«Игровые технологии как средство повышения учебной мотивации школьников с ОВЗ (на примере урока русского языка)»


\
«Игровые технологии как средство повышения учебной мотивации школьников с ОВЗ (на примере урока русского языка)»
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………………….3
1.Теоретическая часть- проблема использования игровых технологий при обучении детей с ОВЗ…………………………………………………………...6
2. Практическая часть- игры, приёмы, задания, используемые на уроках русского языка……………………………………………………………………………...11
3. Заключение……………………………………………………………………18
4. Список литературы…………………………………………………………..19
Пояснительная записка
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания русского языка, относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Использование  игры  помогает  снять  ряд  трудностей,  вести  изучение  и  закрепление  материала  на  уровне  эмоционального  осознания,  что  способствует  в  дальнейшем  появлению  элементарного  познавательного  процесса  к  русскому  языку,  как  к  учебному  предмету.
Актуальность темы обусловлена необходимостью разработки игровых технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих развитию и коррекции основных психических процессов, формированию универсальных учебных действий, социализации.
Объект исследования: обучение русскому языку у школьников с ОВЗ с использованием игровых технологий.
Предмет исследования: игровые технологии как средство повышения учебной мотивации у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка.
Цель исследования заключается в обосновании возможностей использования игровых технологий на уроках русского языка для повышения учебной мотивации школьников с ОВЗ.
Достижение этой цели требовало решения следующих задач:
Анализ исследований, посвященных использованию игровых технологий при обучении школьников с ОВЗ.
Разработка и применение рекомендаций по использованию игровых технологий в целях повышения учебной мотивации школьников с ОВЗ на уроках русского языка.
Прогнозируемые результаты:
-повышение мотивации у обучающихся-активность на уроках
-более качественное усвоение материала
-более продуктивное закрепление материала
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, метод наблюдения, анкетирования, анализа.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке практических путей использования игры как эффективного средства повышения учебной мотивации к обучению школьников с ОВЗ обучению русскому языку.
Так как данные формы обучения недостаточно освещены в методике преподавания русского языка, планируется развитие данной темы поисками более эффективных методов игровой технологии.
1. Теоретическая часть-проблема использования игровых технологий при обучении детей с ОВЗ
Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).
Игра считается необходимым ключевым условием воздействия на ребенка. Она освобождает подсознание, делает процесс воспитания и обучения свободным, притягательным и ненавязчивым.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями [3; 12].
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем [15; 35]. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя.
Материал, которым я располагаю, дает возможность говорить о том, что дидактическая игра и игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования. Забавно, что некоторые инноваторы, провозгласив игру панацеей, но игнорируя опыт отечественных ученых, едут обучаться игровым технологиям за границу, видя в ней непререкаемый авторитет. Другие и вовсе не принимают игру, не считают ее особым и (или) самостоятельным направлением в педагогике, либо соглашаются с такими ее формами, которые никакого отношения к игре не имеют.
В современной педагогике и психологии уделяется большое внимание вопросу повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к изучению русского языка. Проблема снижения мотивации появляется, как правило, в средней школе, когда ученик сталкивается с преодолением трудностей: объем и сложность изучаемого материала возрастает, ученику необходимо прикладывать усилия для его усвоения. На данном этапе у многих учащихся внутренняя мотивация еще недостаточно сформирована, поэтому задача учителя — помочь ученику сохранить и развить интерес к изучению русского языка.
Необходимо отметить, что высокая степень заинтересованности предметом может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей ученика. Психологические исследования показывают, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Таким образом, можно сделать вывод, что в школе не может быть неуспешных учеников. Учитель должен поддерживать желание учащихся изучать русский язык на всех этапах обучения от начальной до старшей школы.
Одним из наиболее эффективных и универсальных приемов обучения является игра. Именно игра способна активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и развивать мотивацию к изучению русского языка.
Каковы же основные характеристики игры? Е. И. Пассов дает следующее описание игры [18; 492]:
Игра это:
деятельность;
отсутствие принуждения, мотивированность;
индивидуализированная деятельность;
обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
развитие психических функций и способностей;
учение с увлечением.
Таким образом, методически грамотно организованная игра позволяет решать задачи как практического, так и воспитывающего, развивающего характера.
Схема 1

Учебная игра выполняет несколько функций:
обучающую (заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует формированию навыков и умений);
воспитывающую (заключается в воспитании внимательного отношения к партнеру по игре; также развивает чувство взаимопомощи и взаимоподдержки). Именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимопомощь, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу;
развлекательную (состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке);
коммуникативную (заключается в создании естественной атмосферы общения в процессе игры);
релаксационную (снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении русскому языку);психологическую (снижает уровень психического напряжения при освоении больших объемов информации/ в ролевых играх возможен психологический тренинг);
развивающую (направлена на гармоническое развитие личностных качеств учащегося).
В данной работе я рассматриваю игру как средство повышения учебной мотивации школьников.
Педагогические игры делятся на дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие.
По целям и задачам игры делятся на речевые (соответствуют видам речевой деятельности на уроке - говорение, чтение, письмо) и языковые (направлены на усвоение различных аспектов языка - фонетики, лексики, грамматики, синтаксиса, стилистики).Игровые технологии представляют особую ценность при работе с детьми с ОВЗ. Поэтому в работе с детьми с ОВЗ, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие и выполнять развлекательную, коммуникативную, диагностическую, игротерапевтическую функции, функцию самореализации, коррекции в игре.
В практической части нашей работы мною рассмотрены некоторые игровые технологии как средство повышения учебной мотивации школьников с ОВЗ на примере уроков русского языка.
2. Практическая часть- игры, приёмы, задания, используемые на уроках русского языка.
1. Приёмы и задания
Итак, перехожу к приёмам и заданиям, которые использую на уроках русского языка.
В структуре урока выделяют несколько этапов: подведение к теме урока, словарная работа, изучение нового материала, закрепление и другие.
Начало урока должно быть интересным, настраивающим на работу, поэтому на этапе подведения к теме урока использую следующие приёмы:
1)​ Словесные лабиринты
2)​ Изменение направления текста
3)​ «Перевертыши»
4)​ Слова с «зашумлением»
5)​ Анаграммы (Анаграммы с нумерацией)
Эти коррекционные приёмы оживляют начало урока, повышают интерес детей к изучаемому предмету; развивают у учащихся внимание, кратковременную память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность.
Одним из важнейших этапов урока русского языка является словарная работа.
Представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности, поэтому на этом этапе урока использую различные коррекционные приёмы и упражнения для развития логического мышления, внимания, памяти, восприятия, речи с целью повышения эффективности словарной работы, активности школьников, обеспечения на данном структурном этапе урока его развивающей направленности.
С помощью коррекционных упражнений учащиеся самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формулируют тему словарной работы. Например,​ решение анаграмм
ЯИЦАИВА - авиация, 
ШАФТЛАНД- ландшафт,
РГСТРТРЕИАУА - регистратура,
ШЕВЯ - швея и т. д.
Еще один вид упражнений основан на связи словарного слова с лингвистическим материалом. В зависимости от содержания учебного материала, от цели урока варианты работы могут быть самые разные.
1)​ Например, при закреплении материала о глухих извонких согласных предлагаю зачеркнуть глухие согласные в данной цепочке
2)​  При изучении темы «Местоимение» предлагаю задание:правильно расположить местоимения в порядке их изменения по падежам и соединить буквы в скобках.
мне (Т), меня (И), я (М), обо мне (Г), мной (Н), меня (И).
Например, при закреплении знаний о глаголах прошедшего времени предлагаю ребятам прочитать SМS -сообщение:
Мыходиливпаркбылотеплоявстретиладругаон
подарилцветокяулыбнуласьипоблагодарила.
Затем работаем с текстом: разбиваем на предложения, записываем в тетрадь, выделяем окончания глаголов.
При закреплении знаний о составе слова применяю упражнение «Телефон». Например: образуй и запиши слова из слогов, записанных под цифрами на диске телефона


Рисунок 1

При закреплении знаний об именах существительных использую следующие упражнения:
Запиши части одушевленных предметов.
В скобках поставь вопросы к существительным.
Рисунок 2

Рак - ( ?)
Обезьяна - ( ?)
Кошка - ( ?)
В результате систематического использования коррекционных приёмов и упражнений на уроках русского языка, направленных на развитие мыслительных операций, у учащихся увеличивается скорость и качество письма, объём учебной информации, обрабатываемой каждым учеником на каждом уроке, повышается уровень:
- элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации)
Такие упражнения-игры направлены не только на развитие мышления, усвоении учениками учебной программы по русскому языку, но и на повышение учебной мотивации школьников.
Дополнительным преимуществом использования коррекционных приёмов и упражнений на уроках русского языка является то, что их использование углубляет знания и умения учащихся по изучаемым темам русского языка и не требует непредусмотренных временных затрат, поскольку эти упражнения являются нетрадиционными видами словарных диктантов, грамматического разбора, которые просто переносятся из одного структурного этапа урока в другой.2.Игры
Далее перехожу к примеру игр, которые использую на практике на уроках русского языка.
1) Поход в гости.
Дидактическая задача: Повторить склонения имен существительных.
Игровая задача: Посетить все падежи.
Содержание игры: Учитель представляет учащимся дом, в котором живут падежи. “Вот домик, в котором живут падежи. Своди слово стол (окно, доска) в гости ко всем падежам”
Падежи
Материалы: Дом нарисован на картоне либо на куске ватмана следующим образом (схема)
Рисунок 3
Им.
Р.
Д.
В.
Т.
П.
2) Сбежавший медведь
Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.
Игровая задача: Дополнить рассказ, из которого “сбежал” медведь.
Содержание игры: “Посмотрите на этот рассказ. Видите он с пропусками. Вообще-то это рассказ о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верните слово “медведь” в предложения, заменяя окончания по вопросам”.
Материалы: “Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?) ... . Близко подходить (к кому?) к ... опасно. Я видел (кого?) ... в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за ... только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о ...”
Теперь обратимся к значимости игры на уроках русского языка.
В начале учебного года было проведено анкетирование «Нравятся ли тебе уроки русского языка?».
Анкета была проведена среди обучающихся 6 классов (2 человека). Цель анкеты: выявить мотивацию обучающихся по отношению к русскому языку.
Анкета состояла из 5 вопросов.
С каким настроением ты обычно идешь на урок русского языка? (хорошим, радостным, плохим).
Нравится ли тебе предмет «Русский язык»? (да, нет, не очень).
Устаешь ли ты на уроках русского языка? (да, иногда, нет).
Что тебе нравится на уроках русского языка:
А. Выполнять упражнения
Б. думать, рассуждать
В. Узнавать новое
Г. Учиться новому
Д. получать хорошие отметки
Е. интересные формы заданий, приемы работы
И. участвовать в конкурсах
5. Хотел(а) бы ты играть на уроках русского языка? (да, нет, иногда).
Анкета проводилась два раза: в начале учебного года и в конце 3 четверти, для того чтобы сравнить результаты.
Результаты анкетирования:
Участник анкетирования Уровень мотивации на начало учебного года Уровень мотивации на конец 3 четверти
Обучающийся 6 «А» класса 47 % 56 %
Обучающийся 6 «Б» 42 % 53 %

Первый этап анкеты показывает, что уровень мотивации у школьников невысокий, ребята имеют низкий уровень мотивации. Таким образом, из первого этапа анкеты видно, что ребята учатся не с самым большим интересом, который мог быть в данный период обучения, следовательно, и познавательный интерес к русскому языку у обучающихся слаб, т.к. данный предмет является одним из основных.
По русскому языку в течение трёх четвертей проводились различные игры. По завершению третьей четверти вновь была проведена анкета.
Второй этап анкеты дал следующие результаты: уровень мотивации повысился, как мы видим в приведённой таблице. Таким образом, анализируя результаты анкеты, можно сделать следующие выводы. Проведение игр на уроках русского языка дало положительный результат, учебная мотивация у школьников повысилась. Следовательно, использование игровых технологий положительно влияет на обучение школьников, делает уроки более продуктивными и интересными, тем самым повышается мотивация учащихся, возникает познавательный интерес к урокам русского языка.
Заключение
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это «особый» ребёнок. Но, как и всякие другие ученики, «особые» дети на протяжении всех лет обучения развиваются.
В ходе проведенной работы мною выявлено, что использование игры помогает снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного процесса к русскому языку, как к учебному предмету.
Проведение игр на уроках русского языка дало положительный результат, учебная мотивация у школьников повысилась. Следовательно, использование игровых технологий положительно влияет на обучение школьников, делает уроки более продуктивными и интересными, тем самым повышается мотивация учащихся, возникает познавательный интерес к урокам русского языка.
При использовании игровых технологий можно было заметить, что учащиеся проявляли большую активность. Большее оживление наступало тогда, когда на уроках присутствовали дидактические игры. Во время проведения игр учащиеся работали с удовольствием, от своей деятельности они получали удовольствие, старались выполнить задачу игры как можно лучше. На уроках, в содержание которых входило такое средство обучения, как игра, повышалась активность учащихся, повышался их интерес к уроку.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль игры в жизни школьника имеет большое коррекционное воздействие и является одним из эффективных методов повышения мотивации к обучению русскому языку.
Список литературы
Психолого-педагогическая литература:
Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. М., 1998.
Азаров Ю. Л. Искусство воспитывать. М., 1985.
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках// Дефектология, 1987. - №6.
Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993.
Андреева Г. Н. Социальная педагогика. М., 1996.
Аркин Е. А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М., 1935.
Асеев В. Г. Возрастная психология. Иркутск, 1989.
Асмолов А. Г. Знаем ли мы себя? М., 1989.
Бабанский Ю. Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985.
Бабанский Ю. Н. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). М., 1977.
Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, 1992.
Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М., 1996.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.
Богусловская З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры // Известия АПН РСФСР. Вып. 64, М., 1955.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Пр-271 Президента РФ от 4 февраля 2010 г.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.
Нормативно-правовое обеспечение:
20.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Пр-271 Президента РФ от 4 февраля 2010 г.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М, Просвещение, 2011г.
22.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года
23.Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. —М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).