Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность» (вторая младшая, средняя группы)

Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность»
(вторая младшая, средняя группы)
Автор: Савельева О.Н. воспитатель МАДОУ детский сад комбинированного вида «Колосок»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в МАДОУ детский сад «Колосок» был организован театральный кружок «Сказка».
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4 – 5 лет (вторая младшая, средняя группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам. 2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей средней группы перед младшими и пр.). 3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
5. Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.). 6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 15 мин – вторая младшая группа, 20 мин - средняя группа.
Структура занятий.
1 этап - психологическое вхождение в занятие.
Театральная разминка (психогимнастика, встреча со знакомым или неизвестным персонажем; двигательно-творческие упражнения; упражнения на развитие эмпатии; речевая разминка; ролевая игра и т.д.)
2 этап - познавательный (беседы, рассказ педагогов, игры, просмотр слайдов и диафильмов, арт-терапия и др.)
3 этап - практический (игровые упражнения, творческие задания и игры, зтюды, работа с куклами различных систем, сочинения и пересказ и т.д.)
4 этап – релаксация (игры на расслабление и снятие эмоционального и мышечного напряжения, фантазирование с использованием музыки разного характера, звуков прирорды).
5 этап – завершающий (подвижные игры, общение детей друг с другом, куклами, педагогом, импровизационные игры и упражнения и т.д.)
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный - в сентябре, итоговый - в мае. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
«Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
«Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
5.«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы включает восемь основных блоков.
Блок 1 - основы кукловождения.
Блок 2 - основы кукольного театра.
Блок 3 - основы актерского мастерства.
Блок 4 - основные принципы драматизации.
Блок 5 - самостоятельная театральная деятельность.
Блок 6 - театральная азбука.
Блок 7 - проведение праздников.
Блок 8 - проведение досугов и развлечений.
Следует отметить, что блоки 1, 5, 8 реализуются на одном-двух занятиях в месяц; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц; блоки 3, 4 - на каждом занятии; блок 6 - на тематических занятиях 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте); блок 1 реализуется 1 раз в квартал.












Программа средней группы (сентябрь - май)

Блоки
Базовый компонент
Компонент ДОУ
Национально-региональный компонент

1
2
3
4

Основы кукло-вождения


Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки настольного театра



















Сентябрь. Задачи;продолжать формировать навыки кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки настольного театра. Игра: «Догадайтесь кто же я?». Этюды: «Медведь и лиса», «Встреча зайца и медведя», «Пляска Маши»
Октябрь. Задачи:продолжать обучать детей приемам кукловождения настольно-плоскостного театра. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «В гости к Маше», «Собака и медведь», «Пляска деда и бабы»
Ноябрь. Задачи: обучать детей
приемам кукловождения настольного театра конусной игрушки.
Игра: «Театр двух актеров.
Этюды: «Встреча зайца и лисы»,
«Пляска лисы и кота», «Бабушка
и внучка»
Коми загадки: о зайце, собаке, кошке. Музыкальные фонограммы для этюдов: «Кошка» муэ. С. Головина; «Медведь» муз. С. Головина; «Зайчик» муз. Г. Попова




Продолжать учить
детей использовать в театрализованных играх образные игрушки
стендового
театра.
Декабрь. Задачи:продолжать обучать детей
приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок (стендовый театр на ковролиновой и магнитной доске).
Этюды: «Встреча кошки с собакой», «Пляска мышей»
Январь февраль. Задачи: Продолжать знакомить детей с театральной ширмой, .
Игра: «Театр двух актеров».
Этюды: «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа»
Март май. Задачи: обучать
детей приемам вождения кукол-марионеток на ширме.
Музыкальные
фонограммы:
для этюда «Пляски мышей»«Полька» (разные коми музы-
кальные инструменты); ((Новый год» муз, С. Головина;
для этюда
«Мама гуляет» муз. С. Головина
Коми загадка: О зайце, собаке,
кошке, петухе.
Музыкальная
фонограмма
для этюда «Пляска зверей» «Веселая весна»
муз. Г. Попова



Игра: «Кто же это, покажи?».
Этюды: «Встреча лисы и зайца»,
«Встреча мышки с лягушкой»,
«Пляска зверей»


2. Ос-
новы
кукольного театра

Сентябрь – ноябрь. Задачи: продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей; воспитывать умение следить за развитием действия в сказке.
развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля, вызывать сочувствие и желание помочь, учить давать оценку поступкам действующих лиц.
Сказки: «Заюшкина избушка», русская народная сказка. «Теремок», русская народная сказка
Декабрь. Задачи:продолжать развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей. Сказки: «Три медведя», русская народная сказка,»Лисичка-сестричка и серый волк»
Январь февраль. Задачи: продолжать знакомить детей с театральной ширмой, приемами вождения кукол- марионеток. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Мама гуляет», «Лисичка гуляет», «Две мышки», «Волк и лиса »
Март май. Задачи: продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольных спектаклях. Сказки: «Как собака себе друга искала», мордовская народная сказка
фонограммы:
«Кто где жи-
вет?» муз.
Г. Качанова; «Медведь»
муз. С. Голо-
вина
Коми загадки: о кошке, собаке. Музыкальные фонограммы для сказок «Колобок» и «Репка»: «Зайчик» муз. Г. Попова; «Медведь» муз. С. Головина; «Бабушка» муз. Г. Качанова



3. Основы актерского мастерства

Сентябрь-ноябрь. Задачи: продолжать формировать у детей характерные жесты отталкивания, притягивания, раскрытия, закрытия; развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и учить адекватно выразить свое. Продолжать знакомить с пиктограммами (карточками, символами, изображающими разные эмоции человека – веселье, грусть); воспитывать внимательность, развивать фантазию, воображение детей. Этюды: на выразительность жеста: «Тише», «Иди ко мне», «Уходи», «До свидания»; На выражение основных эмоций: «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «Новая кукла», «Лисенок боится», «Волку стыдно».
Декабрь-февраль
Задачи: активизировать детей, развивать их память внимание. Игры: «Будь внимателен», «Запомни свое место», «Запомни свою позу».
Март май. Задачи: развивать у детей способность правильно пони мать эмоционально- выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами. Этюды: «Это я!», «Это мое!», «Отдай!», «Сосульки», «Шалтай-Болтай», «Петрушка прыгает»

Стихотворение Г.Новицкой «Тишина»




























Стихотворение П. Образцова «Петрушка» к этюду «Петрушка прыгает»

4. Основные принципы драматизации
Продолжать учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест)
Сентябрь ноябрь. Задачи: совершенствовать импровизационные способности детей; формировать положительное отношение к играм-драматизациям; поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях по собственному желанию.
Сказки: «Теремок», русская народная сказка. Сценка: «Еж и лиса» (по стихотворению В. Фетисова)
Декабрь февраль. Задачи: формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь; поддерживать заинтересованное отношение
к играм-драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности. Сказки: «Рукавичка», украинская народная сказка. Сценки: «Медведь» (по стихотворению Г. Виеру «На праздник»)
Март май. Задачи: совершенствовать импровизационные способности детей; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм-драматизациям. Сказки: «Волк и семеро козлят», русская народная сказка; «Аленушка и лиса», русская народная сказка; «Красная Шапочка», французская сказка. Сценки: «Кот» (по стихотворению Г. Виеру)
Сценки: «Еж и елка», «Заботливый еж» (по стихотворениям П. Образцова)












Сценки: «На дворе зима» (по стихотворению П. Образцова)











Сценки: «Из берлоги» (по стихотворению П. Образцова)

5. Самостоятельная театральная деятельность

Сентябрь ноябрь. Задачи: побуждать детей играть с куклами настольного театра, разыгрывать знакомые сказки, стихотворения















Декабрь февраль. Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм со стендовыми видами театров (ковролиновая, магнитная доска) и с куклами театра би-ба-бо.
Март-Май
Задачи: поощрять стремление детей участвовать в играх- драматизациях



6. Театральная азбука


































Сентябрь ноябрь. Задачи: формировать представления детей о театре (артисты волшебник» театра, куклы маленькие помощники артистов); познакомить детей с правилами поведения в театре; пополнять и активизировать словарь детей, вводя специальную терминологию, связанную с театральной деятельностью – названия разнообразных кукол (отдельных видов кукольных театров); названия театральных персонажей, предметов, декораций



7. Про-
ведение
празд-
ников
Воспитывать
у детей чувство радости, желание выступать на
утреннике:
читать стихи.
разыгрывать
сценки.
Поощрять
участие детей в подготовке к
праздникам,
поддерживать радостное чувство
от совместных действий, успешно
выполненных заданий
Сентябрь ноябрь. Задачи: развивать способность свободно и
раскрепощенно держаться перед зрителями в соответствии с индивидуальными особенностями
детей; воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям, воспитателям детского
сада.
Мероприятия: «Праздник осени»
Стихотворение И. Мазнина «Осень»



Декабрь февраль. Задачи:
продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям
перед родителями.
Мероприятия: «Новогодняя елка»




Март май. Задачи: продолжать
развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями. малышами.
Мероприятия: "Мама в гости к нам пришла!» (праздник, посвященный 8 Марта)


8. Про-
ведение
досугов
и раз-
влече-
ний
Развивать у детей интерес к различным формам
представлений и желание участвовать в
них.
Сентябрь.
1. «1 сентября День Знаний»
Театрализованное представление ( педагоги)






Декабрь февраль. Задачи: развивать умение понимать содержание сказок, инсценировок.
оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную
оценку.
1. «Заюшкина избушка»русская народ-
ная сказка в исполнении детей
средней группы.
2. «Курочка Ряба» кукольный спектакль в
исполнении детей средней группы.
Март май. Задачи: обучать
детей правильно выражать свои чувства и переживания; поддерживать интерес к происходящему
на сцене.
1. «Теремок» сказка
в исполнении детей средней группы детского сада.
2. « Масленица- широка!»- театрализованное представление.
3. «День смеха» театрализованное представление к 1 апреля.
4. «Пасха » яр-
марка.
5. «1 июня праздник лета» театрализованное представление
«Муравьи»инсценировка
по стихотворению Е. Козловой .

























Требования к уровню подготовки воспитанников
Требования к умениям и знаниям, приобретенным в результате изучения раздела «Театрализованная деятельность».


Группа
Базовый компонент
Компонент ДОУ
Нацнонально-региональный компонент

1
2
3
4


Средняя

Доджем уметь: заинтересованно заниматься театрал ыю- и гро-вой деятельностью; разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);

Должен знать: некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров; резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), Настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, стендовом на

Должен уметь: разыгрывать сценки по стихотворениям коми поэтов (П. Образцова, С. Попова, Д. Сережина), коми писателей (Е. Козловой), используя выразительные средства (мимику, жесты, интонацию) и музыкальные фонограммы коми композиторов;


использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно изготовленные игрушки из разных материалов
фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол. Должен иметь представление: о театре, театральной культуре; роли артистов, кукол; имеющихся правилах поведения в театре; азбуке театра (название отдельных видов театров, театральных персонажей, предметов, декораций)
изображать отгадки к коми-загадкам, используя выразительные средства и музыкальные фонограммы коми композиторов; выступать перед малышами, родителями с инсценировками и сказками коми писателей



15