Педагогическая статья О соответствии программы Социокультурные истоки требованиям ФГОС НОО


О полном соответствии программы «Социокультурные истоки» требованиям Федерального государственного образовательного стандарта НОО.
Белоусова Е.А.,учитель МБОУ «Берёзовослободская НОШ»«Традиции народа и священный образ»,
«Добро и верность » - все едины.
«Любовь, Надежда и София»
Все эти истины для нас родимы.
Белоусова Е.А., учитель начальных классов, руководитель ТГ «Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся через преподавание предметов «Истоки» и «ОРКСЭ».
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности определена важная стратегическая задача: новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Авторы программы «Социокультурные истоки»(И.А.Кузьмин, профессор Академии естественных наук,г.Москва,А.В.Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета) ещё 20 лет назад были убеждены в том, что Россия стремительно приближается к тому времени, когда приоритетным будет духовно-нравственное направление.Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук с 1995 г.,была рассмотрена и получила поддержку в Комитете по образованию и науке Государственной Думы.
Главной стратегической целью программы является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества. Концепция ФГОС ставит индентичные цели.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания в ФГОС определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет. Авторы Концепции исходили из того,духовно-нравственное развитие начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваемые ребенком имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Следующая ступень развития-это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, форм культурно-исторической, и духовной жизни родного села, края. Более высокой ступенью является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа РФ. В программе «Истоки» сердцевину составляют универсалии культуры, вечные ценности,передаваемые из поколения в поколение. Эти универсалии представлены на различных уровнях,практически соответствующим ступеням духовно-нравственного развития,определяемым ФГОС.Приведу пример обращения к таким универсалиям,как «семья» и «род». Сначала они представлены на уровне одного человека: что значит для тебя эти понятия.Ребенок подрастает,и эти категориирассматриваются уже на уровне микросоциума:что значит семья для села,города.Затем выходим к размышлениям на уровне Отечества и цивилизации:что значит семья для Отечества.Эти 4 уровня-от индивидуального до цивилизованного восприятия-представлены в «Истоках»по мере развития учебного и образовательного материала.
В Концепции ФС определены следующие базовые ценности:
-патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Все эти базовые ценности раскрываются в содержании программы «Истоки». В ФГОС отмечается, что национальные ценности лежат в основе целостного пространства-уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Программа, являясь по сути своей системным проектом в области образования, создает необходимые условия для организации такого воспитательного пространства. Это реализуется через социокультурный, системно-деятельностный подход, широкое применение активных форм обучения, консолидацию школы и семьи. Среди основных принципов ФГОС НОО следует обратить внимание на принцип интегративности. Данный принцип успешно реализуется в программе «Социокультурные истоки», ориентированной на систематизацию знаний об отечественном духовно-нравственном опыте.Универсальность Истоковедения состоит в том,что оно может быть представлено и в урочной, и во внеурочной деятельности, как в виде целостной системы,так и в виде её отдельных компонентов. Таким образом, очевидно, что программа полностью соответствует требованиям ФГОС. Постоянно обновляется учебно-методический комплекс. Учебный комплект имеет гриф Министерства образования РФ.По насыщенности духовно-нравственными и этическими категориями программа «Истоки» не имеет аналогов в современном образовании.Сегодня программа представляет собой апробированную образовательно-воспитательную дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию и успешно реализуется в 59 субъектах РФ и за рубежом. Проведены 11 Всероссийских конференций в г. Москва, 12 межрегиональных конференций в г. Вологда. В этом году системе Истоковедения исполняется 20 лет, она успешно развивается,что бесспорно является показателем её эффективности.