Программа Комплексно-целевая программа «Здоровячок»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
Комплексно-целевая программа
«Здоровячок»
1714500226695

Составила: Филиппова М.М
Учитель начальных классов
г. Сыктывкар
Обоснование программы:
В России в системе образования сложилась ситуация, провоцирующая снижение уровня здоровья, появления хронических заболеваний, нервно – психических расстройств у детей школьного возраста. Процесс школьного обучения связан со значительными учебными перегрузками, которые приводят к неблагоприятным функциональным отклонениям здоровья школьников. По итогам всеобщей диспансеризации детского населения России здоровых учащихся всего 1/3 часть.
Концепция модернизации реформирования школьного образования, требования норм СанПиН и закон «Об образовании» ст. 51 обязывает создать благоприятные условия в образовательном учреждении, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Педагогический коллектив школы считает, что успешность обучения и развития младшего школьника зависит от уровня состояния здоровья. Основной задачей здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха школьников, которая обеспечивает высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволяет отодвинуть утомление и избежать переутомления. Результаты медицинских осмотров детей показывают, что здоровыми можно считать лишь 40% учащихся, у остальных детей имеются различные отклонения и нарушения в состоянии здоровья.
Состояние здоровья учащихся постоянно находится под наблюдением медицинского работника, классных руководителей, психолога и логопеда школы, проводится мониторинг по уровню и анализу заболеваемости школьников. Анализы структуры заболеваемости школьников подтверждают, что по мере обучения детей в школе растет частота таких заболеваний, как поражение дыхательных путей, сердечно–сосудистых заболеваний, органов пищеварения, нарушение осанки, зрения. На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.
Попытки   решить    проблему сохранения и укрепления здоровья учащихся   путем   гигиенической регламентации учебного процесса (либо отдельных видов учебной деятельности), а также соблюдения санитарно-гигиенических норм при эксплуатации школьного здания, оборудования и мебели не дали должного результата.
Недостаточно эффективным является простое и количественное увеличение валеологических элементов в школьной образовательной системе введение уроков валеологии, валеологической службы, увеличение количество уроков физкультуры, воспитательных и оздоровительных мероприятий и т.д.
Школьная образовательная система лишь в определенной мере адаптируется к ребенку и окружающей микросреде. Однако неизменными остаются содержательные и ценностно-ориентационные аспекты в деятельности педагогов и школьников.
В этой связи необходимо обновление целостного, содержательного, субъектного, средового компонентов школьной образовательной системы, обеспечивающей здоровье учащихся.
Все сказанное выше и определило актуальность построения целостной педагогической программы «Школа здоровья» для учащихся начальных классов на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»
Пояснительная записка
С тех пор как существует человек на Земле, существует проблема борьбы с болезнью и сохранения здоровья. Здоровье является важнейшей ценностью для человека.
Данная программа «Школа здоровья» рассматривает понятие «здоровье учащегося» как нечто целое, состоящее из нескольких взаимосвязанных частей- аспектов здоровья: физического, психического, интеллектуального, социального, духовно- нравственного. Все, что происходит с одной частью, обязательно влияет на все остальные части.
Главной целью данной программы является укрепление здоровья младших школьников и формирование сознательного к нему отношения. Основной принцип- комплексный подход к пониманию здоровья и взаимосвязи духовно- нравственного, психического, социального и физического аспектов здоровья.
Программа построена по блочному принципу и включает в себя перечень занятий по пяти основным аспектам здоровья, для каждого года обучения (1-4 классы).
Для достижения цели (укрепление здоровья и формирование сознательного к нему отношения) нами определяются следующие задачи:
Развитие представления детей о здоровье и средствах его укрепления;
Формирование понятия о функционировании организма;
Воспитание мотивации здорового образа жизни, воспитание понимания того, что здоровье- великий дар, который надо ценить и сохранять, а не бездумно растрачивать;
Изучение правил заботы об организме, освоение навыков личной гигиены, соблюдения режима дня и т. д. воспитание потребности самостоятельно заботиться о своем здоровье;
Приобщение детей и их родителей к практическому опыту здорового образа жизни;
Знакомство детей с традиционными духовно- нравственными ценностями России;
Воспитание в детях лучших человеческих качеств: доброты, чуткости, доброжелательности, сострадания, верности, целомудрия, храбрости, любви к Отчизне;
Формирование социальных навыков поведения, воспитание культуры поведения;
создание благоприятных условий для физического и психического развития детей.
Концептуальные основы программы.
Вся работа по данной программе основывается на следующих принципах:
систематичности
индивидуализации
мотивации
гуманистического подхода
коллективной деятельности
творческого саморазвития
культуросообразностидемократического сотрудничества
Методические рекомендации по реализации программы
Прежде всего, несколько рекомендаций: Во-первых, при реализации программы обучения здоровью необходимо ориентироваться не на передачу собственно знаний, а именно на формирование соответствующих представлений. При этом надо иметь в виду, что на формирование системы представлений школьников о здоровье и здоровом образе жизни может повлиять только та информация, которая в их сознании имеет прямое и непосредственное отношение к их собственной жизни.Во-вторых, очевидно, что без целенаправленной работы с системой субъективных отношений школьников все усилия педагогов по формированию у них представлений о здоровье и здоровом образе жизни, а также по обучению необходимым стратегиям и технологиям поведения окажутся малоэффективными. Для этого необходимо, чтобы транслируемая информация была в сознании школьников тем или иным образом связана с удовлетворением их потребностей.В-третьих, при реализации программы обучения здоровью и здоровому образу жизни преимущество должно быть отдано стратегиям по сравнению с технологиями. При этом необходимо обеспечить школьникам возможность приобрести опыт переживания тех эмоциональных состояний, которые возникают в процессе различных деятельностей, связанных со здоровьем. А поскольку он приобретается только в процессе самой деятельности, успешная реализации программы без достаточно большого количества практических занятий не представляется возможной.! В-четвертых, критерием эффективности работы педагога является не усвоение школьниками тех или иных знаний, умений и т.д., не демонстрация определенного отношения к проблемам здоровья и здорового образа жизни, а реальное изменение их поведения.В-пятых, педагогу нужно быть готовым к тому, что при реализации программы он столкнется различными психологическими сопротивлениям со стороны школьников, которые являются обычной и совершенно нормальной реакцией людей на попытку изменить структуру их сознания. Эти сопротивления носят различный характер в разном возрасте, в разных социокультурных и этнокультурных группах, поэтому педагогу обязательно необходимо иметь достаточно полное представление о них, чтобы наиболее адекватно выстроит систему преподавания. И, наконец, главное. Имеющиеся в настоящее время экспериментальные данные позволяют утверждать, что реализация программы обучения здоровью может быть успешной только в том случае, когда она является целостной системой. Отдельные "уроки" в отдельных параллелях ничего не дадут!
Ожидаемые результаты реализации программы:
Создание в школе комфортных условий для обучения и воспитания.
Организация комплексного мониторинга состояния здоровья детей и своевременная коррекционная работа обеспечит укрепление здоровья и снизит заболеваемость учащихся.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм будет способствовать уменьшению инфекционных заболеваний учащихся .Уменьшить количество часто болеющих детей через проведение оздоровительных и спортивных мероприятий (посещение ЛФК, закаливание, витаминизация, полноценное питание и спортивные мероприятия).
Внедрение в воспитательный процесс различных мероприятий по реализации программы «Школа здоровья», работа по охране прав детства, профилактическая работа с родителями, учителями будет способствовать формированию и привитию навыков здорового образа жизни и адаптации в образовательной среде.
Созданная в школе единая система по поддержанию и укреплению здоровья младшего школьника, выполнение требований СанПиН, правильная организация учебных занятий с учетом выполнения валеологических требований, коррекционная индивидуально-групповая работа с ослабленными детьми повлияет не только на уровень здоровья учащихся, но и повысит уровень обученности .
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ВозрастТемы1
К
Л
А
С
С Физический аспект здоровьяЭтот движущийся мир.
Здоровье- это порядок.
Духовно-нравственный аспект здоровья.
Как я умею помогать маме.
Я люблю свою семью.
Социальный аспект здоровья.
Кто меня окружает.
Как вести себя в школе.
Психический аспект здоровья.
Моя добрая мама.
Хотим вырасти смелыми.
Интеллектуальный аспект здоровья.
Мы любим лес.
« Что такое хорошо и что такое плохо»
2
К
Л
А
С
С Физический аспект здоровья.
« Надо, надо умываться по утрам и вечерам»…
Правила питания.
« Путешествие в страну « Глазарию».
Духовно- нравственный аспект.
Почему нужно слушаться родителей.
Помоги тем кому плохо.
Умею ли я дружить.
Социальный аспект здоровья.
Какие привычки называются вредными.
Почему мое поведение иногда огорчает взрослых.
Психический аспект здоровья.
Как животные воспринимают мир.
Как человек воспринимает мир.
Интеллектуальный аспект здоровья.
« Чему учат в школе.»
« О героях былых времен…»
3
К
Л
А
С
С Физический аспект здоровья.
Мир и порядок в моем организме.
Да здравствует мыло душистое.
Пища полезная и вредная.
Духовно- нравственный аспект здоровья.
Я живу в России.
Традиции нашего народа.
Наши семейные праздники.
Социальный аспект здоровья.
Я живу среди людей.
О вредных привычках.
Психический аспект здоровья.
Какие бывают чувства.
Управляй своим настроением.
Интеллектуальный аспект здоровья.
Путешествия по карте мира.
Это интересно знать.
4
К
Л
А
С
С Физический аспект здоровья.
Природа и здоровье.
Зачем нужна правильная осанка.
В «саду» здоровой пищи.
Духовно- нравственный аспект.
Добрые поступки делают человека красивым.
Надо всегда думать о других.
Что у человека в сердце- то и на языке.
Социальный аспект здоровья.
Полезные привычки.
Как различать добро и зло.
Психический аспект здоровья.
Как побороть страх.
Что такое «сочувствие».
Интеллектуальный аспект здоровья.
« Что? Где? Когда?»
Чем живет планета Земля?
Список литературы:
1. Как разработать программу «Здоровье» в образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие. Издание второе/Н.А. Склянова, Н.П. Юсупова, О.Г. Фокина, И. В. Ермакова и др.-Новосибирск: ГЦОЗ -Магистр», 2000.-76 с.
2. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К Руководство по гигиене и охране здоровья школьников: для медицинских и педагогических работников образовательных учреждений лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы/М.: Российская ассоциация общественного здоровья, 2000.-152 с.
3. Лазарев В.С., Поташник М.М., Как разработать программу развития школы: Методич. пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: «Новая школа», 1993 г.
4. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. Практика педагогического менеджмента. М.: «Новая школа", 1998 г.
5. Элементы валеологичсского мониторинга для образовательных учреждений: Методическое пособие для работников образовательных школ и дошкольных учреждений/О.И. Черемисина, И.Н. Зайцева, И.М. Барсукова, Н.А. Склянова, В.Б. Гаргай, Н.И. Болваненко, М.К. Соболева, С.В. Залавина, А.Н. Третьякова. Новосибирск: ГЦОЗ "Магистр", 1997 .-103 с.