Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в области Познание.

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГБОУ Школа №1373 корпус №4



ТЕМА: «ЧУДО-ВОДА»

Конспект занятия
для детей подготовительной к школе группы

Образовательные области:
познание,
социализация,
безопасность,
художественное творчество.







Составила Старший воспитатель
Ким Татьяна Вячеславовна




2015 год

Цель:

Формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей. Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и интересного. Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы. Развивать сенсорные способности. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Воспитание патриотических чувств. Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода. Приобщать к изобразительному искусству.

Оборудование:

Глобус, рисунок - схема круговорота воды в природе, стаканы с водой, ложки пластиковые, цветные палочки, термос с горячей водой, зеркальце, лимон, кусочки сахара, кубики льда, салфетки, мелки, доска, тряпочка, кувшин с водой. Картинки облаков, туч, тумана, инея, льда, снега, росы.. Фотография озера Светлояр. Репродукции картин: И.И.Левитан «Весна. Большая вода», «Сумерки. Луна», И.Э. Грабарь «Вешний поток», «На озере», «Сказка инея и восходящего солнца.»



Предварительная работа:

Просмотр слайд-шоу презентации: «Вода- это жизнь», чтение литературы Н.А. Рыжовой экологическая сказка: «Жила-была река», чтение рассказа «Как люди речку обидели». Наблюдение во время прогулки за явлениями природы: снег, лёд, сосульки, узоры на стёклах окон (мороз). Знакомство с физической картой мира, глобусом. Обозначение на нём материков океанов, лесов, гор, пустынь по цветовой гамме. Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке и рассматривание иллюстраций художника В.Конашевича





Ход занятия.

Воспитатель:
- Сегодня у нас на занятии присутствуют гости - мои коллеги. Это воспитатели из других детских садов. Давайте дружно поприветствуем их.
Уважаемый коллеги, друзья, мы рады видеть Вас у нас в гостях, надеемся, что вам понравится и вы не пожалеете о потраченном времени.
Ребята, настройтесь на очень интересную работу, которую мы сегодня проведём. Чтобы узнать тему нашего занятия, я предлагаю отгадать загадку:
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать.
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать.
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без .Ответы детей: (воды).
Воспитатель: Вы, верно, догадались, сегодня мы поговорим о чуде «воде».
Обратите внимание на этот предмет. Что вы видите? Ответы детей. (Глобус).
Воспитатель: А что такое глобус? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята, глобус – это модель нашей планеты «Земля», в уменьшенном виде.
А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус?
Ответы детей: (моря, океаны, материки, страны и т.д.)
Воспитатель: Да, ребята, глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, а где материки. А давайте, вспомним, какие цвета изображены на глобусе, и что они обозначают. Ответы детей
(Голубой - океаны, моря, реки, озера. Зелёный- леса, коричневый - суша, желтый - пески).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы ответили на вопросы правильно.
А сейчас посмотрите, я раскручиваю глобус быстро- быстро! Какого цвета мы больше видим на глобусе? Ответы детей
Воспитатель: Да, ребята, нам кажется, что глобус одного цвета - голубого. А все это потому, что голубого цвета больше, чем остальных цветов. Скажите, пожалуйста, одним словом, что изображено эти цветом? Ответы детей
Воспитатель: Правильно голубым цветом изображают воду. На земном шаре, воды в несколько раз больше, чем суши. Много воды в морях, океанах, реках, озёрах. На глобусе, обозначено 5 океанов. Вы знаете, какие океаны есть на земле? (Тихий, Атлантический, Индийский, Северно-Ледовитый, Южный). Нашу страну омывают два океана Северно-Ледовитый и Тихий.
Когда плывут огромные корабли с пассажирами по океанам, люди не видят и незнают, где заканчивается один океан, а где начинается другой. Ведь кругом вода и это называется мировым океаном.
А не слишком ли много воды на свете? Как вы думаете? Ответы детей
Воспитатель: Почему? Для чего нужна вода? Кому она нужна? Представьте, что было бы, если бы не было воды? Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, дети вы все правильно рассуждаете. А я вам хочу сказать, что у воды есть и другая очень важная и очень нужная работа. Она вырабатывает на гидроэлектростанциях, ток т.е. электричество. Наша жизнь такая, что без электричества мы жить не можем. Электричество - это не только освещение в домах, и работающий телевизор, но главное, благодаря электричеству работают все машины на заводах и фабриках, ходят поезда, об этом мы поговорим в следующей раз.
·
Воспитатель: Ребята, может кто - то знает, встречается ли вода в явлениях природы? Ответы детей
Воспитатель: Сейчас я покажу вам картинки, что на них изображено?
Ответы детей (Роса, туман, иней, сосульки.)
Воспитатель: Да, дети все эти явления состоят из воды. Обратите внимание на эту красивую картинку с изображением озера. В нашей стране есть легендарное озеро Светлояр. Оно находится в Нижегородской области, и один ученый доказал, что это озеро образовалось 300 тысяч лет тому назад, в результате падения метеорита из космоса.
Вот как много интересного вы узнали и рассказали о воде.

Давайте проведём физкультминутку.
Руки подняли и покачали, это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули, ветер сбивает росу.
В стороны руки - плавно помашем, это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем, крылья согнули назад.
Ребята, сейчас каждый из вас, подробнее познакомится со свойствами воды, и узнает какая она.



Воспитатель: У вас на столе стоят 2 стакана, в одном находится вода. Я предлагаю потихоньку переместить половина воды в другой стакан. Что мы видим, что мы сделали с водой? Ответы детей(перелили)
Воспитатель: совершенно верно, воду перелили, значит, она какая?
Ответы детей(жидкая). Воспитатель: Вода, прежде всего – жидкость.
А знаете ли вы, какая вода ещё бывает? Ответы детей
Воспитатель: Да, вода бывает в твёрдом состоянии и это лёд. А кто нибудь слышал о газообразном состоянии воды? Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас я покажу, как можно увидеть воду в газообразном состоянии. А вы внимательно смотрите, и запоминайте.



Открываю термос с горячей водой, поднимается пар, держу зеркальце над паром, показываю детям. Ребята, что случилось с зеркалом? Ответы детей
Воспитатель: Правильно, зеркало запотело, на нём видны капельки воды. Горячая вода превратилась в пар, а пар – это газообразное состояние воды.
А опасен ли пар для человека? Ответы детей
Воспитатель Правильно, паром можно обжечься. Чем опасен лед?
(Можно поскользнуться). Чем опасно глубокое море? (Можно утонуть)
Воспитатель: Дети, а вы слышали о круговороте воды в природе?
Ответы детей
Я вам хочу рассказать, как происходит круговорот воды на нашей планете.
Посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф. Солнышко греет, согревает например озеро. Озеро - это вода. Затем потихоньку вода начинает испаряться и поднимется вверх, превращается в облачко. Вода продолжает испаряться, облачко становится тяжелее, темнеет и переходит в тучку. А из тучки, мы знаем, капают дождинки - тоже вода. Дожди образуют лужицы, затем вода в лужах испаряются и вновь испарина поднимается на небо, и образуются облака. Вот такой интересный круговорот воды происходит в нашей природе.




Воспитатель: Теперь давайте с вами проведём следующий опыт. Опустите в один стакан с водой цветную палочку. Посмотрим на стакан, что вы видите сквозь воду?
Ответы детей... (палочку). Воспитатель: Следовательно, вода, какая?
Ответы детей (Прозрачная.)
Воспитатель: Да, чистая вода – прозрачная. Теперь посмотрите, что я сейчас буду делать (наливаю воду в три сосуда разной по формы).
Ребята, а какой формы вода?
Ответы детей...
Воспитатель: Делаем вывод. Вода приобретает форму сосуда, а свою форму вода не имеет. Любая жидкость не имеет своей формы.
Воспитатель: Давайте проведем следующий опыт. Я сейчас добавлю в свой стакан с водой капельки лимона и перемешаю. И сейчас предлагаю понюхать воду, почувствовали запах? Чем пахнет вода? Ответы детей
А теперь понюхайте свою воду в стакане, пахнет ли она? Ответы детей
Воспитатель: Делаем вывод. У воды нет запаха, но она может приобретать запах другого вещества.
Давайте, проведём следующий опыт. Опустите в один стакан с водой кусочек сахара и перемешайте ложкой. Мы видим, что сахар растворился, затем насыпьте в другой стакан с водой песок, и тоже перемешайте. Что мы видим? Что произошло с сахаром? И что произошло с песком? Ответы детей
Воспитатель: Делаем вывод. Вода имеет способность растворять некоторые вещества.




Вот какое у нас на земле чудо – вода. О других свойствах воды мы узнаем на следующих занятиях.
Воспитатель: Ребята, что нового и интересного вы узнали?
Ответы детей (круговорот воды в природе, газообразное состояние воды, эксперименты с водой, озеро)
У меня для вас есть сюрприз.
Люди любуются водой и отражают её в своих художественных произведениях.
Некоторые пишут стихи, сочиняют песни о море, о реке.
Художники рисуют картины. Посмотрите, какая красота!
Сегодня мы с вами полюбуемся произведениями художников: И.И.Левитана и И.Э. Грабаря. Репродукции картин: И.И.Левитана «Весна. Большая вода», «Сумерки. Луна», И.Э. Грабаря «Вешний поток», «На озере», «Сказка инея и восходящего солнца». Стиль у художников разный, но как красива весна, и как красива зима. Эти репродукции мы будем еще рассматривать в группе.
Воспитатель: В заключении хочу сказать такие слова.
«Человек, запомни навсегда
Символ жизни на земле Вода!
Экономь её и береги.
Мы ведь на планете не одни!»

Молодцы, ребята, вы все сегодня хорошо поработали. На этом занятие закончено, а на следующем занятии, мы продолжим тему о воде. И проведём другие интересные опыты.