Сценарий семейно-конкурсной программы Вместе не страшны и тучи (1-4 классы)


Разработка внеклассного мероприятия
Вместе не страшны и тучи
Разработала
Наталья Владимировна Лебедева, учитель
начальных классов МОУ: Думчевская
средняя общеобразовательная школа
Залесовского района Алтайского края





2012г.
Сценарий семейно-конкурсной программы
Тема: «Вместе не страшны и тучи»
Цели: 1. Создать условия для сплочения детей и их родителей.
2. Создать условия для создания у младших школьников благоприятного психоло-
гического климата в школе и семье.
3. Создать условия для формирования бережного отношения, внимания друг к другу
между членами семьи.
Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры, кассеты с детскими песнями, ткань, нитки с иголкой, ножницы, пуговицы.Техническое оснащения мероприятия: показ слайдов с изображением семейных команд с помощью мультимедийного проектора.
Ход мероприятия
I. Приветствие. Знакомство со значением слова «семья»
Ведущий: - Добрый день, дорогие гости! Я рада видеть вас на семейно-конкурсной программе.
- До начала XX века в семье жили несколько поколений. Не случайно же и слово образовалось от фраз: «семь» и «я». Семья включала дедушек и бабушек, маму, папу, детей, внуков и правнуков. Жили дружно, всегда друг другу помогали. Одни хозяйством занимались, другие в поле трудились, старшие братья и сёстры присматривали за младшими. Жили весело, уважали старость, молодых оберегали. На Руси семья была дружной. Вспомним пословицы и поговорки о семье:
1. Семья в куче… (не страшна и туча).
2. На что и клад… (коли в семье лад).
3. Когда семья вместе… (так и душа на месте).
4. В семье и каша… (гуще).
5. Один в поле… (не воин).
- Дом. Это слово знакомо всем, от него веет уютом и теплом. Чем сложнее мир вокруг нас, тем труднее сохранить свою индивидуальность, доброту, тем сильнее тянет нас в наш дом – убежище, который оградит нас от напастей. Дом для каждого из нас – самое главное в жизни. И если в нём царят взаимопонимание и доверие, тепло и уют – это настоящее счастье.
II. Представление жюри и семейных команд. Выбор капитанов команд.
Ведущий: - Теперь самое время начать нашу семейно-конкурсную программу. Хочу представить вам семьи …(Семьи выходят на сцену по очереди. С помощью мультимедийного проектора показываются слайды с семейными фотографиями команд, с изображением их увлечений и интересов, ведущий комментирует содержание слайдов.) - А теперь представлю жюри …
Для зрителей и болельщиков тоже приготовлены конкурсы, которые также будут оцениваться членами жюри.
- Команды, выберите своего капитана.
Проведение конкурсной программы.
1. Конкурс «Родословное древо семьи»
Ведущий: - Начинаем 1 конкурс. У всех участников команд было домашнее задание: приготовить родословное древо своей семьи. Прошу каждую команду представить его наглядно, рассказав о своих предках.
-Слово жюри …
2. Конкурс «Портной»
Ведущий: - Следующий конкурс называется «Портной». Каждой команде я сейчас выдам кусок ткани, иголку, нитки и пуговицу. Чья семья быстрее её пришьёт, та и победит в этом конкурсе. Начали! (Звучит песня «Жил да был брадобрей»)
- Слово жюри …
3. Конкурс «Маме посвящаю»
Ведущий: - Душой семьи чаще всего является мама. Материнская любовь греет нас всегда, потому что самое дорогое для матери – это дети. Она готова вынести ради своего ребёнка всё. И нет дороже и роднее человека, чем мама.
-Объявляю 3 конкурс «Маме посвящаю». Я приглашаю детей от каждой команды. Ваша задача - спеть песню о маме.
- Слово жюри …
4. Конкурс «Узнай, кто это?»
Ведущий: - Я вновь приглашаю детей от каждой команды. Ваша задача - с закрытыми глазами по рукам на ощупь узнать свою маму, бабушку или своего папу, дедушку. (Детям завязывают глаза. Мамы, бабушки, а потом папы, дедушки вытягивают руки вперёд. Каждый ребёнок пытается узнать своих родных по ладоням.)- Слово жюри …
5. Конкурс «Художники»
Ведущий: - В следующем конкурсе «Художники» вы должны нарисовать свою семью. Чья команда оригинальнее изобразит её на рисунках?
(Команды приступают к работе)
Конкурс для зрителей «Что за прелесть эти сказки!»
Ведущий: - Пока команды выполняют своё задание, хочу вам, зрители, предложить конкурс «Что за прелесть эти сказки!» Жюри попрошу отметить самых активных в этом конкурсе.
- Отгадайте, кто из литературных героев:
1. Пережил множество опасных приключений в Голубой, Фиолетовой, Розовой и Жёлтой стране? (Элли и её друзья. А.Волков «Волшебник Изумрудного города»)2. Был обманут в Стране Дураков. (Буратино. А.Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»)3. Побывал в Королевстве кривых зеркал. (Оля и Яло. В.Губарев «Королевство кривых зеркал»)4. Путешествие в Стране Чудес и Зазеркалье. (Алиса. Л.Кэрролл «Приключения Алисы в Стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье»)5. Полетел с дикими гусями в Лапландию. (Нильс Хольгерсон. С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»)6. Жил в стране, которой правил принц Лимон. (Чиполлино и его друзья. Д. Родари «Приключения Чиполлино»)7. Отправился в Страну обезьян. (Айболит и его друзья. К.Чуковский «Доктор Айболит»)8. Вывернул волка наизнанку, застрелил бешеную шубу, вытащил себя из болота за косичку парика, не пал духом в желудке огромной рыбы, летал на ядре, побывал на Луне. (Мюнхаузен. Э. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена»)9. 28 лет провёл на необитаемом острове. (Робинзон Крузо. Д. Дефо «Робинзон Крузо»)10. Играл с полицейскими в салочки, закинул за шкаф воров Карла и Блома, а силача-тяжеловеса Адольфа положил на обе лопатки. (Пеппи Длинныйчулок. А. Лингрен «Пеппи Длинныйчулок»)11. Перевоспитал почтальона Печкина. (Дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик. Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»)- Молодцы!
6. Конкурс капитанов «Назови друга»
Ведущий: - Давайте вернёмся к командам. Жюри оцените работы.
- А сейчас предлагаю конкурс капитанов «Назови друга». Капитаны, подойдите ко мне. Вот вам карточки, на них написаны литературные герои. Ваша задача – написать каждому литературному герою имя друга:
Буратино … (Пьеро, Мальвина)
Маугли … (Багира, Балу)
Крокодил Гена … (Чебурашка)
Малыш … (Карлсон)
Чиполлино … (Редиска)
- Пока капитаны выполняют своё задание, предлагаю зрителям приготовить эпизод любой сказки, изобразив её только мимикой и жестами. (Зрители делятся на группы и готовят эпизод сказки)
- Вернёмся к капитанам. Кто готов показать свою работу?
- Слово жюри.
7. Конкурс «Потерянные вещи»
Ведущий: - Следующий конкурс «Потерянные вещи». (На столах лежат вещи родителей и их детей от каждой команды).
- Родители, найдите вещь своего ребёнка.
- А теперь, дети, найдите вещь своих родителей.
- Слово жюри.
8. Конкурс «Закаляки»
Ведущий: - Следующий конкурс «Закаляки». В эту игру любили играть в семье Космодемьянских. Мама рисовала на листе бумаги какую-нибудь закаляку, а дети дорисовывали то, что им виделось – сказочный персонаж, предмет.
- Я тоже нарисовала каждой команде на листе «закаляку»:

Ваша задача – дорисовать её другим цветом так, чтобы она была закончена, и чтобы жюри легче было оценивать этот конкурс.
- Пока команды выполняют своё задание, прошу зрителей показать своё задание: изобразить мимикой и жестами эпизод сказки. (Выступают зрители)
- Молодцы!
- Вернёмся к командам. Кто готов показать свою работу?
-Жюри, оцените.
9. Конкурс «Комплименты»
Ведущий: - Как важно в семье уметь друг другу говорить приятное. Ведь от добрых слов на сердце становится теплее, а значит, и в семье будут царить мир и лад. Вот и сейчас мы будем знакомиться с комплиментами, которые можно дарить близким людям.
- Итак, предлагаю в каждой команде разделиться на мужскую и женскую половины. Договоритесь, кто из вас будет дарить комплименты, а кто их получать. Жюри пусть определит, в какой команде их будет произнесено больше всех.
10. Конкурс «Звёздный час»
Ведущий: - Кто из нас не мечтал выступать на сцене? Сегодня нашим конкурсантам представляется уникальная возможность – стать на некоторое время артистами. На столе лежат карточки с текстами песен. Каждая команда выбирает себе песню, а после небольшой подготовки её исполняет.
А сейчас давайте подведём итог всему мероприятию:
- Так какой должна быть семья в вашем понимании? Что необходимо в семье ценить и беречь? (На эти вопросы отвечают сначала дети, а потом взрослые)
- Ну а сейчас, просим на сцену каждую команду.
- Слово жюри.
IV. Подведение итогов конкурсной программы. Награждение команд, зрителей.
Ведущий:- Жюри, подведите итоги всей конкурсной программы.
- Итак, победила семья …
(Награждаются все семьи-участники конкурсной программы, а также самые активные зрители)
- Спасибо всем семьям за участие в семейно-конкурсной программе, спасибо за активное участие всем зрителям, а также хочу поблагодарить наше жюри за нелёгкий труд: оценивание команд!
V. Рефлексия
Ведущий: - Прошу всех участников команд, зрителей и болельщиков поделиться вслух своими впечатлениями, чувствами, которые испытали во время конкурсной программы.
- У каждой семьи есть свой дом. Давайте представим, что мы все с вами семья и живём в одном огромном доме. Посмотрите, как я его изобразила. (показывается рисунок с большим домом) Сейчас предлагаю всем «заселить этот дом своим настроением». На столе лежат изображения улыбок и тучек. Улыбка означает прекрасное, радостное настроение, а тучка грустное, равнодушное настроение. Прошу каждого из присутствующих в зале выбрать нужное изображение и наклеить в нарисованный дом.
Методическое описание массового мероприятия
На многих внеклассных мероприятиях в школе родители учеников либо отсутствуют, либо являются зрителями, и только в редких случаях они являются их участниками вместе со своими детьми. Но именно эти редкие случаи и сближают школу с семьёй школьника. Родители, видя, как хорошо к ним и их детям относятся учителя, позже становятся их лучшими помощниками в обучении и воспитании. Это и есть то самое главное, чего добивается каждый педагог. Вот почему я разработала данное внеклассное мероприятие. Оно проводится с младшими школьниками 2-4 классов. Это мероприятие направлено не только на сближение семьи и школы, но и на то, чтобы члены семьи увидели друг друга с новой, лучшей стороны.
Тема мероприятия: «Вместе не страшны и тучи».
Направление: семейное воспитание.
Место проведения: актовый зал со сценой.
Форма проведения - семейно-конкурсная программа, в ходе которой все семьи делятся на команды, выбирая своего капитана, жюри оценивает каждый этап конкурса и в итоге награждает главным призом победителей и поощрительными призами всех участников команд. В ходе данного мероприятия даются задания и для зрителей, в конце которого жюри награждает самых активных.
Цели семейно-конкурсной программы:
Создать условия для сплочения детей и их родителей.
Создать условия для создания у младших школьников благоприятного
психологического климата в школе и семье.
Создать условия для формирования бережного отношения, внимания
друг к другу между членами семьи.

Техническое оснащение мероприятия: слайды с представлением семейных команд, музыкальный центр.
Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры, кассеты с детскими песнями, ткань, нитки, иголки, ножницы, пуговицы, платок, столы, стулья.Подготовительная работа: необходимо заранее продумать, какие семьи смогут принять участие в семейно-конкурсной программе. Для этого нужно провести индивидуальную беседу с родителями начальных классов и их детьми, взять у них семейные фотографии для презентации, собрать сведения об интересах и увлечениях всех будущих участников конкурса, дать им домашнее задание: составить родословное древо своей семьи. Из собранных фотографий и сведений о детях и их родителях необходимо заранее приготовить презентацию. Показ слайдов с помощью мультимедийного проектора создаст праздничное настроение, позволит больше и лучше узнать об участниках команд.
Ход мероприятия:
I. Настрой на конкурсную программу. Подготовка к восприятию темы мероприятия.
Рассказ ведущего о значении слова «семья», о его происхождении (образовалось от фраз «семь» и «я»), о том, что в своём доме нужно хранить тепло и уют, что в нём должны царить взаимопонимание и доверие.
Далее вспоминаются пословицы и поговорки о семье, которые заставляют задуматься над их главным смыслом. (На что и клад, коли в семье лад. Семья в куче, не страшна и туча. И другие.)II. Представление команд, жюри.
Ведущий представляет команды с показом презентации, в которой показываются их семейные фотографии, рассказывается об увлечениях и интересах каждого члена команды. Метод ИКТ используется с целью знакомства с участниками конкурсной программы. После показа слайдов с помощью мультимедийного проектора, ведущий даёт задание командам – выбрать капитана.
Далее он представляет жюри, которое на протяжении всех конкурсов будет присуждать баллы участникам конкурсной программы, а также - самым активным зрителям и болельщикам.
III. Проведение конкурсной программы.
1 конкурс «Родословное древо семьи» носит познавательный характер. Участники команд готовят родословное древо своей семьи заранее дома. На этом конкурсе всем зрителям и членам жюри они показывают его наглядно с комментированием. Наглядный метод и рассказ знакомят младших школьников с построением родословного древа. Дети ближе знакомятся с участниками конкурса.
2 конкурс «Портной» носит практический характер. Каждой команде раздаётся кусок ткани, иголка, ножницы, нитки и пуговица, которую нужно пришить на скорость. Семьи выполняют это задание под музыку. Главная задача этого конкурса – учить договариваться, согласовывать свои действия друг с другом. Жюри оценивает скорость и качество работы.
3 конкурс «Маме посвящаю» направлен на выявление способностей, артистичности младших школьников. Дети поют песню о маме с музыкальным сопровождением. Жюри оценивает исполнение данного задания. Этот конкурс позволяет мамам получить знак внимания от своих детей.
4 конкурс « Узнай, кто это?» формирует внимательность по отношению к своим мамам, папам, бабушкам, дедушкам. Дети с завязанными глазами на ощупь по рукам пытаются узнать своих родителей. Жюри оценивает правильность этого задания.
5 конкурс «Художники» носит творческий характер. Он направлен на изображение своей семьи на рисунке, заставляет задуматься, какая она. Члены команд с помощью цветных карандашей или фломастеров рисуют свою семью. Даётся определённое время.
В то время, когда участники команд рисуют свою семью, ведущий проводит конкурс со зрителями и болельщиками конкурсной программы «Что за прелесть эти сказки!». Он направлен на привитие у детей интереса и любви к чтению книг, выявление их уровня начитанности, развитие у них кругозора. Ведущий спрашивает, кто из литературных героев «пережил множество опасных приключений в Голубой, Фиолетовой, Розовой и Жёлтой стране», «побывал в Королевстве кривых зеркал», «был обманут в Стране Дураков» и т.д. В данном конкурсе жюри отмечает самых активных зрителей.
После конкурса со зрителями жюри показывает рисунки участников команд, оценивая оригинальность в задании.
6 конкурс капитанов «Назови друга». Он направлен на выявление их уровня начитанности. В этом конкурсе участвуют капитаны, которые работают по карточкам самостоятельно. Им нужно написать каждому литературному герою пару: Буратино – Пьеро, Мальвина. Малыш – Карлсон и другие.
В то время, когда капитаны начинают самостоятельно работать по карточкам, ведущий вновь проводит конкурс со зрителями и болельщиками «Изобрази сказку». Он делит их на две группы и даёт задание: с помощью жестов и мимики изобразить эпизод любой сказки. Он направлен на выявление творческих, артистичных качеств у младших школьников. Зрители и болельщики, разбившись на группы, готовят эпизод сказки.
Капитаны сдают свои карточки жюри, которое позже оценивает правильность ответов.
7 конкурс «Потерянные вещи» учит родителей быть внимательными к своим детям, а детей – к своим родителям. Ведущий раскладывает вещи и даёт детям задание: узнать, какие из них принадлежат их родителям. Позже раскладываются вещи ребят и даётся задание родителям: узнать предметы своих детей. Данный конкурс проводится в игровой форме. Жюри оценивает правильность угадывания.
8 конкурс «Закаляки» носит практический характер, развивает творчество и воображение. Он сближает всех членов семьи, учит их договариваться, прислушиваться к мнению друг друга.
Ведущий раздаёт командам листы с изображением «закаляки» в виде линий, круга и других элементов:

и даёт задание: дорисовать то, что они увидят – сказочный персонаж, предмет…
В то время, когда команды дорисовывают «закаляку», выступают зрители и болельщики, показывая эпизод сказки с помощью жестов и мимики. Жюри оценивает самое точное и оригинальное изображение сказки.
Позже жюри показывает работы команд, подводит итог конкурса «Закаляки».
9 конкурс «Комплименты» формирует умение говорить приятное, развивает внимательность к своим близким. Ведущий предлагает разбиться на мужскую и женскую половины, даёт задание: произнести друг другу комплименты. Жюри оценивает их по количеству.
10 конкурс «Звёздный час» позволяет раскрыть способности членов семьи, учит прислушиваться друг к другу, формирует умение договариваться между собой.
Каждой команде ведущий раздаёт лист с текстом песни и даёт задание: под музыкальное сопровождение всем вместе исполнить её. Даются 3 минуты на подготовку к выступлению. Позже каждая команда выходит на сцену и по очереди под музыку исполняют песню. Жюри оценивает артистичность исполнения данного задания.
Ведущий делает вывод всему мероприятию:
- Так какой должна быть семья в вашем понимании? Что необходимо в семье ценить и беречь? На эти вопросы отвечают сначала дети, а потом взрослые.
Эти вопросы задаются с целью осмысления семейных ценностей.
IV. Подведение итогов. Награждение.
Данный этап направлен на выявление семьи-победителя в данной конкурсной программе. Жюри подводит итог всего мероприятия. Ценным призом награждаются победители и поощрительными призами – все участники конкурсной программы. Самым активным зрителям тоже вручаются подарки.
Ведущий отмечает в каждой семье сплочённость, внимательное отношение, умение договариваться, артистичность, творчество в заданиях, умение говорить и делать друг другу приятное.
V. Рефлексия
Все участники команд, зрители и болельщики делятся вслух своими впечатлениями, чувствами, которые они испытали во время конкурсной программы.
Далее ведущий предлагает всем «заселить дом своим настроением». На столе лежат изображения улыбок и тучек. Каждый из присутствующих на мероприятии выбирает нужное изображение и наклеивает его в нарисованный дом. Позже, благодаря этой рефлексии, можно проанализировать, насколько результативно прошло внеклассное мероприятие, достигнуты ли были его цели.
Литература:
Е.Н. Арсенина, Л.Б. Кислова. Внеклассные мероприятия в начальной школе «Учитель» - Волгоград, 2005
О. В. Узорова, Е.А. Нефедова. Тесты по литературному чтению. «АСТ. Астрель»- Москва, 2007
О. Д. Ушакова. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. «Литера»- Санкт-Петербург, 2009.