План–конспект нетрадиционного занятия по психологии на тему Общение Тема занятия: «Общение».


План–конспект нетрадиционного занятия по психологии на тему "Общение"
Тема занятия: «Общение».
Вид занятия: урок-путешествие.
Задачи:
знакомство с видами общения: вербальное и невербальное общение;
знакомство с понятиями «эмпатия» и «этические нормы»;
развитие личностной и групповой активности;
повышение познавательной активности;
воспитание позитивного отношения в общении.
Оборудование: музыкальное сопровождение «Звуки моря», макет карты страны «Общение», «проездной билет» – памятка-алгоритм нашего путешествия, бескозырка, колокольчик, мяч, клей, маркер, скотч.
План занятия:
1. Организационная часть – 3 мин.2. Основная часть – 24 мин.3. Завершение занятия – 3 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Ребята, напишите, пожалуйста, разборчиво своё имя на листе бумаги, сложенном пополам и поставьте визитку на стол, перед собой. Спасибо!Вы уже все знакомы друг с другом, но мне бы хотелось узнать насколько.Для этого закройте глаза и, используя правило «Хочешь говорить – подними руку», ответьте мне на следующие вопросы.Скажите, у кого сосед со светлыми волосами? Поднимаем руку. Открываем глаза и проверяем себя.Опять закрываем глаза.У кого сосед с темными глазами? Поднимаем руку. Открываем глаза и проверяем себя.Молодцы! Спасибо.Тема нашей сегодняшней встречи «ОБЩЕНИЕ». ЦЕЛЬ – знакомство с приёмами позитивного общения между людьми через путешествие по сказочной стране «Общение».Вы познакомитесь с видами общения, новыми словами. Как вы считаете, актуальна ли эта тема для вас? Ребята, а вы любите путешествовать? Я предлагаю совершить виртуальное путешествие. Устройтесь удобнее. Закройте глаза и расслабьтесь. Внимание ваше растёт, вы как разведчики, всё замечаете и запоминаете. Голова мыслит ясно. Вы готовы отправиться в путь.Откройте ваши глаза.
Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие по необыкновенной стране «ОБЩЕНИЕ», которой нет ни на одной карте мира, но у каждого из вас эта страна своя индивидуальная и неповторимая. Обратите внимание. Перед вами карта страны нашего путешествия. Как на любой карте есть острова, горы, озера, так и на нашей карте они появятся. И все это мы сделаем с вами, по мере того, как мы посетим острова «Вежливости», «Дружбы» и «Понимания».В целях экономии времени каждому из вас даётся «проездной билет» - алгоритм нашего путешествия. Наше путешествие будет проходить по морю знаний и команда должна быть готова к различным испытаниям. Команда есть. Давайте выберем капитана. Кто первый отгадает загадку, тот и капитан.
Загадки:
1. Кто носит шляпу на ноге?У него одна нога, да и та без башмака. (Гриб)
2. Не король, а в короне,Не гусар, а при шпорах.На часы не глядит,А время знает. (Петух)
Молодец, наш капитан! Твое место на командном мостике, ты будешь помогать мне в оформлении карты.Мы подплываем к волшебному острову «Вежливости», на нем очень много озер.Я предлагаю вам вспомнить вежливые слова, которые вы используете в своей речи и нанести их на карту нашего острова, это и будут наши озера.А для этого мы поиграем. Я бросаю мячик, а вы, поймав его, должны назвать вежливое слово, вернуть мяч мне, а капитан нанесет это слово на нашу карту. Не забывайте, что вежливые слова произносят доброжелательно, глядя прямо в глаза.Ребята, посмотрите в свой проездной билет. Под цифрой один стихотворение. Давайте прочитаем его все вместе.
СЛОВА «ДО СВИДАНИЯ», «СПАСИБО»,«ПРОСТИТЕ», «ПОЖАЛУЙСТА»,«ЗДРАВСТВУЙТЕ» – ЩЕДРО ДАРИТЕ,БЕЗ НИХ НЕ ВОЗМОЖНО ПРОЖИТЬ.СЛОВА ЭТИ НУЖНО С УЛЫБКОЙ ДАРИТЬ.
Какие вежливые слова вы услышали в этом стихотворении? Все ли они есть на нашем острове? Вы справились с заданием, и теперь этот остров преобразился. Нравиться он вам? Есть что-то, что вы хотели добавить? А теперь в путь, к следующим победам!В вашем проездном билете под цифрой 2 есть таблицы, в которых зашифрована фраза. Вам необходимо расшифровать ее по принципу соответствия букв цифрам. Например, найдите цифру 1 в первой таблице – ей соответствует буква (Д), а цифре 2?
2 18 6 19
20 12 7 4
10 8 1 14
15 5 16 9
13 17 3 11
Р Е Я Д
Е Ю П З
Н О Д С
Я Ь В З
Т Б У А
Напишите полученную фразу (Друзья познаются в беде).
Мы расшифровали фразу и оказались на острове «ДРУЖБА». Обратите внимание, в проездном билете под цифрой 3 перечислены качества, важные для нашего с вами общения. Давайте сейчас мы вместе будем внимательно читать их, а капитан наносить на карту причалы «ДРУЖБЫ». Один из секретов успешного общения – это ЭМПАТИЯ, умение понять и почувствовать другого человека, взглянуть на ситуацию его глазами. Это значит то, как мы чувствуем и понимаем другого человека. Например, вы приходите домой грустные, может быть вы получили двойку, а ваша мама посмотрев на вас сразу поняла, как вам плохо. Она обнимет вас, поговорит и сразу становится веселее. Кто ещё может привести пример. Всем понятно, что такое эмпатия?
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – способность не только чувствовать, но и показать друзьям свое хорошее отношение к ним. Вы добро желаете своим друзьям. Вам понятно?ТАКТИЧНОСТЬ – соблюдение этических норм при общении. Какое слово вам не знакомо? Наверное, этические нормы – это правила, которые нам помогают общаться и не обижать друг друга. (Не толкаться, не обзываться). Всем понятно?ОТКРЫТОСТЬ – способность открывать другим свой внутренний мир. Быть искренним в обсуждаемом вопросе, т.е. не обманывать.УМЕНИЕ СЛУШАТЬ – способность каждого из нас переключиться на другого человека, показывая ему свою заинтересованность.
Вот и остров «Дружбы» стал другим. Нравиться он вам?
Психогимнастика:
Ребята, посмотрите, какие роскошные вокруг деревья.Все встали, потянулись. Мы с вами деревья.Выросли высоко-высоко.Подул ветер, пошел дождь (дети качаются),Выглянуло солнышко, стряхнули с листьев капли.Спокойно сели.
Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к острову «Понимания».
В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнёра по общению. Традиционно все средства общения делятся на: вербальные и невербальные. Обратите внимание на свой проездной билет, под цифрой 4. К вербальным средствам относятся слова, которые мы произносим в процессе общения. К невербальным средствам – жесты, мимика, позы и дистанция. Команда делиться на две группы. По правому борту группа при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажите профессию повара, зубного врача и окулиста. А группа по левому борту покажет при помощи пантомимы – зайца, медведя, воздушный шарик. У вас все получилось. Скажите, как вы выполняли это задание: при помощи слов или жестов и мимики. Наш капитан уже наносит горы на карту острова «Понимания». Ребята, посмотрите, какая замечательная получилась у нас страна Общения! Весь путь наш был направлен на понимание общения. Давайте прочитаем в проездном билете, что такое общение. А капитан закончит оформлять нашу карту путешествия.
Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми.
Карта готова, я надеюсь, что знания, полученные, на сегодняшнем занятии вы будете применять в своей жизни. Проездной билет остается у вас и вы можете им пользоваться.Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Что больше всего запомнилось? Почему? На какой остров вам хотелось вернуться? Почему?Где было трудно вам, а где было легко?О чём ещё вам хотелось узнать?