Комплексно-целевая программа преемственности в обучении в адаптационный период.

ГБОУ СОШ с. Хилково
муниципального района Красноярский Самарской области.
























Учитель начальных классов, председатель МО, Зацепина Татьяна Николаевна

2012 уч. год.


План:


Актуальность КЦП
Цель и задачи программы
Предполагаемые результаты
Пути осуществления преемственности
Основные этапы и направления работы
Программа деятельности по реализации программы
Используемая литература
Приложения


















Актуальность программы для школы.
Как показывает медицинский осмотр учащихся школ за последние несколько лет, практически здоровых детей по школе – ..%, хотя в 1 класс школы поступают и относительно здоровые дети.

Показатель успешности в начальном звене зависит от степени готовности дошкольника к обучению в школе. У учащихся 5 класса
Диагностика учащихся и их родителей, выявила причины отрицательной тенденции:
частые болезни ( дети часто жалуются на головную боль);
трудно даются предметы;
не умеют рационально организовать свой учебный труд;
частые пропуски по неуважительным причинам;
некоторым родителям необходима психолого – педагогическая помощь в подростковый период их детей;
некоторые дети считают, что их не понимают их родители или учителя, даже хотели бы прогулять урок у конкретных учителей;
низкий уровень социальной адаптации у 57% учащихся 5 кл.;
высокий уровень тревожности – 67%.

Как считают психологи, адаптация очень сложный процесс. Дети в 1 классе проходят адаптацию к школе; к учителю, к определённому режиму; ученики 5 класса – после лета, к новым условиям, различным требованиям по предметам, к новым учителям; учащиеся 10 класса – после лета, к новым условиям ( профильная подготовка, оценивание по полугодиям).

Чтобы адаптация не перешла в дезадаптацию, которая проявится в негативных моментах, таких как: нарушение учёбы, поведения, конфликтных отношениях, заболеваниях, необходима чёткая программа действий, которая будет направлена на профилактику дезадаптации, облегчит период адаптации у школьников. Необходимость в разработке такой программы была вызвана ещё решением педагогического совета, тема которого «Совершенствование преемственности образовательного процесса как важнейшее условие его эффективной реализации».




Цель КЦП: обеспечение безболезненной адаптации учащихся к новым условиям в период перехода: из детского сада в первый класс
школы; из начальной школы в среднюю; из среднего звена в старшее.
Задачи:
Социально – трудовая адаптация учащихся, сохранение здоровья детей.
Коррекция недостатков эмоционально – личностного и социального развития.
Нормализация учебной деятельности.
Активизация познавательной деятельности.
Повышение уровня умственного развития.
Для этого:
Использование методик:
Методика личностно – ориентированного обучения, которая предоставляет каждому ребёнку возможность стать личностью, сохранить и развить собственные возможности, с их помощью развить свою индивидуальность.
Метод продуктивного обучения основывается на личностном аспекте обучения и индивидуализации деятельности школьни-ков.
Методы адаптивной педагогики, направленные на реализацию возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Они обеспечиваются комплексом социальной, эко-номической, педагогической и психологической подготовки и будут осуществляться через систему непрерывности и взаимодействия на разных ступенях образования.
Методика гуманизации обучения осуществляется, исходя из принципа «не навреди», и будет направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивиду-альности каждого ребёнка.
Игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном периоде и более широкое её использование в сравнении с традиционными, использование в первый год обучения в начальной школе. Будут направлены на развитие свободной развивающей деятельности, творческой инициативы, освоение диалектики общения.
II. Создание системы непрерывного обучения, обеспечивающее эф-
фективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обу-
чение и воспитание на ступенях образования через связь и со-
гласованность компонентов образования: целей, задач, содер-
жания, методов, средств, форм организации.
III. Создание условий, благоприятных для адаптации к обучению,
эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности
каждого ребёнка.
Формирование психологической готовности к школе.
Создание комплекса учебно – методической документации.
Формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования.
Отслеживание результатов.
Основные предполагаемые результаты:
развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их полном объёме;
обеспечение выполнения государственных образователь-ных стандартов при переходе к следующему возрастному этапу;
выполнение гарантии прав ребёнка на равные возмож-ности успешного обучения в школе.
Критерии ожидаемых результатов:

критерии
показатели
методики и техно-логии отслежива-ния

1
психологическая готовность детей к школьному обуче-нию
определение школьной зрелос-ти
4,5 кл диагностика, опре-деляющая готов-ность детей к про-должению обучен.

2
адаптация
динамика измене-ния здоровья,ком-фортность, моти-вационная сфера,
сохранность кон-тингента
изучение мотивов деятельности,со-циальной адапта-ции, уровня здо-ровья.

3
творческая активность
уровень интелек-та, участие в кон-курсах, предмет-ных олимпиадах


4
успеваемость
результаты мони-торинга
эффективность обученности, отслеживание уровня сформи-рованности ОУУН



Пути осуществления преемственности педагогической работы с детьми:
Совещания, семинары, конференции по обмену опытом работы на разных ступенях.
Взаимопосещение педагогами уроков с целью наблюдения за организацией и руководством различных видов деятельности (в том числе взаимопосещение школа – сад)
Составление учителем первого класса социально – психологи-ческой характеристики на каждого ребёнка, с целью дальней-шего отслеживания динамики развития на последующих эта-пах.
Шефство школы над дошкольным отделением детский сад «Колосок»; среднего звена над начальным. (совместное проведение воспитательных мероприятий, посещение дошкольниками школы и наоборот.)

Основные направления и этапы работы с детьми
в период адаптации.

административная деятельность психолого-коррек- консультативная
по совершенствованию педаго- ционная работа работа с педаго-
гического процесса и созданию с детьми на осно- гамии, родителями
социально – педагогических ве диагностичес- методическая ра-
условий. ких данных. бота.


диагностика аналитическая работа
(фронтальная индивидуальная) мониторинг итогов деятельности
Цель: определение готовности детей педагогов и родителей
к продолжению обучения на следу- психолого - педагогический
ющей ступени. консилиум по результатам


Ориентационный всеобуч для родителей в адаптационный период.
(тематика классных родительских собраний)
Анатомо – физиологические особенности детей. (в определён-ный возрастной период)
Воспитание здорового ребёнка.
Как создать здоровую психологическую атмосферу в семье.
Воспитание трудолюбия.
Нравственное воспитание.
Эстетическое воспитание в быту.
Развитие познавательной активности.
Развитие самостоятельности в условиях семьи.
Режим дня ребёнка.
10.Как помочь детям в выполнении домашнего задания.
11.Самоопределение ребёнка в семье.
12. Как противостоять наркомании.
13. Работа над ошибками.
14. Заметки на полях жизни.
15. Дорога в четырнадцать шагов.
16. Красные сигналы опасности.
17. О внушении как самом распространённом методе воспитания.
18. Понимающий мир.
19. Эмоции и чувства: помощники или?..
20. О «саморазрушающем» поведении и инстинкте самосохране-ния.

Чтобы работа давала хороший результат необходимо:
формирование у детей психологической готовности , поло-жительного эмоционального отношения к занятиям;
преемственность в методах работы и в стилях педагоги-ческого общения;
использовать больше воспитательные возможности сов-местной деятельности;
формировать способности к ролевому и личностному об-щению как важному условию в подготовке смены веду-щей деятельности;
при организации работы учитывать индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения.
Тематика психолого – педагогических семинаров; педагогических чтений:
психологические причины неуспеваемости, пути их устранения в условиях личностно ориентированного обучения;
стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности;
новые образовательные технологии;
дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников;
организация домашнего задания при дифференцирован-ном обучении;
коммуникативная культура учителя как условие личностно – ориентированного образования.;
Методическая конференция « Активизация познаватель – ной деятельности учащихся, преодоление дискретности через личностно ориентированную направленность ур


Обеспечение непрерывности и взаимодействия в образовании на разных его ступенях:
1. согласованность целей и задач образования на разных ступенях.
валеологическое направление
адаптация
диагностический комплекс
2. обогащение образовательного содержания
программы
единое педагогическое пространство
педагогическая инновация
административные структуры
3. совершенствование форм и методов обучения
развивающее и обучающее пространство
эффективность взаимодействия с семьёй
внеурочная деятельность






















Программа деятельности по организации преемственности в ГБОУ СОШ с. Хилково.
Цель: обеспечение непрерывности и взаимодействия в образовании на разных его ступенях.
название месяца
организация работы с учащимися
организация работы с учителями
с родителями

сентябрь
1. заполнение медико-педагогических ха-рактеристик на учащихся 1,5,10кл.
(соц.пед., учитель)
2. стартовые срезы знаний 5,10 кл. (срав-нение результатов с прошлым годом)
1.закрепление за учителем группы детей из д/с. Определение целей и задач совместной работы.
2. заседания МО с целью анализа и путей коррек-ции


октябрь
1.первое знакомство с учениками 1 класса (полный день наблюд.)
завуч
2.классно-обобщающий контроль в 10 кл. Цель: уровень адаптации к новым условиям (адм.)
3.диагностика уч-ся 10 класса. Цель: изучение уровня комфортности. администрация
4. проведение дня диагностики. Цель: выявить уровень сфор- мированности ОУУН (4;9кл)
проведение консилиума по итогам контроля в 10 классе. (администрация)
2.классно – обобщающий контроль в 10 кл.
1. диагностика родите-лей 10 класса. Цель: изучение уровня удов-летворённости органи-зацией УВП. (завуч)
2. проведение консили-ума по итогам контро-ля. (администрация)
3. родительский всеобуч в 1,10 кл. (соц. пед., завуч, кл. руков.)

ноябрь
1. классно – обобщаю-щий контроль в 5 кл. Цель: уровень адапта-ции, проблемы преемс-твенности. (админист.)
2.диагностика уч-ся 5 класса Цель: изучение комфортности, соц. адапт. и т.д. (первичн. срез) завуч, психолог
3. проведение «Фестиваля Наук»
(1-11классы)
1. классно – обобщающий контроль в 5 классе
2.консилиум по проблеме адаптации и преемствен-ности (администрация)
3. психолого – педагоги-ческий семинар. (завуч)
1. диагностика родите-лей 5 класса. Цель: сте-пень родительской удовлетворённости ор-ганизацией УВП; степень участия роди-телей в УВП. (завуч)
2.родительский всеобуч 5 кл (соц. пед., завуч, кл. рук.)

декабрь
1. наблюдение за учащимися 1 класса. Цель: степень адапта-ции к школе; степень формирования ОУУН в соответствии с требова-ниями программы. (завуч)
итоговое инспектирова-ние за первое полугодие; сравнительный анализ успешности в прошлом и нынешнем году. (завуч, руководители МО)


январь
день открытых дверей

февраль
1. классно – обобщающий контроль в 4 классе. Цель: уровень сформированности ОУУН; готовность к обучению в среднем звене. (администрация, учителя, которые будут работать в 5 классе)
2. заполнение психолого- педагогических характе-ристик 4 кл. (кл. руков.)
родительский всеобуч 4 класс.
Проведение кл. родит. собрания в 4 кл.

март
классно – обобщающий контроль в 9 классе. Цель: выявление готовности к обучению в старшем звене. ( администрация)
диагностика уч-ся 9 кл.
Цель: изучить «жизнен- ; Цель: изучения уровня
ные ориентиры» выпус- сформированности ОУУН;
кников. (завуч) готовности к прод. обучен.
родительский всеобуч
9кл. (администрация, классный руководит.)

апрель
1. классно – обобщающий контроль в 11 классе. Цель: выявление уровня подготовки выпускников к самомтоятельной жизни. (администрация)
2. диагностика уч-ся 11 кл.
Цель: изучить жизненные
ориентиры выпускников.
1. родительское собра-ние 11 класс по итогам контроля. (админ.)
2. диагностика родите-лей будущих первок-лассников (завуч)

май
1. диагностика учащихся 5, 10 классов (повторный срез). Цель: изучение уровня социальной адаптации; учебной мотивации; комфортности) завуч
2. итоговое инспектирование за год (завуч, руководители МО, будущие учителя) 4, 9 классы
1.повторная диагнос-тика родителей 5,10 кл.
Цель: удовлетворённость УВП (завуч)
2.родительский всеобуч 5, 10 классы (завуч, кл. руководитель)
3. родительский всеобуч (будущих пер-воклассников) (админ.)

июнь
организация школы дошкольника




в течение года:
посещение школы с 1 сентября детьми подготовительной группы ДО; (зав. д/о.; воспитатель, администрация школы)
посещение воспитателями детского сада занятий в 1 классе начальной школы; учителя будущих первоклассников в д/о.;
взаимопосещение уроков преподавателей последнего класса предыдущей ступени и первого последующей (по графику);
проведение анализа успеваемости; (завуч)
организация родительского всеобуча;(завуч)
изучение личности ребёнка;(психолог,завуч)
изучение семьи и бытовых условий.(соц. педагог, кл. руков.)








Используемая литература:
Е.А. Ямбург. « Школа для всех» М. «Новая школа» 2001г
Серия « Портфель руководителя школы» А.М. Моисеев «Заместитель директора школы по научно – методической работе» Москва 2001г под редакцией М.М. Поташника
Т.И. Шамова, Н.П. Капустин « Управление образовательными системами» Москва 2001г
Реформирование образования в документах и комментариях. Общее среднее образование. Москва 2001г
Брянская учительская газета №1 – 4 (52 – 55) 2004г.
Журналы: « Завуч», «Завуч начальной школы»
Материалы курсов для руководителей школ при БИПКРО.





























13PAGE 15


13PAGE 141015




целевая программа

Times New Roman« Организация преемственности в обучении Белый мраморучащихся в адаптационный период их учебной Белый мраморБелый мрамор15