Рабочая программа по русскому языку 3класс 21 век


Муниципальное образование «Родионово-Несветайский район»
Сл. Плато-Ивановка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родионово-Несветайского района
«Платово- Ивановская основная общеобразовательная школа»
(МБОУ «Платово-Ивановская ООШ»)


«Согласовано»
Руководитель РМО Овечко Т. В.

_________________ подпись

Протокол № _______

от « » августа 2015 г. «СОГЛАСОВАНО»
заместитель по УВР

Ушанева И.М. _________

от «___» _________2015 г.
«Утверждено»

Приказ №______

от «___» _________2015 г.

Директор Козорезова Е.А.

_________________ подпись



Рабочая программа
по русскому языку
Уровень общего образования (класс): начальное общее 3 класс
Количество часов: 170 часов
Учитель: Ушанева З.П.
Программа разработана на основе:программы С.В.Иванова, М.И.Кузнецовой,А.О.Евдокимовой,Л.В.Петленко,В.Ю. Романовой «Русский язык» (Образовательная система «Начальная школа 21 века». Сборник программ к комплекту учебников ".- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.)

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основными нормативными документами, определяющими содержание и структуру рабочей программы по русскому языку являются:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
-Примерная программа начального общего образования;
-«Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 405 от 09.06.2015г. «Об утверждении --примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2015-2016 учебный год»;
-Авторская программа С.В.Иванова,М.И.Кузнецовой,А.О.Евдокимовой,Л.В.Петленко,В.Ю. Романовой «Русский язык» (Образовательная система «Начальная школа 21 века Сборник программ к комплекту учебников ".- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.);
-Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века".- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.
- ООП НОО МБОУ «Платово-Ивановская ООШ»;
-Учебный план и годовой календарный график МБОУ «Платово-Ивановская ООШ» на 2015-2016 учебный год;
-Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Платово-Ивановская ООШ».
Преподавание русского языка в 3 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века».
Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.
Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения.
Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепций лингвистического образования младших школьников.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;
- социокультурная цель — изучение русского языка — включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение Следующих практических задач:- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение учащимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Предложенная рабочая программа рассчитана и на учащегося, имеющего ЗПР, влекущее за собой быструю утомляемость, низкую работоспособность, повышенную отвлекаемость, что в свою очередь, ведет к нарушению внимания, восприятия, абстрактного мышления. У таких детей отмечаются периодические колебания внимания, недостаточная концентрация на объекте, малый объём памяти.
Программа, разрабатываемая для VII вида, сохраняя обязательный минимум содержания, отличается своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения. Так как учащийся проходит обучение в общем классе темы, которые являются наиболее сложными для усвоения, могут им изучаться в ознакомительном порядке (темы и вид деятельности учащегося выделены в предлагаемом тексте содержания программы курсивом), т.е. не являются обязательными для усвоения учащимся VII вида.. Такой подход позволит обеспечить усвоение учащимися по окончании основной школы обязательного минимума содержания математического образования.
Важными коррекционными задачами курса русского языка коррекционно-развивающего обучения являются:
- развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
- формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового
самоконтроля);
- развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
- развитие общеучебных умений и навыков
При составлении программы для учащихся VII вида учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки устной и письменной речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью.
Уровень обучения – базовый.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.
В основе методики преподавания предмета лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
«Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
«Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
Систематический курс «Русский язык» представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.
Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями: основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация; развитие речи.
 Языковой материал признан сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом МБОУ «Платово- Ивановская ООШ» на 2015-2016 уч. год предмет «Русский язык» изучается в 3 классе 5 часов в неделю. Согласно действующему в МБОУ « Платово- Ивановская ООШ » расписанию на 2015-2016 уч. год общий объём учебного времени составляет 170 ч.
4 . ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РУССКИЙ ЯЗЫК»

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5.ЛИЧНОСТНЫЕ ,МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
3-й класс
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия);
– правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным;
– владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне;
– писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
– графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное;
– писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
– разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;
-понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей
-осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
-адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем.
Выпускник получит возможность для формирования:
-осознания русского языка как основного средства мышления и общения;
-восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимания связи развития языка с развитием культуры и общества;
-понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств,
-стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
-положительной мотивации к созданию собственных текстов;
-положительной мотивации к изучению русского языка как средства общения, к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.);
-способности к адекватной самооценке
Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
-самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
- осознавать цели и задачи урока, темы;
- в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия(памятки в справочнике учебника);
- адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
- участвовать в работе группы , учитывая конечную цель, намечать действия при работе в паре, распределять роли и действовать в соответствии с ними;
- объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
- осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать цели и задачи изучения курса, раздела;
-планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;
- осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии;
- выделять существенную информацию из читаемых текстов;
- свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
- строить модели слов (звукобуквенные, морфемные),словосочетаний, предложений;
- находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;
- осуществлять синтез как составление целого из частей(составление предложений);
- составлять простой план при написании творческой работы, прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
- владеть приёмами проверки орфограмм, общим способом проверки безударных гласных, способом проверки«трудно проверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);
- по маршрутному листу прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела;
- преобразовывать слова, словосочетания, предложения в условные модели и наоборот;
- находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: части речи; виды предложения, типы текстов;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составления текстов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);озаглавливать текст;
- задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Выпускник получит возможность научиться:
- участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
- понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста;
- подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
- предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ;

Предметные результаты
К концу обучения в 3 классе выпускники научатся
различать:
имя существительное, имя прилагательное, глагол, личное местоимение;
виды предложений по цели высказывания и интонации;
главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
предложения с однородными членами;
выделять, находить:
грамматическую основу простого двусоставного предложения;
в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
решать практические задачи:
проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
составлять план текста (при помощи учителя);
применять правила правописания:
падежных окончаний имен существительных;
суффиксов имен существительных – онок-(-ёнок-), -ек-,-ик-,-ост(ь)-;
падежных окончаний имен прилагательных;
словарных слов, определенных программой;
постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Курсивом обозначены темы для ознакомления. Материал этих тем не является обязательным для усвоения и не выносится в уровень требований, предъявляемых к выпускнику начальной школы. Выпускник получит возможность научиться:
производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в peчи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
составлять устный рассказ на определённую тему и с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты / высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.

Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
Диктант.
«5» – ставится.если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
- пропуск и искажение букв в словах;
-замену слов;
- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
- неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
§ два исправления;
§ две пунктуационные ошибки;
§ повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и
1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.).
Контрольный диктант.
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
«1» – более 8 орфограф. ошибок.
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
«1» – не выполнено ни одно задание.
Словарный диктант Количество слов
(оценивается строже контрольного диктанта).для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
«1» – более 7 ошибок.
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.).
Контрольно-измерительные материалы
№ тема дата

1 Контрольная работа №1 по теме: «Фонетический анализ слова, разбор по составу». 23.09
2 Диктант (входной)№1 по теме «Повторение орфограмм корня».
29.09
3 Контрольная работа(диктант)№2
по итогам 1 четверти 21.10
4 Контрольная работа №2 по теме:
«Простое предложение. Члены простого предложения» 19.11
5. Диктант №3 по теме:
Правописание слов, образованных сложением, о, ё после шипящих, звук ы после ц. 01.12
6. Контрольная работа №3 за 1 полугодие 09.12
7. Диктант №4за 1 полугодие 16.12
8. Контрольная работа №4 по теме: части речи, род и число 27.01
9. Диктант №5 по теме: ь после шипящих на конце имен существительных, удвоенные согласные в словах, суффиксы имен существительных 10.02
10. Диктант №6 по итогам 3 четверти 02.03
11 Контрольная работа №5 по теме: части речи, род и число имен существительных. Изменение имен существительных по падежам . 09.03
12 Контрольная работа №6 по теме: имя прилагательное и его грамматические признаки. 21.04
13 комплексная контрольная работа 26.04
14.
Итоговый Диктант №7 по итогам года 16.05




6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

3 класс (170 ч)

1. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (29ч)
Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова
Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу
Синтаксис. Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения.
Морфология. Части речи: деление частей речи на самостоятельные и служебные.(38)
Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
2. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (76 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.
Правописание надежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).
3. «Развитие речи» (27ч)
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

№п/п Тема Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности
1 Фонетика.и графика 3 Закреплять знания о фонетике.
Совершенствовать умения сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции. Упражняться в записи звучащего слов а с помощью транскрипции, в выполнении фонетического разбора
2 Состав слова.
(Морфемика) 5 Повторить части слова и их обозначения.Развивать умение разбирать слова по составу. Повторить способы образования слов..
Развивать умение образовывать слова заданным способом. Знать полный письменный разбор слова по составу.
Развивать умение находить слова к схемам.
3 Синтаксис 21 Развивать умение определять границы предложения.
Составлять из слов предложения. Учить определять цели высказывания предложений.
Находить грамматическую основу в предложении Отрабатывать алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого.
Коллективно вывести правило. Дать понятие о второстепенных членах предложения.
Дать понятие об обстоятельстве.
Развивать умение ставить вопросы к второстепенным членам предложения. Развивать умения разбирать предложение по членам.
4 Морфология 38 Учить различать слова, относящиеся к разным частям речи. .Проводить наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи.
2.Развивать умение изменять слова по образцу.
Учить определять род имен существительных. Знать, какого рода бывают неизменяемые существительные, уметь работать с толковым словарём. Ознакомить с названием падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа слова в предложении. Ввести понятие «косвенный падеж».
Учить сопоставлять слова в форме И. и В. падежа. Учить определять склонение имен существительных Ввести понятия «одушевленные и неодушевленные существительные».развивать умение классифицировать слова. Решать проблемные задачи.
5 Правописание (формирование навыков грамотного письма) 70 Повторить и закрепить знания правописания жи-ши, чу-щу, ча - ща.
Развивать умение писать безударные гласные в корнях слов, классифицировать слова по наличию (отсутствию) данной орфограммы.
Закрепить знания о правописании согласных в корне слова. Закрепить знания о непроизносимых согласных.
Учимся писать и анализировать слова с приставками
, совершенствовать орфографическую зоркость.
Закрепить умение писать слова с приставками: без-, бес-, из-, ис-, раз-, рас-.
Учить написанию слов с приставкой с-.
Учить составлению и записи сложных слов при помощи соединительных гласных – о, е.
Развивать умение выбирать слова к заданным моделям.
Закрепить правописание буквы ё после шипящих в корне слова.
Развивать умение исправлять ошибки, доказывать постановку знаков препинания.
Развивать умение учащихся в правописании мягкого знака после шипящих у имён существительных.
Развивать умение изменять существительные по числам.
Ознакомить учащихся с изменением существительных. оканчивающихся на –мя-.
Различать слова с удвоенными словами.
Учиться правильно писать слова с сочетаниями –инк-, -енк-.
Формировать навык написания безударных окончаний имен существительных 1 склонения
Закрепить знания учащихся о правописании безударных окончаний существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.
Развивать умение формулировать правила, изменять имена прилагательные по падежам.
Учить различать качественные и относительные прилагательные, находить ошибки
Учить писать местоимения с предлогами.
6 Развитие речи 27 Развивать умение формулировать основную мысль текста, определять типы текстов, выбирать подходящий заголовок, составлять пла Развивать речь, умение подбирать тексты по данным заголовкам, выбирать окончание текста.
Развивать умение восстанавливать последовательность предложений в тексте
Развивать умение корректировать и писать письма.
Развивать умение объяснять значения фразеологизма.

Учить творчески подходить к выполнению самостоятельной работы
Учиться правильно подписывать точный адрес на конверте.
Совершенствовать умение учащихся в анализе текста, обсуждении плана. Помогать в творческой работе по созданию собственного текста.
7. Повторение 7 Активизация изученного материала.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока
раздел

Тема урока
Кол-во
часов Дата урока

план факт






1
Фонетика и графика» - 1 час


Повторение. Фонетика


1 1.09





2 «Правописание»- 1 час



Повторение. Правило написания большой буквы


1 2.09







3
Фонетика и графика» - 1 час




Фонетический разбор слова


1 3.09







4
«Правописание»- 1 час


Повторение. Правила переноса слов


1 4.09








5
«Развитие речи»- 1 час



Повторение. Текст, его признаки и типы





1 7.09







6
«Фонетика и графика» - 1 час


Фонетический разбор слова


1 8.09








7
«Правописание»- 1 час



Правила обозначения гласных после шипящих.



1 9.09








8
«Состав слова (морфемика)» - 1 час



Повторение. Состав слова


1




10.09








9
«Правописание»- 1 час



Правописание безударных гласных в корне слова.





1





11.09







10
«Развитие речи»- 1 час



Повторение. Признаки и типы текстов



1






14.09









11 «Состав слова (морфемика)» - 1 час




Разбор слова по составу




1








15.09







12
«Правописание»- 1 час


Повторение. Правила правописания согласных в корне слова



1 16.09








13 «Состав слова (морфемика)» - 1 час


Словообразование



1 17.09




14
«Правописание»- 1 час
Повторение. Правила правописания непроизносимых согласных .




1 18.09





15
«Развитие речи»- 1 час


Текст и его заглавие

1 21.09












16

» «Состав слова (морфемика)» - 2 часа




Разбор слова по составу и словообразование




1








22.09
17 Контрольная работа №1 по теме: «Фонетический анализ слова, разбор по составу».

1 23.09






18
«Правописание»- 2 часа



Правописание суффиксов




1






24.09
19 Правописание приставок

1 25.09








20
«Развитие речи»- 1 час




Заглавие и начало текста


1 28.09










21
«Правописание» - 2 часа



Диагностическая контрольная работа
Диктант №1(входной) по теме «Повторение орфограмм корня».






1







29.09
22 Анализ диктанта.

Списывание текста



1 30.09








23
«Синтаксис» -2 часа


Предложение и его смысл. Слова в предложении.





1 1.10


24 Виды предложений по цели высказывания и интонации. 1 2.10







25
«Развитие речи»- 2 часа


Последовательность предложений в тексте.


1 5.10
26 Деление текста на абзацы.


1 6.10







27

«Синтаксис» -1 час


Главные члены предложения

1

7.10









28
Правописание» - 1 час




Правописание разделительных ь и ъ знаков.

Словарный диктант №2






1



8.10






29
«Синтаксис»1 час


Главные члены предложения

1
9.10








30
«Правописание»2 часа




Учимся писать приставки


1

12.10
31 Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//с.

1


13.10






32 «Синтаксис» 2 часа


Подлежащее

1



14.10
33 Сказуемое 1 15.10






34
«Развитие речи»- 1 час


Учимся писать письма

1

16.10






35
«Синтаксис» 1 час


Подлежащее и сказуемое

1

19.10







36
«Развитие речи»- 1 час



Учимся писать письма


1

20.10








37

«Синтаксис»-3часа



Контрольная работа(диктант№2)
по итогам 1 четверти


1




21.10
38 Второстепенные члены предложения 1 22.10
39 Обстоятельство 1 23.10





40
«Правописание» 1 час

Учимся писать приставку с-

Контрольный словарный диктант

1

26.10






41
» «Синтаксис» 1 час


Обстоятельство


1

27.10







42
«Развитие речи»- 1 час



Учимся писать письма

1

28.10






43

«Синтаксис» 2 часа


Определение






1


29.10
44 Определение 1 30.10






45

«Правописание» 2 часа

Учимся писать слова с двумя корнями


1


9.11
46 Запоминаем соединительные гласные о, е. 1 10.11







47



Развитие речи»- 1 час



Учимся писать письма

1



11.11






48
» «Синтаксис»
2час


Дополнение

1

12.11
49 Дополнение 1 13.11





50

«Правописание» 2 часа

Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова.






1


16.11
51 Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова. 1 17.11







52
«Развитие речи»- 1 час



Учимся писать письма

1



18.11












53
«Синтаксис»
2 час





Контрольная работа №2 по теме:
«Простое предложение. Члены простого предложения»




1




19.11
54 Однородные члены предложения 1 20.11










55
«Правописание» 1 час





Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]




1




23.11









56
» «Синтаксис»
2 часа




Однородные члены предложения

1

24.11
57 Знаки препинания при однородных членах предложения

Словарный диктант №4 1 25.11






58
«Развитие речи»- 1 час



Учимся писать письма


1




26.11







59 «Синтаксис» 1 час



Однородные члены предложения

1

27.11








60
«Правописание» 3 часа


Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами

1




30.11
61 Диктант №3 по теме:
Правописание слов, образованных сложением, о, ё после шипящих, звук ы после ц. 1 1.12
62 Анализ диктанта

Списывание текста №2 1 2.12









63 «Синтаксис» 1 час




Однородные члены предложения


1



3.12








64

«Правописание» 1 час


Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами



1



4.12









65 Раздел «Развитие речи»- 1 час





Учимся писать письма


1





7.12











66
Правописание- 3 часа





Повторяем фонетику и состав слова






1




8.12
67 Итоговая контрольная работа №3 за 1 полугодие
1 9.12
68 Повторение 1 10.12








69
«Морфология»5 часа


Части речи


1

11.12
70 Самостоятельные и служебные части речи
1

14.12
71 Повторение 1 15.12
72 Итоговый Диктант №4 за 1 полугодие 1 16.12
73 Имя существительное 1 17.12







74

«Правописание» 1 час



Повторение



1


18.12








75
«Развитие речи»- 1 час




Учимся писать изложение


1






21.12







76

«Морфология»2 часа


Род имен существительных


1 22.12
77 Род имен существительных 1 23.12






78
«Развитие речи»- 1 час


Учимся писать изложение

1

24.12







79 «Морфология»1час




Число имен существительных


1




25.12






80
«Правописание» 2 часа


Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных



1



28.12
81 Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных 1 29.12






82
«Морфология»1 час


Число имен существительных



1



11.01








83
«Правописание» 2 часа



Изменение имен существительных по числам


1


12.01
84 Изменение имен существительных по числам 1 13.01






85
«Развитие речи»- 1 час


Учимся писать изложения

1

14.01







86 «Морфология»3часа




Изменение имен существительных по падежам


1

15.01
87 Падеж имен существительных
1 18.01
88 Падеж имен существительных
1 19.01










89
«Правописание» 1 час



Учим слова с удвоенными согласными в корне слова

Словарный диктант №5



1






20.01








90 «Развитие речи»- 1 час



Учимся писать письма


1




21.01






91
«Морфология»1 час


Падеж имен существительных

1


22.01







92
«Правописание» 1 час



Учимся писать суффикс – ок- в именах существительных







1







25.01





93 «Морфология»2 часа

Падеж имен существительных

1

26.01
94 Контрольная работа №4 по теме: части речи, род и число имен существительных

1


27.01






95
«Правописание» 1 час


Учимся писать суффиксы –ец- и –иц- и сочетания –ичк- и –ечк-


1





28.01








96

Развитие речи»- 1 час


Работаем с текстом


1


29.01





97
«Морфология»1 час

Склонение имен существительных

1

1.02







98
«Правописание» 1 час


Учимся писать сочетания –инк- и –енк-.


1


2.02






99 «Морфология»1 час


Склонение имен существительных

1

3.02









100
Правописание» 1 час




Правописание безударных окончаний имен существительных 1 склонения

Контрольный словарный диктант №6


1




4.02






101
«Развитие речи»- 1 час


Работаем с текстом

1

5.02








102

«Морфология»1 час


Склонение имен существительных






1


8.02









103

«Правописание» 3 часа


Правописание безударных окончаний имен существительных 1 склонения



1



9.02
104 Диктант №5 по теме: ь после шипящих на конце имен существительных, удвоенные согласные в словах, суффиксы имен существительных


1





10.02
105 Анализ диктанта

Списывание №3

1

11.02









106 «Морфология»1 час



Имена существительные одушевленные и неодушевленные



1



12.02








107
«Правописание» 1 час



Учимся писать безударные окончания имен существительных 2 склонения




1

15.02






108
«Развитие речи»- 1 час


Учимся писать изложение

1

16.02








109 «Морфология»1 час



Имена существительные одушевленные и неодушевленные


1





17.02








110
«Правописание» 1 час



Учимся писать безударные окончания имен существительных 2 склонения


1


18.02







111
«Морфология»1 час


Имена существительные собственные и нарицательные


1


19.02








112
«Правописание» 1 час




Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.






1



22.02








113

«Развитие речи»- 1 час



Учимся писать изложение



1






24.02







114
«Правописание» 6 час


Способы образования имен существительных


1


25.02
115 Правописание безударных окончаний имен существительных 3 склонения

1


26.02
116 Способы образования имен существительных
1 29.02
117 Учимся писать безударные окончания имен существительных 3 склонения 1 01.03
118 «Развитие речи»- 1 час


Учимся писать изложение 1 02.03
119 Диктант №6 по итогам 3 четверти 1 03.03
120 Анализ диктанта
Списывание № 4 1 04.03










121
Повторение
2 часа




Повторяем фонетику и состав слова


1

7.03
122 Контрольная работа №5 по теме: части речи, род и число имен существительных. Изменение имен существительных по падежам .

1

9.03








123
«Правописание» 1 час



Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонения





1



10.03









124
«Морфология» 1 час




Имя прилагательное


1


11.03








125
«Правописание» 2 часа



Правописание окончаний имен существительных множественного числа

Словарный диктант №7


1


14.03
126 Правописание окончаний имен существительных множественного числа

1
15.03







127
«Морфология» 1 час



Имя прилагательное





1


16.03







128

«Правописание» 1 час

Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных



1





17.03








129

«Морфология» 1 час



Имя прилагательное


1


18.03





130
«Правописание» 3 часа

Правописание окончаний имен существительных на –ий, -ия, -ие


1

28.03
131 Правописание окончаний имен существительных на –ий, -ия, -ие 1 29.03
132 Повторение правил правописания безударных окончаний имен существительных 1 30.03






133
«Морфология» 2 часа



Качественные
имена прилагательные


1


31.03
134 Качественные имена прилагательные

1
1.04






135
«Развитие речи»- 1 час

Изложение с элементами сочинения


1

4.04





136
«Правописание» 1 час

Правописание окончаний имен прилагательных

Словарный диктант №8

1

5.04





137
«Развитие речи»- 1 час

Учимся писать изложение



1

6.04








138
«Правописание» 1 час



Правописание окончаний имен прилагательных


1


7.04





139 «Морфология»1 час

Краткая форма качественных прилагательных


1



8.04







140
«Правописание» 1 час


Правописание окончаний имен прилагательных


1


11.04








141

«Развитие речи»- 1 час



Учимся писать сочинение


1

12.04







142
«Морфология»1 час



Относительные имена прилагательные





1

13.04




143
«Правописание» 1 час

Правописание относительных прилагательных


1


14.04





144 «Морфология»1 час


Как образуются относительные прилагательные

1

15.04







145
«Правописание» 1 час



Правописание относительных прилагательных


1


18.04







146
«Развитие речи»- 1 час



Учимся писать сочинения


1


19.04








147
» «Морфология»
2часа



Притяжательные прилагательные






1

20.04
148 Контрольная работа №6 по теме: имя прилагательное и его грамматические признаки.

1

21.04










149
«Правописание» 1 час




Правописание притяжательных прилагательных

Контрольный словарный диктант №9


1


22.04







150 Повторение-2 часа




Повторяем фонетику и состав слова



1


25.04
151 комплексная контрольная работа

1

26.04




152
«Правописание» 4 часа


Правописание относительных прилагательных




1





27.04
153 Правописание относительных прилагательных

1

28.04
154 Правописание притяжательных прилагательных 1 29.04
155 Правописание краткой формы имен прилагательных

1 3.05





156
«Морфология» 1 час


Местоимение

1 4.05







157 «Развитие речи»- 1 час




Работаем с текстом


1 5.05







158
«Морфология» 2 часа


Личные местоимения





1

6.05
159 Личные местоимения 1 10.05







160
Правописание» 1 час


Правописание местоимений с предлогами


1

11.05




161
162
«Морфология» 2 часа

Как изменяется местоимение

2

12.05
13.05






163
Правописание» 4 часа


Итоговый Диктант №7 по итогам года



1





16.05
164 Анализ диктанта Списывание № 4
1 17.05
165
166 Правописание местоимений 2
18.05
19.05






167
«Морфология» 2час


Как изменяется местоимение

1

20.05






168-170

Повторение -3 часов


Повторяем фонетику и состав слова



3

23.05
24.05
25.05



8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»

Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 160 с.: ил.
Сборник программ к комплекту учебников ".- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.)
Кузнецова, М. И. Пишем грамотно: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2014 – 48 с.: ил.
Кузнецова, М. И. Учусь писать без ошибок: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 96 с.: ил.
Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс. – М.: Вентана-Графф, 2006.
Романова В.Ю., Петленко Г.В. Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения/ Под ред. С.В. Иванова. – М: Вентана – Граф, 2009.
Электронные УМК Энциклопедия Кирилла и Мефодия «Русский язык».
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ООО «Изд. Оникс: ООО «Изд. «Мир и образование», 2007.
Учим русский с увлечением – 2:Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1 – 4 класс – М.: 5 за знания, 2005. Авторы: О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина.
Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. Авторы: В. В. Волина.
11.Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку (Грамматические разборы, Русский алфавит, Орфография, Предложение, «Словарные слова»)
12.Компьютер
13.интернет-ресурсы