Доклад на тему: «Влияние досуговой деятельности на социализацию детей с нарушениями интеллекта»


Доклад на тему:
«Влияние досуговой деятельности на социализацию детей с нарушениями интеллекта»
Выполнила: Шишковская И.Н.
Воспитатель
ГБОУ СО «Школа – интернат
для обучающихся по адаптированным
общеобразовательным программам
р.п. Базарный Карабулак»
«Любая воспитательная работа, должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознает воспитательные функции, т.е. обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности и ученического коллектива».
Н.М.ТаланчукПроблемами умственной отсталости в отечественной дефектологии всегда уделяли большое внимание .Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что ее дальнейшая разработка служит основой совершенствования процесса воспитания учащихся в коррекционных школах. Большинство детей с нарушениями интеллекта в силу своих особенностей лишены многого, доступного обычным ребятам: возможности полноценного участия в общественной жизни, выбора деятельности в соответствии со своими склонностями, а иногда даже и нормального общения со сверстниками. Могучим стимулом для их творческого развития, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов и, главное, полноценной социализации в обществе является культурно-досуговая деятельность.
Еще одной проблемой социализации детей с нарушениями интеллекта является недостаточная их включенность в культурно-досуговую деятельность. В силу своих особенностей учащиеся коррекционных школ не способны к полноценному участию в общественных мероприятиях, занятиям в кружках, клубах, спортивных секциях. Это обусловлено недоразвитием внимания, наблюдательности, восприятия, представлений, проблемами с моторикой и всей двигательной сферой в целом, а главное, с активностью самих учащихся, вернее с ее отсутствием.
Совершенствование содержания форм и методов воспитательного процесса в школе, а также организация внеурочной и досуговой деятельности с обучающимися во многом зависит от профессионального мастерства педагогического коллектива, в том числе и от педагога-организатора..
Воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия воспитателя и педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности.
Главный аспект - готовность работать и добиваться результатов с любым контингентом учащихся: «слабыми, сложными, трудными»; к каждому искать и находить подход.
В своей работе по организации досуговой деятельности я стараюсь использовать различные способы действия с художественными материалами. Так, смешивание и разбрызгивание красок, размазывание по поверхности бумаги пластилина используется при работе с детьми с целью восстановления их психической чувствительности, пластические материалы подходят при работе с детьми, имеющие выраженную агрессию.
Дети рисуют, вырезают, делают различные поделки, тем самым развивается их моторика, воображение, мысль.
В процессе занятия хореографией дети овладевают танцевально-плясовыми движениями, знакомятся с различными видами танца: от русского народного до современного. Их движения становятся правильнее, выразительнее, улучшается речедвигательная координация.
На занятиях вокалом, пением стараюсь повысить уровень певческих навыков, способствовать развитию артикуляции, музыкальных способностей и музыкальной культуры. Участие в различного рода конкурсах повышает самооценку личности у детей, появляется заинтересованность.
Репетиции, подготовка к традиционным праздникам формирует у детей знания о традициях русского народа, обычаях, песнях и т.д. Воспитанник шаг за шагом получающий знания о русской народной культуре, постепенно осознаёт свою принадлежность к родному народу и начинает ощущать себя гражданином страны.
В процессе такой культурно-досуговой деятельности ребенок усваивает социальные нормы и культурные  ценности общества, образцы поведения, присущие данному обществу, приобретает социальные качества, и реализует собственную сущность посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.