Письма войны (Жанр послания в лирике военных лет)

В.А. Чикрина
г. Чистополь МБОУ «Гимназия №3»

Письма войны
(Жанр послания в лирике военных лет)


Музыкальный эпиграф урока – песня «Землянка» (слова А. Суркова, музыка К. Листова).

Учитель: Песня «Землянка» стала своеобразным лирическим символом Великой Отечественной войны. Она родилась в первые военные месяцы, прошла по всем фронтовым дорогам, вдохновляя бойцов, согревая их сердца, поддерживая в трудные минуты. Даже сейчас, спустя 60 лет после Победы, эту песню любят и поют.
В чем секрет ее популярности? Чем привлекают слушателя и читателя шестнадцать стихотворных строк, написанные поэтом Алексеем Сурковым в далеком сорок первом?

Работа с текстом стихотворения:
От какого лица ведется повествование?
Каким вы представляете лирического героя стихотворения?
Опишите место и время действия.
Какие чувства и переживания переданы автором?
Что оказывается способным победить холод снегов, расстояние и разлуку?
О чем это стихотворение?

Написанное в трагическом сорок первом году, когда враг стоял на подступах к Москве, это стихотворение о «негасимой любви» солдата к той, «до которой дойти нелегко», ради встречи с которой он и идет в бой. Простые искренние слова, передающие глубокие переживания, оказались созвучны чувствам миллионов людей, разлученных войной.
Жанр послания, в форме которого написано стихотворение, не случаен: оно и на самом деле было посланием – письмом с фронта в далекий тыл, в наш маленький прикамский городок, куда была эвакуирована семья Суркова, и было адресовано жене поэта Софье Антоновне Кревс.
Пожалуй, никогда еще наша чистопольская почта не работала так напряженно, как в 1941-1943 годах: население города за счет эвакуированных увеличилось вдвое, люди были сорваны войной с родных мест, разлучены, и только письма связывали порой семьи, друзей
С каким нетерпением, страхом, надеждой тогда ждали писем! И каким счастьем казался скромный солдатский треугольник, из которого узнавали самое важное – о том, что их отец, муж, сын, брат, друг живы.
Но шли в Чистополь и из Чистополя и необычные письма – письма стихотворные, потому что многие писательские семьи, эвакуированные из Москвы, нашли приют в нашем городе. Сюда приходили письма с фронта от Алексея Суркова, Евгения Долматовского, Александра Твардовского, Ильи Сельвинского А по узким тропинкам среди глубоких сугробов пробирались к почтовым ящикам Михаил Исаковский, Борис Пастернак, Николай Асеев, Мария Петровых
Здесь и получила в декабре 1941 года Софья Антоновна Кревс письмо от мужа – те самые шестнадцать стихотворных строк, которым суждено было стать песней.
О чем писали солдаты с фронта своим любимым?

Как мы видим, не только о войне. Война была суровой и жестокой необходимостью, а душа солдата любила и страдала, тосковала и жила надеждой. Об этом и говорили фронтовые письма, обычные и стихотворные, написанные в окопах и землянках в короткие минуты отдыха. О боях, каждодневной смертельной опасности, гибели друзей писали скупо, а часто и не писали совсем, оберегая родных, стремясь сохранить их покой. Не сразу узнала и Софья Антоновна, при каких обстоятельствах были написаны щемящие душу строки письма ее мужа.

Рассказ экскурсовода с использованием экспозиции:
Из воспоминаний С.А. Кревс:
«Я никогда не спрашивала его обо всем Немцы приехали внезапно, наши отступали из штаба бегом. Алеша стал задыхаться, снега было по пояс. Только снег, замерзшая речка, кусты и больше ничего, никаких укрытий. Если бы не два паренька, помогавшие ему уйти, он бы не выбрался. Танки разнесли в щепки здание штаба, а Алеша со своими уже были за рекой, спаслись. И потом где-то в деревне, где они ночевали, он написал мне письмо»
Теперь это место, деревня Кашино Истринского района Московской области, мемориальное: здесь установлен, вероятно, единственный в мире памятник в честь песни, песни «Землянка», которая уже стала народной, раз живет она больше шестидесяти лет. Дочь поэта, Наталья Алексеевна Суркова, прислала нам фотографию, на ней – памятный знак и она сама со своей дочерью Сашей.
Здесь, под Истрой, на последнем рубеже у Москвы, зимой 1941 года шли ожесточенные бои. В числе военных корреспондентов находился там и Алексей Александрович Сурков. Это была его четвертая война, и он был непризывного возраста. Но отсиживаться в тылу он не мог, «раз война – значит, в армию Без сговора, без предупреждений Софья пошла собирать мне солдатское «приданое», обмундирование, сохранившееся со времен финской войны», - писал Сурков в книге «Большая война». – Четыре первых военных дня, проведенных в Москве, представили мне нашу братию в лучшем свете, чем казалось до войны Деловито и серьезно уехали на фронт Твардовский и Симонов. С некоторым налетом патетики, но по-хорошему, по-солдатски, уехал Безыменский. Легко и по-ребячьи уехал Долматовский навстречу большим испытаниям».

Учитель: Вот так они уезжали все, навстречу судьбе. Делили стол в штабных комнатушках со связистами и комиссарами, писали репортажи, заметки, стихи и, конечно же, - письма.
В Чистополь жене Елене Викторовне Златовой посылал Степан Петрович Щипачев стихи, в которых каждая строка дышала любовью, тоской по дому, ожиданием встречи, уверенностью в победе. Несколько таких стихотворений он объединил в цикл «Из фронтовой почты».
Выразительное чтение стихотворений С. Щипачева учащимися.

* * *
Опять весна над русскими полями.
Ты писем ждешь, недели торопя.
Их много, с фронтовыми штемпелями,
Скопилось за два года у тебя.
Пускай у писем далека дорога
От обжитых землянок фронтовых,
Но эти письма я руками трогал
И ты, читая, будешь трогать их.


* * *
Я о тебе не разучился думать.
Сегодня бой и завтра будет бой.
Течет песок в землянке от обстрела.
Мы за войну не виделись с тобой –
Наверно, изменилась, постарела.
Но в мыслях вижу и сейчас тебя
Еще красивую и молодую,
Пусть жестче, строже сделались черты.
Так на плакатах Родину рисуют,
Немного на нее похожа ты.

* * *
Весенний дождик хлестал кусты
И над землянкой ветер злился.
Мне этой ночью снилась ты
И городок далекий снился.
В какой бы ни был стороне,
Какой бы ни свистел мне ветер,
Не надо больше счастья мне
Чем то, что ты живешь на свете.
1943 г.

Задание исследовательского характера: найти в тексте стихотворений стилистические приметы эпистолярного жанра.
Учащимися должны быть отмечены и проиллюстрированы примерами прямое обращение к собеседнику, наличие личных, интимных мотивов и деталей, выражение чувств и переживаний автора, нейтральная лексика с элементами разговорно-бытовой, использование простых синтаксических конструкций.

Учитель: Степан Петрович несколько раз приезжал к семье в наш город в короткие отпуска с Северо-Западного фронта, где работал в газете «За Родину».
«В маленький, встревоженный Чистополь, - писала в своих воспоминаниях Б.Я. Брайнина, - Щипачев приносил с собой запас большой фронтовой жизни и свои стихи, которые охотно, с веселой отвагой читал нам. Я не помню ни одной встречи со Щипачевым без стихов. Они органически сливались с его обликом, были воздухом, которым он дышал, и, казалось, вырви его из поэтической стихии, он перестанет дышать».
Возможно, в этих словах и кроется разгадка того, почему не только Щипачев, но и другие поэты так много пишут в этот период писем-стихов: «поэтическая стихия» была для них естественной для передачи сильных чувств и переживаний, а война с ее близостью смерти, ощущением хрупкости и краткости человеческой жизни возвела в ранг высокой поэзии, казалось бы, сугубо прозаическую вещь – письмо жене, матери, сыну, друзьям «Часто длинною была дорога от письма до нового письма», но это была дорога жизни, дорога памяти, дорога верности и надежды.
Из блокадного Ленинграда идут «Письма на Каму» Ольги Берггольц.

Выразительное чтение:
Из выступления О. Берггольц по ленинградскому радио:
«Дорогие товарищи!
Послезавтра мы будем встречать Новый год. Год тысяча девятьсот сорок второй.
Еще никогда не было в Ленинграде такой новогодней ночи, как нынешняя. Мне незачем рассказывать вам, какая она. Каждый ленинградец знает об этом сам, каждый чувствует сейчас, вот в эту минуту, ее небывалое дыхание И все-таки, вопреки всему, да будет в суровых наших жилищах праздник!
Ведь мы встречаем тысяча девятьсот сорок второй в своем Ленинграде – наша армия и мы вместе с ней не отдали его немцу, не дали ему вторгнуться в город. Наш город в кольце, но не в плену, не в рабстве.
Это уже безмерно много.
Позвольте же мне, дорогие товарищи, перед наступающим Новым годом прочитать вам два стихотворения. Они называются «Письма на Каму». «Первое письмо на Каму» написано в сентябре этого года, в дни, когда враг пытался штурмом овладеть нашим городом».

Первое письмо на Каму

Я знаю – далеко на Каме
Тревожится, тоскует мать.
Что написать далекой маме?
Как успокоить? Как солгать?
Она в открытках каждой строчкой,
Страшась и всей душой любя,
Все время молит: «Дочка, дочка,
Прошу, побереги себя»
О, я любой ценою рада
Тревогу матери унять.
Я напишу ей только правду.
Пусть не боится за меня.
«Я берегу себя, родная.
Не бойся, очень берегу:
Я город наш обороняю
Со всеми вместе, как могу.
Не бойся, мама, я не струшу,
Не отступлю, не побегу.
Взращенную тобою душу
Непобежденной сберегу»
Так я пишу далекой маме.
Я написала правду ей.
Я не пишу – и так вернее, -
Что старый дом разрушен наш,
Что ранен брат, что я старею,



Что мало хлеба, мало сна.
И главная, быть может, правда
В том, что не все узнает мать.
Ведь мы залечим эти раны,
Мы все вернем себе опять.
И сон – спокойный, долгий, теплый,
И песни с самого утра,
И будет в доме, в ясных стеклах
Заря вечерняя играть
И я кричу знакомым людям:
- Пишите правду матерям.
Пишите им о том, что будет.
Не жалуйтесь, что трудно нам
1941 г.

Учитель: «Письма на Каму» адресованы были в Чистополь, где по улице Фрунзе, 36, жила мать поэтессы Мария Тимофеевна Берггольц.
Почему личное письмо приобретает общественное звучание?
Как взаимосвязаны личное и гражданственное в «Первом письме на Каму»?
Учитель: Из писем того времени мы можем узнать и о трудной жизни тыла.
Стихотворение М.В. Исаковского «Зима в Чистополе» переносит нас в суровую военную пору, дает представление о нелегком быте, неожиданных, редких и поэтому особо ценимых радостях, о поэтическом труде и тяжелых думах. Чтение стихотворения.
Зима в Чистополе
Письмо друзьям

Зимою очень холодно на Каме –
Стоят морозы – нашим не под стать.
И мне, друзья, озябшими руками
Стихи свои невесело писать.

Но ничего другого не осталось,
И я пока другого не прошу;
У печки пальцы отогрею малость,
Да и опять пишу себе, пишу.

Пишу. А сердце все же не на месте:
Суровый год, тревожная пора.
С полночи жду очередных известий,
Хотя они приходят в шесть утра.

Все та же дума не дает покоя:
Как там на фронте, как дела с Москвой?
И если в сводке что-нибудь такое –
Весь день хожу с поникшей головой.

Так и живу – от сводки и до сводки –
В своем углу, холодном и глухом.
Печали долги, радости коротки,
Да что поделать, коль война кругом?

Другого, видно, не дано исхода, -
На чем пришлось, на том уж и стою
Хожу на рынок в очередь за медом
И никогда его не достаю.

Дрова таскаю. Печь топлю в квартире.
Курю какой-то невозможный мох,
Варю и ем картошку в вицмундире,
Как выразился здешний педагог.

Жду не дождусь, когда под мирной кровлей
Вновь соберется тесный наш кружок,
И пью за ваше и свое здоровье,
Но, к сожаленью, только кипяток.

А там и ночь. Она приходит рано.
Ложись, смотри – какие хочешь – сны.
Скрипит мороз. В окно стучат бураны.
И все пути кругом заметены.

Но я, друзья, отнюдь не безутешен,
Хоть неприютно здесь и холодно,
Мне только жаль, что Гитлер не повешен,
Его повесить надо бы давно.


После выразительного чтения стихотворения предлагаем ребятам ответить на следующие вопросы:
Как связан жанр стихотворения с его содержанием?
Ответы учащихся: Жанр послания предполагает, что речь пойдет о личных делах, проблемах и переживаниях. Мы ждем от автора письма искренности и доверительности.
Письмо многое может рассказать о его авторе.
Какие бытовые реалии жизни тылового города можно обнаружить в письме?
Ответы учащихся: Жизнь поэта невеселая: «стоят морозы – нашим не под стать», в комнате холодно, озябли руки, чтобы писать, приходится отогревать их у печки. Нужно самому таскать дрова, топить печь, заботиться о продуктах, ходить на рынок, стоять в очередях. Пища самая простая: «варю и ем картошку», «курю какой-то невозможный мох».
Зимой световой день очень короткий, «ночь приходит рано», «скрипит мороз, в окно стучат бураны», «все пути кругом заметены». Здесь «неприютно и холодно».
Одна и та же мысль не дает покоя поэту: «как там на фронте, как дела с Москвой?». И это беспокойство понятно, ведь стихотворение написано в начале декабря 1941 г., накануне разгрома немцев под Москвой.
Исаковский, как и миллионы советских людей, «с полночи ждет очередных известий, хотя они приходят в шесть утра», и, «если в сводке что-нибудь такое» – весь день ходит с поникшей головой.
Каково общее настроение, переданное в письме?
Ответы учащихся: Автор спокойно рассказывает о трудностях быта, не драматизирует их. Кое-где даже слышатся иронические нотки: «картошка в вицмундире», «курю какой-то невозможный мох», «хожу на рынок в очередь за медом, но никогда его не достаю», «пью за ваше и свое здоровье, но, к сожаленью, только кипяток» – все это свидетельствует о готовности превозмочь все трудности, вынести испытания.
Поэта поддерживает вера в победу, поэтому он не «безутешен». Он мечтает о времени, «когда под мирной кровлей вновь соберется тесный кружок» близких и дорогих ему людей, разбросанных войной.
Учитель: Близким другом Исаковского на протяжении долгих лет был Александр Трифонович Твардовский. Ему, военному корреспонденту, находящемуся на фронте, часто адресовал свои письма из Чистополя Михаил Васильевич. Перед вами одно из них. Выразительное чтение письма:
28 декабря 1941 г.
Дорогой Саша!
Наконец я могу написать тебе. Ты так летал с места на место, что трудно было рассчитывать на то, что мое письмо дойдет до тебя.
Обо мне ты, вероятно, в основном знаешь все. С августа месяца со всей своей семьей я нахожусь в Чистополе. Живем, как будто, в затишье, но все же покоя нет. Одна и та же мысль следует всюду неотступно – как там на фронте. И этим, собственно, сказано все. Это главное. Все остальное кажется мелочью, не заслуживающей внимания.
В последнее время настроение очень повысилось в связи с нашими успехами на фронтах. Сводки идут хорошие, это очень и очень радует и ободряет.
Кое-что пишу. Но пишу мало и не так, как следует. Что-то не получается. Время сейчас горячее, надо делать все быстро. А с быстротой-то у меня и не выходит.
В последнее время сюда понаехало довольно много нашей писательской братии. Здесь даже создан филиал Союза.
Иногда в газетах попадаются твои стихи, иногда их читает здесь по радио А.О. Степанова. И знаешь – скажу тебе без всякой лести – стихи ты пишешь очень хорошие. Они резко выделяются из всего того, что в больших количествах пишется сейчас о войне.
Здесь находятся также Федин, Тренев, Асеев, Пастернак. Они и руководят местным отделением Литературы.
Знаешь, пишу я тебе все это и думаю, что ничего здесь нет для тебя интересного. Ты, вероятно, столько видел, столько пережил, что все местные дела наши кажутся тебе чем-то очень далеким и, может быть, даже ненужным.
Очень надеюсь, что ты сможешь выбрать свободную минуту и более или менее подробно напишешь о себе. А то еще здесь ходят слухи, что ты на время сможешь приехать сюда. Это было бы совершенно замечательно.
Мы очень часто вспоминаем тебя и очень хотим видеть.
Ну, вот, пожалуй, и все. Прости, что письмо получилось таким скучным. Как-то я плохо представляю тебя сейчас, мне кажется, что ты сильно изменился, и поэтому я не знаю – как к тебе подойти, что тебе сказать.
Передают самый горячий, самый душевный привет Лидия Ивановна, Нат. Ив. и Алик.
Пиши, Саша.
Твой М. Исаковский.
А курю я теперь самосейку, которую покупаю на базаре.
И знаешь – более или менее – привык.
М.И.

Что общего между стихотворным посланием Исаковского друзьям и письмом А. Твардовскому? Найдите повторяющиеся мотивы, художественные образы и детали.
На основе наблюдений учащиеся должны сделать вывод о близости стихотворного жанра послания к обычному письму: они несут информацию, содержат размышления, наблюдения, выражают эмоции, они удовлетворяют потребность человека в общении, в самоотчете, в том, чтобы осознавать и фиксировать протекание своей жизни.

Рассказ экскурсовода: Война изменила облик нашего города. Он не только проводил несколько тысяч ушедших на фронт, но и принял эвакуированных людей из Прибалтийских республик, западных районов Белоруссии и Украины, а также из некоторых европейских стран – венгров, немцев, чехов, шведов, финнов, французов. Всего в городе и районе проживали представители более чем 50 национальностей.
В Чистополе работало 37 промышленных предприятий, в том числе 9 заводов и фабрик союзного значения. Среди них бывший Второй Московский часовой завод, который перешел на выпуск важной оборонной продукции. Значительно расширился судоремонтный завод, после того как в него влились Сталинградский и Калачинский заводы. На оборону работали завод автогаражного оборудования, электрозавод и кожзавод, мебельная и трикотажная фабрики. На городской территории находились «Татгеологотрест» и «Нефтегазразведка», которые занимались изыскательскими работами в нескольких районах Татарии, 18-ый запасной авиаполк, три военных госпиталя.
Жизнь тылового города не была легкой. Шла война, на фронте гибли сотни тысяч солдат, десятки городов были захвачены фашистами, враг рвался к Москве, и тыл жил по законам военного времени, когда забывали о личном, захваченные единым порывом – выстоять и победить. Лозунг «Все для фронта, все для победы» определял суть жизни каждого города и городка, каждой деревни, каждого человека.
Учитель: Таким увидел наш город поэт Евгений Долматовский в апреле 1942 г., когда неожиданно для своей семьи и друзей приехал в Чистополь в короткий отпуск с фронта. Неожиданно потому, что уже долгое время от него не было писем и семья получила известие о том, что он пропал без вести. «В зале установилась полная тишина, пока батальонный комиссар Долматовский вел свой неторопливый рассказ, как он был ранен и захвачен врагом, как ему удалось вместе с товарищами бежать из плена, идти сотни и сотни километров», - вспоминает писательница
Н. Чертова о памятном вечере, состоявшемся в Доме учителя. О трагических событиях первых месяцев войны Долматовский впоследствии расскажет в книге «Зеленая брама».
А впечатления поэта от поездки в Чистополь передает стихотворение «О твоей семье».
Можно ли по заглавию определить жанр стихотворения? Ответ обосновать.
Продолжить свои наблюдения над жанровым своеобразием по тексту стихотворения. Выразительное чтение.

Вдали от фронтовых дорог
Есть светлоглазый городок.
Не затемняют там огней,
И ночью – света хоровод.

Я там провел немного дней,
Пока прошел апрельский лед.
Я заходил к твоей семье.
Послушай о ее житье.

Жены твоей я не застал –
Ты знаешь, там теперь завод.
Я с мальчиком твоим играл
И ждал, когда она придет.

Он теребил мои ремни –
Ему понравились они.
Он синеглаз и белобрыс,
Высоколоб, совсем как ты.
В черты его лица влились
Твои знакомые черты.
Родившийся среди Карпат,
Меня он спрашивал не раз,
Когда поедем мы назад;
И я ответил – близок час!

А к вечеру пришла она,
Твоя любовь, твоя жена.
Она, усталая, вошла,
Сняла платок, подарок твой,
Кивнула гордой головой,
И стала комната светла.

Апрельский день за речкой гас,
Твой мальчик спал и видел сны,
И твой портрет смотрел на нас,
Во Львове снятый до войны.
Я рассказал, как минный вал
Тебя в укрытье миновал,
Как между двух горящих сел
Ты батальон в атаку вел.
Я умолчал, - как ты просил, -
Что ты два раза ранен был.

В углу с клубком сидела мать.
И я тебе не стану лгать:
Немного сгорбилась она,
В ее глазах – туман тоски,
И поздним снегом седина
Пробилась на ее виски.

Я видел – все в дому твоем
Полно дыханием твоим,
И я не спрашивал о том,
По-прежнему ли ты любим.
1942 Это стихотворное послание очень характерно для лирики военных лет, в которой само понятие Родины не только углубилось психологически, но и приобрело более конкретные формы: за словом Родина в лирических произведениях вставали запоминающиеся черты реальных географических широт, городов и деревень, лица родных людей, их тревоги, любовь и ожидание. Такие стихи не оставляли равнодушными ни солдат, готовившихся к бою, ни тех, кто ждал их и верил в их возвращение.

Война в далеком от линии фронта Чистополе, не знавшем бомбежек и грома орудий, была той же жестокой войной и не позволяла забыть о себе, оглушая тишиной. Об этом и многом другом – в стихотворении Марии Петровых. Чтение стихотворения:
Завтра день рожденья твоего.
Друг мой, чем же я его отмечу?
Если бы поверить в нашу встречу, -
Больше мне не надо ничего.

Ночью здесь такая тишина!
Звезды опускаются на крышу,
Но, как все, я здесь оглушена
Грохотом, которого не слышу.

Неужели ото всех смертей
Откупились мы любовью к детям?
Неужели родине свей
За себя достойно не ответим?

Страдание почти не вырывается наружу. Печаль, нежность, мужество, гнев выражены негромко, но ими проникнуто каждое слово.

Как достигается достоверность передачи силы переживаний героини?
Эмоциональная сила стихотворения Петровых усиливается прямыми обращениями, призывами. Они полны внутреннего напряжения, создается даже подобие диалога – проекция к собеседнику, к тому образу, к которому направляет призывы лирическое «я».

Учитель: Стихотворения Петровых, появлявшиеся в журнале «Знамя» в военную пору, обращали на себя внимание многих, запоминались. «Это были короткие, но очень емкие лирические записи о войне, о пережитом всеми нами. Очень современные, почти сиюминутные, а ощущение возникало такое, что это написано не на один день, не на один год», - делится своими впечатлениями военный корреспондент Яков Хелемский.
Написанные в минуты душевного напряжения, непосредственно связанные с происходящими событиями и являющиеся оперативными откликами на них, письма-стихи военных лет воспринимаются сейчас как документы эпохи, воссоздающие ее колорит и атмосферу, помогают нам представить сложный душевный мир целого поколения граждан нашей страны, ставшего поколением победителей. Они – тот мостик, который связывает нас, живущих в начале 21 века, с теми, кто выстоял в суровых испытаниях Великой Отечественной войны и во многом определил дальнейшую судьбу всего мира. Их мысли, их чувства хранят для нас строки стихов и писем. Из сурового прошлого они обращаются к своим адресатам, среди которых и вы, внуки и правнуки Победителей.

Домашнее задание:
задание исследовательского характера: выявить черты жанра послания в выбранном вами стихотворении из современной лирики











Заголовок 115