Доклад на методическом объединении учителей начальных классов на тему Внеурочная деятельность в рамках ФГОС ( Социокультурные истоки)

Доклад на школьном методическом объединении «Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов, освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.
Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Что же может сделать школа, чтобы наше будущее поколение в XXI веке не растеряло духовно-нравственное богатство предков?
Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любознательны.
Цели внеурочной деятельности:
создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребёнка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
развития опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.


Для достижения целей необходимо строить внеурочную деятельность в соответствии со следующими принципами:
Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.
Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;
урочной и внеурочной деятельностью;
региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.
Принцип вариативности. Несколько направлений, форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности.
Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

Содержание внеурочной деятельности

В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное).
Создатели методического конструктора внеурочной деятельности Д.В. Григорьев и П.В. Степанов считают, что в школе целесообразно культивировать такие виды деятельности:
игровую деятельность;
познавательную деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательную деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально преобразующую добровольческую деятельность);
трудовую (производственную) деятельность;
спортивно-оздоровительную деятельность;
туристско-краеведческую деятельность.

Организация внеурочной деятельности

В организации внеурочной деятельности условно можно выделить три этапа:
проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях;
организационно-деятельностный, в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения;
аналитический, в ходе которого осуществляется анализ функционирования созданной системы.
Целесообразно позаботиться о включении в проект широкого спектра видов (направлений) внеурочной деятельности, форм и способов ее организации. Это позволяет каждому ученику найти дело по душе, которое, как правило, выполняется им с удовольствием и оказывает существенное влияние на его развитие. Для младших школьников свойственна неустойчивость интересов и увлечений, поэтому проектируемое многообразие деятельности станет хорошим подспорьем для удовлетворения новых потребностей и интересов, для апробирования своих сил и способностей.
В Федеральном стандарте рекомендуется использовать такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
В соответствии с содержанием образовательной деятельности принято выделять такие направления программ дополнительного образования:
художественно-эстетическое;
физкультурно-спортивное;
научно-техническое (техническое творчество);
туристско-краеведческое;
эколого-биологическое;
научно-познавательное;
военно-патриотическое;
социально-педагогическое;
культурологическое.


Ожидаемые результаты внеурочной деятельности

Наиболее сложной задачей является выяснение продуктивности внеурочной деятельности младших школьников.
Для изучения продуктивности внеурочной деятельности в соответствии с предлагаемыми показателями можно использовать такие методы, как беседа, тестирование, анализ результатов участия в мероприятиях состязательного характера (соревнование, конкурс, олимпиада и т.п.), экспертная оценка специалистов, анализ содержания «портфеля достижений» ребенка, метод незаконченного предложения (неоконченного тезиса) и др.
Второй критерий – удовлетворенность учащихся, их родителей и педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами. Заметим, что философы и психологи рассматривают удовлетворенность как ключевую (сущностную) характеристику счастья. Оценивая эффективность внеурочной деятельности по второму критерию, субъект анализа и оценки фактически занимается поиском ответов на такие вопросы:
Насколько счастлив ребенок, что он занимается в том или ином кружке (клубе, секции, студии), участвует в тех или иных делах?
Счастливы ли родители от того, что их сын или дочь посещает объединение дополнительного образования, принимает участие в жизнедеятельности класса (школы)?
Становится ли более счастливым педагог от приложения своих усилий для организации внеурочной деятельности своих воспитанников?
Для изучения состояния удовлетворенности детей и взрослых, принимающих участие во внеурочной деятельности можно использовать такие диагностические приемы и методы, как педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, ассоциативный рисунок, цветопись, незаконченный рассказ, неоконченный тезис и др.

Внеурочная деятельность «Социокультурные истоки». Сегодня любая школа находится в условиях модернизации образования, поэтому каждому учителю необходимо отмечать те преобразования в обществе, которые диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать новую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Об этом идет речь и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где обозначены личностные характеристики начальной школы.
В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Учитывая всё это, нужно отметить, что внеурочная деятельность «Социокультурные истоки», как и любые другие, необходимо модернизировать, вводя новые формы проведения, используя инновационные педагогические технологии.
Миссия преподавателя  этой внеурочной деятельности в школе особая. Учитель должен быть не просто грамотным специалистом, а человеком, несущим детям духовность, нравственность, красоту, возбуждающим желание быть  добрым, щедрым душой, уверенным в себе, умеющим наслаждаться окружающим миром и менять  мир вокруг себя. 
Актуальность курса. В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы  и  нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания  и  культуры перестали быть приоритетными. Перестали. Но не утратили при этом своей значимости для общества в целом,  и  особенно для педагогической деятельности.
Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть  и  безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое  и  бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.
 Проблема
Несмотря на то, что в процессе обучения постоянно  ведется работа по развитию основных компетенций учащихся, диагностика  показывает недостаточный уровень сформированности коммуникативной компетентности,  самостоятельности, низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся.
 Гипотеза
Если  целенаправленно и систематически создавать условия для самостоятельной деятельности учащихся,  используя системно-деятельностный подход к обучению,  дети научатся самостоятельно ставить цели, анализировать жизненные ситуации, делать выводы, адекватно,  корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, выражать свои  чувства и представления о мире различными способами, свободно  фантазировать и направлять творческие возможности на  решение различных  задач.
Цель: воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное  и  нравственное развитие.
Задачи:
Подвести учащихся к пониманию сути  Истоков ;
Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития)  и  мира внутреннего (духовно-нравственного);
Развивать образное  и  логическое мышление;
Формировать навыки продуктивного диалога  и  сотрудничества.
Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа  и  великой литературы.

Отличительная особенность.
            Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора  социокультурного   системного   подхода  в образовании  И . А .  Кузьмина , профессора Российской Академии естественных наук, и  профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.
 Социокультурный  системно-деятельный  подход  в  образовании позволяет:
развивать  социокультурную  основу личности с первого года обучения начальной школы;
осуществить присоединение от семьи к начальной школе  и  от начальной школы к средней школе;
создать  социокультурный  стержень в учебном процессе  и  развить межпредметные связи;
обеспечить преподавателя  социокультурным  инструментарием  и  эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Курс « Cоциокультурные истоки » является одним из базисных курсов на основе  системно-деятельного   подхода .               

Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности  и  завершенности курса « Cоциокультурные истоки  » в рамках начальной школы.
                В  1  -м  классе  дети приходят к пониманию сути  Истоков . Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ  и  Книга, которые дают представление о Мире, мире внешнем ( социокультурная  среда развития)  и  мире внутреннем (духовно-нравственном).
                Во 2-м  классе  происходит знакомство с  истоками  ближайшей к ребенку  социокультурной  среды  и  основной деятельности в ней человека.
                В 3-м  классе  акцент переносится на  истоки  ценностей внутреннего мира человека.
               В 4-м  классе  осуществляется знакомство с  истоками  русских традиций как важнейшим механизмом сохранения  и  передачи из века в век базовых  социокультурных  ценностей российской цивилизации.
Таким образом, выстраивается система категорий  и  ценностей в начальной школе.
 
Формы работы можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал))   и  практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».
 Методика отвечает современным достижениям в области психологии  и  психофизиологии младших школьников. Используемые технологии позволяют снизить нагрузку на память  и  внимание детей. В качестве  методических принципов оптимизации  и  интенсификации обучения предлагаются:
использование эмоционально положительных  и  архетипически значимых образов;
опора на непроизвольное запоминание;
вовлечение различных видов восприятия (слух, зрение, кинестетическое чувство);
использование эвристических методов обучения;
организация занятия по правилу смены деятельности;
диагностика  и  своевременная индивидуальная коррекция в процессе обучения;
организация самостоятельной работы в парах  и  группах;
тематическая связь с другими предметами.
Использование методов активного обучения с опорой на непроизвольное запоминание позволяет избежать перенапряжения  и  утомления  и , как следствие, повысить учебную мотивацию учащихся.
Активное обучение предполагает не столько механическое запоминание необходимой информации, сколько изучение предмета с различных сторон. В случае обучения чтению предметом изучения (анализа, сравнения  и  моделирования) служит письменная речь (текст), разделяемая на предложения, слова, слоги  и  буквы. При таком  подходе  изменяется главная задача: ребенок не учит буквы  и  слоги, чтобы складывать из них слова, а изучает слова, чтобы научиться их понимать. Понимая чтение как процесс извлечения смысла, а не механического звукослияния, мы помогаем ребенку решить актуальную для него задачу. При этом любой результат, полученный в процессе обучения, осознается как достижение. Даже выучив одну букву, ребенок начинает слышать  и  видеть ее в словах, чувствует реальное приближение к раскрытию тайны печатного слова.
 Развитие духовно-нравственной основы личности.
Одной из важнейших задач  Азбуки  является развитие духовно-нравственных ценностей ребенка  и  присоединение к этому родителей. Опыт прошедших десятилетий убедительно показал невозможность нравственного воспитания в культурной традиции без учета архетипических особенностей народа. Один из путей  социокультурного  развития личности – приобщение к  Истокам .
  Азбука  состоит из четырех разделов: Мир, Слово, Образ  и  Книга. Предложенные образы, слова, поговорки, фрагменты произведений, тексты представлены  системно  в алфавитной  и  содержательных частях.
Материал учебных страниц  Азбуки  содержит важнейшие образы  и  понятия, непосредственно связанные с темами воспитательной программы, которые в свою очередь образуют единую линию, задают вектор  социокультурного  развития личности.
  Одна из основных задач  Азбуки  – введение ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, создание прочной понятийной  и  мотивационной базы для дальнейшего структурного изучения русского языка. С учетом того, что активизация языкового сознания является неотъемлемым условием  социокультурного  развития личности, оба направления разработаны в едином контекстном поле. Многоуровневые связи, пронизывающие весь комплекс учебно-воспитательных программ, обеспечивают целостное восприятие русского языка как языка великого народа  и  великой литературы.

Место курса в учебном плане
Внеурочная деятельность обучающихся кружка "Cоциокультурные истоки" в рамках духовно-нравственного направления планируется 1 часа в неделю (33 часа для 1 класса и 34 часа для 2-4классов) в соответствии с учебным планом. Курс предназначен для преподавания в  1 -4-м  классах  начальной школы.

Планируемые результаты освоения курса
 В итоге изучения курса учащийся расширит кругозор и словарный запас, приобретёт духовный опыт, продолжит формировать систему духовно-нравственных ценностей, основы которых начали закладываться в семье, приобщиться к истокам родной культуры, семейным традициям.
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.


Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


15