КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».

КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

«ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».


ВВЕДЕНИЕ.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше зла и как можно больше добра». Во все времена люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня зачастую материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих людей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Многих ребят отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи.
Школа для ребенка – та адаптационная среда, нравственная атмосфера которой должна обусловить его ценностные ориентации. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс. Нравственно воспитательная система должна тесно взаимодействовать со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывая всю жизнь ребят нравственным содержанием.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей.
2. Воспитание культуры межличностных отношений, уважения друг к другу, принятие совместных решений, взаимопомощь.
3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

1. Создать условия для приобщения к ценностям различных конфессий участников образовательного процесса.
2. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии верить в добро. Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях школьников.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций народов различной национальности.
4. Сплотить коллектив учащихся, научить их общаться между собой, уважая мнение друг друга.
5. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Гуманистическая направленность воспитания означает отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития.
Гражданственность- развитие гражданского самосознания, воспитание личной ответственности за благосостояние общества, за процветание Родины.
Патриотизм- любовь к своему отечеству, к родной земле, к своей культурной среде.
Социальность, означающая заботу о благе и духовности собственной семьи, социальную активность.

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ.

1. Работа по духовно-нравственному воспитанию в рамках образовательного процесса.
2. Создание классной методической базы по духовно-нравственному воспитанию.
3. Активное участие в классных и школьных мероприятиях всех учащихся классного коллектива.
4. Организация экскурсионных поездок.
5. Организация социально-значимых дел, акций.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Логика программы выстроена в соответствии с возрастными особенностями личностного роста школьника.
В начальной школе делается упор на развитие у ребят любознательности, доверия, чуткости; укрепление у них чувства уверенности в себе и понимании других; формирование у них милосердия, сочувствия, любви к Родине. Учащиеся в этот период ждут от учителя понимания и защиты. Основные потребности школьников в этот период- быть успешным учеником, соответствовать роли ученика.
В деятельности учащихся 5-7 классов приоритетно создание ситуаций успеха, свободы и самостоятельности ребят. Для них привлекательны разнообразие и эмоциональность, создающие возможность самоутверждения. Главными задачами самовоспитания учащихся 8-9 классов являются развитие самосознания и культуры общения, формирование чувства собственного достоинства.

ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧЕНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

- Факультативные занятия, беседы, классные часы нравственного содержания.
-Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
- Проведение совместных с родителями праздников.
- Экскурсии.
- Детская благотворительность.
- Тематические вечера.
- Организация выставок, включая совместные выставки детей и родителей.
- Творческие вечера.
- Проведение ролевых игр.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

- Родительские собрания.
- День открытых дверей.
- Проведение совместных мероприятий (праздники. выставки. конкурсы )
- Празднование именин детей.
- Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса нравственного воспитания в семье.
- Ведение социального паспорта класса.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

В результате осуществления программы у школьников должны:
- Сформироваться патриотическое и гражданское сознание и самосознание.
- Появиться опыт нравственного поведения, милосердия, сострадания.
- Повыситься уровень толерантности учащихся.
- Создание дружного, сплоченного детского коллектива.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.



СОЗДАНИЕ КЛАСНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ.

Пополнение классной библиотеки, видеотеки, аудиотеки материалами по духовно-нравственному воспитанию.
Создание банка методических разработок внеклассных мероприятий по духовно нравственному воспитанию.

УЧАСТИЕ В КЛАССНЫХ, ШКОЛЬНЫХ И РАЙОННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ.

Конкурс детского рисунка «Пусть всегда мама!», «Война глазами детей»;
Участие в районном конкурсе «Сохраним и приумножим народные традиции»;
Проведение совестных народных праздников «Народный календарь»:
- Зул;
- Цаган Сар;
- Рождество;
- Масленица;
- Ураза-Байрам;
-Наурыз.
4. Праздновании именин детей;
5. Школьный фестиваль «В семье единой»;
6. Творческие вечера:
- Вечер поэзии Д. Кугультинова,
- Поэзия Р. Гамзатова,
- Викторина «Русская народная сказка».
7. Уроки мужества «Юноши присягают Родине»;
8. Тематические вечера:
- «Берегите родную природу»;
- «Восславим женщину, чье имя – МАТЬ»;
- «И помнит мир спасенный»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННЫХ ПОЕЗДОК.

Знакомство с достопримечательностями города Элиста;
Экскурсия по местам боевой славы:
- Мемориал «Вечный огонь»
- Памятник освободителям города «Танк»,
«Исход и возвращение»,
Мемориал «Воинам 28 Армии» в п.Хулхута,
Посещение памятных мест обороны Сталинграда «Мамаев курган»,
Музея-панорамы «Сталинградская битва»;
Экскурсия в Казанский кафедральный собор
«Золотую обитель Будды Шакьямуни»
«Сякюсн Сюме»
«Хошеутовский хурул»

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ДЕЛ И АКЦИ.

Акция «Помоги братьям нашим меньшим»
Акция «Милосердие»
Операция «Забота»
Операция «Добавь уюта».
15