Программа гражданско-патриотического воспитания Я — гражданин и патриот России. 5-6 классы.

Пояснительная записка
Реальное патриотическое сознание подрастающего поколения России формируется сегодня в сложных, противоречивых условиях, связанных с глубокими социальными потрясениями, радикальными изменениями в культуре общества.
Анализ поведения молодежи показывает, что девальвация патриотических ценностей ведет к нарастанию экстремизма, антиобщественных проявлений, которые представляют угрозу не только для самой молодежи, но и для всего общества в целом.
Поэтому чрезвычайно актуальной в современных условиях является потребность активации патриотического воспитания подрастающего поколения.
Хотя становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально новой, демократической личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение и в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015годы».
Последовательность формирования патриотических ценностей указана в Законе РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. «Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства ». В соответствие с Законом и с нашим пониманием естественных основ патриотизма, необходимо сначала формировать личные ценности ребенка: любовь к близким, к своему дому, к школе, уважение к старшим и сверстникам и т.д. Все это является основой подлинного патриотизма. С течением времени эти ценности будут расширяться, углубляться, перерастать  в общественные и государственные ценности.
Реализация целей и задач патриотического воспитания возможна при создании в школе целостной системы воспитания. Одним из компонентов данной системы является реализация дополнительных общеобразовательных программ, направленных на патриотическое воспитание учащихся.
Настоящая программа гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин и патриот России» разработана для учащихся 5-6 классов и направлена на достижение следующих целей
формирование у обучающихся высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России, родного города и области;
воспитание у обучающихся любви и уважения к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;
формирование ответственного понимания обучающимися своего гражданского долга и конституционных обязанностей;
Планируемые результаты программы:
воспитание у учащихся эмоционально-ценностного отношения к себе, своей семье, к другим людям, жизни, общечеловеческим и национальным духовным ценностям, к своей малой родине и к государству в целом.
Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.
формирование гражданско-патриотического сознания, развитию чувства сопричастности судьбе Отечества и ответственности за будущее  России.
Предполагаемые формы контроля и критерии оценки планируемых образовательных результатов:
Эссе.
Рисунки, фотографии для выставки.
Альбомы или презентации по материалу.
Проекты
Викторина
Настоящая программа рассчитана на 34 часа в год.
Содержание программы
Вводный урок. Что мы знаем о патриотизме? (1 час)
Беседа, в ходе которой необходимо определить уровень сформированности понятия «патриотизм». Предложить детям привести примеры человека-патриота, примеры патриотических поступков.
Тема 1. К истокам Родины (7 час.)
Материал об историческом прошлом нашей Родины, о русских князьях, которые внесли большой вклад в сохранение и развитие земли русской, о святом Сергии Радонежском-строителе русской культуры, о празднике День народного единства, об истории Крыма и его возвращении в Россию, о подвигах людей в Отечественной войне 1812 г., об участии России в Первой мировой войне
Тема 2. Россия – наш общий дом (7 час.)
Знакомство учащихся с государственным устройством России, с ее государственными символами, с Конституцией РФ. Раскрытие смысла понятия гражданин, ознакомление с конституционными правами граждан, воспитание чувства толерантности по отношению ко всем народам, проживающим на территории России.
Тема 3. С чего начинается Родина (8 час.)
Беседы, мероприятия, экскурсия, в ходе которых раскрывается роль малой родины в судьбе России. Показать, что основой основ является семья, школа, школьная дружба.
Тема 4. Память огненных лет. (11 час.)
Знакомство обучающихся с великими битвами ВОВ, с подвигами советских людей на фронте и в тылу, с воинской славой городов-героев, с земляками - героями и участниками Великой Отечественной войны

Календарно-тематическое планирование
№ урока в году
Тема урока
Кол-во часов
Дата урока
Формы обучения
Формы контроля




план
факт



1
Что мы знаем о патриотизме?
1


Внеклассное занятие
Эссе «Кого можно назвать патриотом»

К истокам  Родины (7 час.)

2
Князь Владимир Ясное солнышко – креститель Руси. Его сыновья: Борис, Глеб и Ярослав Мудрый.
1


Внеклассное занятие
Рисунки

3
Личность благоверного князя Александра Невского.
1


Внеклассное занятие
Рисунки

4
Святой Сергий Радонежский - строитель русской духовной культуры
1


Внеклассное занятие
Презентации

5
День народного единства



Внеклассное занятие
Презентации

6
Крым – российская земля
2


Внеклассное занятие
Эссе «Почему говорят, что Крым вернулся домой»

7
Отечественная война 1812 г.
1


Внеклассное занятие
Презентации

8
Забытая война. Россия в Первой мировой войне
1


Внеклассное занятие
Презентации

Россия – наш общий дом (7 час.)

9
Наша Родина - Россия
1


Внеклассное занятие
Викторина

10
Государственные символы России
1


Внеклассное занятие


11
Конституция – основной закон нашего государства
1


Внеклассное занятие


12-14
Я – гражданин России
3


Внеклассное занятие
Эссе «Что значит быть гражданином»

15
Мы – многонациональный народ
1


Внеклассное занятие
Эссе:

С чего начинается Родина (8 час.)

16
Моя семья – маленькое семечко большого подсолнуха.
1


Внеклассное занятие
Альбом

17
Традиционный быт русской семьи.
1


Мероприятие в поселковой библиотеке
Презентации

18
Мои друзья – моё богатство.
1


Мероприятие в клубе «ЦОФ»
Альбом

19
Школа – мой второй дом
1


Внеклассное занятие


20
Наш край родной – Донские степи
1


Экскурсия в муниципальный историко-краеведческий музей.
Проект

21
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1


Экскурсия в станицу Гундоровская


22
Исторические названия улиц моего поселка
1


Пешеходная экскурсия по пос. ЦОФ


23
Что я могу сделать для своей малой Родины
1


Субботник


Память огненных лет (11 час.)

24
По местам боевых сражений. Битва за Москву
1


Внеклассное занятие
Презентации


25
По местам боевых сражений. Сталинградская битва
1


Внеклассное занятие


26
По местам боевых сражений. Битва за Берлин
1


Внеклассное занятие


27
Города-герои
1


Внеклассное занятие


28
Севастополь – город воинской славы
1


Внеклассное занятие


29-31
 Суровые годы войны.
3


Просмотр художественных фильмов о войне
Проект

32
 Патриотизм на фронте и в тылу.
1


Внеклассное занятие


33-34
Мы гордимся вами, земляки!
2


Мероприятие в поселковой библиотеке
Встреча с ветеранами ВОВ













Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315