текст.
Определение текста
1 Текст. Признаки теста. Построение текста. Устанавливать различия между набором предложений и текстом. Вести эксперимент с изменением порядка предложений и слов в них и делать выводы. Л1,2,3,4
П1,3,4,6,9,
К1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,
11,12
Р1,2,3,4,5
3
4
5 Тема текста. Тема, основная мысль.
3 Тема текста. Темы широкие и узкие. Взаимосвязь темы и основной мысли текста. Ключевые слова. Авторская позиция в тексте. Определять тему и основную мысль высказывания. Устанавливать связи между темой и идеей текста. Осмысливать способы выражения темы и основной мысли текста.
Уметь определять основную мысль текста. Выявлять авторскую позицию. 6
7 Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. Зачин (первое предложение). 2 Микротема. Абзац. Смысловое членение текста. Логическое и смысловое ударение. Интонация. Знать о смысловом членении текста. Уметь правильно читать текст, определять микротему абзаца. 8 Виды зачинов.
1 Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Делить текст на абзацы, знать композиционные элементы абзаца, анализировать структуру текста 9
10 Контекст. Подтекст. Затекст. 2 Контекст. Подтекст. Затекст. Знать основные понятия. 11
12 Ключевые слова.
2 Ключевые слова. Уметь выделять в тексте научные слова. 13 Взаимодействие названия (заголовка) и текста.
1 Работа с заголовком текста. Определять тему текста;
различать широкие и узкие темы; соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. 14
15 Типы связи 2 Типы связи. Цепная и параллельная связь. Признаки цепной и параллельной связи. Воспринимать особенности видов связи предложений в тексте. Осваивать законы построения текстов с цепной и параллельной связью предложений.
Анализировать тексты.
Л1,2,3,4
П1,2,3,4,6,7,8,10
К1,2,3,4,5,6,7,9,10,11,12
Р1,2,3,4,5,6
16
17
Средства связи между предложениями в тексте
(лексические и грамматические).
2 Местоимения. Лексические повторы. Синонимы. Смысловые средства связи. Служебные части речи как средства связи предложений в тексте. 18
19
Смысловая и композиционная целостность текста.
2 Работа над анализом текстов. Совершенствовать умение выразительно читать текст и делать комплексный анализ текста. Уметь аргументировать свою точку зрения. 20 План текста. 1 План как вид информационной переработки текста. Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого и сложного);соотносить текст и несколько вариантов плана текста; обосновывать выбор наиболее удачного плана С чего начинается понимание текста (6ч.) 21
С чего начинается понимание текста 1 Что такое умение работать с текстом. Л1,2,3,4
П1,2,3,4,6,7,8,10
К1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,
11,12
Р1,2,3,4,5,6
22
23
24 Идеальный читатель. 3 Последовательность работы с текстом. 2526 Учимся делать монтаж текста.
2 Составление плана текста Функционально -смысловые типы речи в тексте(3ч) 27 Описание 1 Описание как тип речи. Композиция описания. Сопоставлять типы речи на материале предложенных текстов и опыта речевого общения.
Упражняться в определении типа речи.
Редактировать написанное. Л1,2,3,4
П1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
К 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12
Р1,2,3,4,5,6
28
Повествование 1 Повествование как тип речи. Рассказ как повествовательный жанр. 29 Рассуждение 1 Рассуждать - значит доказывать. Композиция рассуждения. Система работы с текстом 5(ч.) 30
Основные виды работы с текстом. 1 Тезирование текста. Уметь выполнять основные виды работы с текстом. Л1,2,3,4,
П1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
К1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,
11,12
Р1,2,3,4,5,6
31
32 Основные виды работы с текстом. 2 Конспектирование текста. 33
34 Основные виды работы с текстом. 2 Редактирование текста. 34. Итоговый тест в формате ГИА 1 Итоговый комплексный тест Работа с тестом Л1,2,3,4
П1,2,3,4,5,6,7,8,9,10, К1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,
11,12
Р1,2,3,4,5,6
Всего 34