Комплексно-целевая программа патриотического воспитания обучающихся «Мы — Россияне»


Комплексно-целевая программа
патриотического воспитания обучающихся«Мы - Россияне»
 
Автор:
Сарманова Светлана ЖетесовнаКомплексно-целевая программа
патриотического воспитания обучающихся«Мы - Россияне»
 Данная программа разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Программа направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Оно должно строиться на следующих принципах:
- открытости для творческого использования педагогами школы;
- субъектной позиции обучающихся;
- воспитания через социально значимую деятельность;
- интеграции усилий всех заинтересованных организаций и учреждений. Программа ориентирована на все возрастные группы  обучающихся.
 Цель и задачи программы
 Основной целью программы является создание системы патриотическоговоспитания, формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1.     Продолжить создание системы патриотического воспитания;
2.     Повышать качество патриотического воспитания подрастающего поколения в школе;
3.     Проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.
 
Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий.
Основные направления в системе патриотического воспитания.
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех возрастных групп обучающихся.
Система патриотического воспитания обучающихся школы предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе, массовую патриотическую работу, совместную деятельность с другими культурными учреждениями.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в школе можно
определить следующие:
       гуманистически-нравственное воспитание: развитие условий для самоопределения и самореализации личности на основе принципов взаимопонимания и сотрудничества между людьми, развития чувства достоинства личности, ответственности за Родину, воспитание эмоционально-волевых качеств и интересов гражданско-патриотического характера;
       гражданско-правовое воспитание: знание основных законов государства, уважения к Конституции, соблюдение законов, четкое осознание своих прав и обязанностей в обществе;
       социально-политическое воспитание: развитие способностей учащихся разрешать проблемы любого уровня - от повседневно-бытовых, до общественно-государственных, воспитание готовности к ответственному и компетентному выбору на основе демократических ценностей;       культурно-историческое воспитание: знакомство с историей своего народа, его обычаями культурными традициями, изучение истории своей семьи, улицы, города, края;
       военно-историческое воспитание: изучение основных этапов российской военной истории, военных традиций, обращение к судьбам рядовых полководцев и рядовых воинов;
       культурно-экологическое воспитание: формирование нового образа жизни, мышления и поведения в окружающем мире на основе психологической готовности людей к экологической деятельности, на основе экологической этики добра и милосердия, на экологизацию сознания в целом;
       спортивно-оздоровительное воспитание: развитие физической культуры молодежи, воспитание волевых качеств, подготовка к службе в российской армии;
       гражданско-правовое воспитание: знакомство с Конституцией и другими нормативно правовыми документами.
      - духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
      - историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
       - гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему
мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков
оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве,
гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
         - социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
         - военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи
высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его
вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
        - героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания,
ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных
героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости кгероическим деяниям предков и их традициям.
       - спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Основные направления  реализации программы.
1. Совершенствование процесса патриотического воспитания.
Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания
- продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию;
- определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию;
- совершенствование содержания патриотического воспитания;
- развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
- усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин;
- воспитание гордости за родной край, его свершения;
- увековечение памяти воинов, погибших при защите
Отечества, выполнявших интернациональный долг в районах боевых действий на территориях других стран;
- воспитание готовности у молодежи к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
- обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления в работе по патриотическому воспитанию.
2.  Совершенствование нормативно-правовой базы
Системой мер по совершенствованию нормативно-правовой базы предусматривается:
- разработка программ по патриотическому воспитанию разных возрастных групп;
- разработка и реализация плана мероприятий, посвященных юбилейным датам.
 3.  Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания.
Системой мер по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания предусматривается:
- разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и
развития личности патриота;
- разработка форм, методов и средств патриотического воспитания;
- изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы;
- выпуск газет; конкурс на лучший сценарий, реферат, методические разработки.
 4.  Информационное обеспечение области патриотического воспитания.
Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается:
- выступления в газетах по проблемам патриотического воспитания;
- создание мультимедийной презентации по деятельности школы;
- участие в конкурсах по данной программе.
Система мероприятий программы
1.  организационные:
- разработка плана мероприятий историко-патриотической направленности в рамках
подготовки ко Дню Победы;
2.  информационно-методические:
- разработка классными руководителями методических материалов по проблемам патриотического воспитания;
- обобщение опыта педколлектива по патриотическому воспитанию;
3.  массовые мероприятия с обучающимися:
- проведение уроков России в школе;
- проведение в школе массовых мероприятий с обучающимися, посвященных дням
воинской славы России;
- участие в районном конкурсе патриотической песни, военно-спортивной игре
«Зарница»;
Формы организации деятельности учащихся:
-уроки Мужества,
-социально-значимые акции,
-деловые и спортивно-военизированные игры, необходимые для создания условий для выражения личностной, патриотической и гражданской позиции обучающихся.
-активное использование метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности
воспитанника, его гражданской мотивации, изучения среды и ее влияния на воспитание (анкетирование, ранжирование, неполные предложения, опросы и т.д.)
Предполагаемые результаты реализации Программы
       внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания;
       сохранение и развитие чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе;
       активизация творческого потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения;
       формирование у школьников готовности к вооружённой защите Родины;
       активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;
       повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств;
       расширения участия школьников в военно-прикладных и технических видах спорта;
       воспитание у школьников уважения к подвигу отцов;
       формирование готовности учащихся к действиям в экстремальных ситуациях;
       привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников;
       расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в школе;
       повышение роли и авторитета поисковых ученических объединений в школе;
       оценка эффективности мер по охране здоровья учащихся;
       оценка эффективности воспитательной программы в системе образования, сохранение физического и духовного здоровья учащихся;
       активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания.
 
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ
1 Проведение уроков в библиотеке, музеях
2 Проведение интегрированных уроков истории и литературы по патриотической тематике
Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у школьников
1 Мероприятия, посвященные Дню Победы
2 Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества
3 Участие в районной игре «Зарница»
4 Организация и проведение соревнований по военно-прикладным и техническим видам спорта
5 Проведение встреч обучающихся  с выпускниками и курсантами высших военных
училищ, военных университетов и академий
6 Создание выставочных экспозиций «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт»
7 Организация встреч обучающихся с бывшими военнослужащими
8 Проведение фестивалей военной инсценированной песни
9 Привлечение родительской общественности к проведению массовых мероприятий в школе
10 Операция «Забота»
- оказание помощи ветеранам и пожилым
людям;
- поздравление ветеранов ВОВ и труда;
- организация концертов
11 Акция «Подарок солдату»
12 Встречи с участниками ВОВ и героями тыла
Экскурсионно-туристическая деятельность
1 Организация краеведческих экскурсий для обучающихся 1-11 классов
Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность
1 Участие в районной спартакиаде допризывной молодежи
2 Проведение игр на местности «Зарница»
3 Проведение спортивной эстафеты «А ну-ка, парни»
4 Соревнования по баскетболу, волейболу, настольному теннису, стрельбе
5 Обеспечение организационного участия учащихся 10-х классов в учебно-полевых сборах
6 Организация работы спортивных секций, кружка «Юный стрелок»
Краеведение
1 Тематические классные часы «Почётные граждане Ростова и области»
2 Встречи с интересными людьми с3 Участие в краеведческой конференции
4 Организация походов по родному краю Общественный труд
1 Благоустройство школьной территории
2 Участие в городских субботниках
3 Благоустройство микрорайона школы
4 Проведение конкурса классных кабинетов «Уют»
5 Ремонт мебели в классных кабинетах
6 Организация работы ремонтных бригад в летнее время
Методическое обеспечение
1 Создание кино-, видео-. CD- фонда для проведения тематических классных часов
2 Организация подписки на периодические издания
3 Разработка сценариев традиционных праздников школы:
- день знаний
- день матери
- день учителя
- день пожилого человека
-день защитника Отечества
- день Победы
4 Разработка положений о конкурсах и спортивных соревнованиях
5 Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов
6 Освещение опыта работы школы в СМИ.