Организация досуговой деятельности учащейся молодежи в учреждениях СПО


Пакалова Л.В., преподаватель ГБПОУ МО "Подольский колледж имени А.В. Никулина" СП2
Организация досуговой деятельности учащейся молодёжи в учреждениях среднего профессионального образования
Проблема досуга рассматривается в качестве одной из важных в процессе социализации человека, его трудовой занятости, организации свободного времени. Можно сказать, что это "болевая точка" культуры современной цивилизации, вызывающая интерес всего мирового сообщества, о чём свидетельствует многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов. Эта проблема является злободневной и для России. В сложный период стремительных социальных перемен общество всё больше озабочено экономическими, политическими, образовательными аспектами, в то время, как досуговая часть жизни молодёжи всё ещё недостаточно раскрыта, а её воспитательный потенциал не используется.
Важно подчеркнуть, что решение проблемы досуга молодёжи достаточно всесторонне исследуется как в нашей стране, так и за рубежом в контексте разных наук: философии, психологии, экономики, социологии, менеджмента, культурологии, социальной педагогики и педагогики, что подчёркивает его междисциплинарность. Так, в многосторонних исследованиях рассматривается целый ряд содержательных основ досуга применительно ко всему возрастному диапазону человека: детскому возрасту, представленных в работах С.Т. Шацкого, А.И. Шемшуриной и др.; подростковому, что отражено в работах Н.К. Крупской, А.М. Макаренко, О.М. Потаповской, В.А. Сухомлинского и др.; юношескому, отмеченных в работах В.Т. Лисовского, И.М. Ильинского и др. авторов, в том числе в различных условиях общественной организации досуга, рассматриваемых в работах А.Ю. Гончарука и др.; людям зрелого и старшего возраста (Э.В. Соколов и др.). Изучались и гендерные аспекты досуга (Е.А. Здравомыслова, А.И. Темкина и др.).
Существенно отметить, что вопросы организации досуга в образовательной системе разрабатывались в педагогике В.А. Караковским, В.А. Сухомлинским, С.Т. Шацким и другими исследователями в рамках конкретных педагогических систем. Проблема же его целенаправленной педагогической организации в учреждениях среднего профессионального образования на основе разных форм в разные периоды свободного времени учащеёся молодёжи ранее специально не исследовалась. Для такого рассмотрения существенно, что в процесс организации досуга рассматривается в широком контексте воспитания, что представлено в работах В.А. Караковского, В.Т. Лисовского, В.А. Сластенина и др., а также в системе дополнительного образования (В.А. Березина, Н.А. Морозова и др.). При этом отмечается, что воспитательная деятельность образовательного учреждения осуществляется во взаимодействии с такими социальными институтами, как семья, дополнительное образование, общественные объединения и т.д.
Проведённый анализ проблем досуга позволил на основе соотнесения понятий "свободное время" и "досуг" провести их разграничение, в контексте которого досуг выступает специфической частью свободного времени как субъективно оцениваемый человеком отрезок времени, принадлежащий ему и наполняющийся целенаправленной полезной деятельностью, что позволяет утверждать: досуг и свободное время не могут рассматриваться как синонимы. Свободное время является лишь условием, предпосылкой деятельности, а досуг реализует возможности свободного времени через включение в различные виды полезной деятельности, косвенным доказательством чего являются литературоведческие примеры. Так, в основу определения понятия "досуг" положено древне-русское слово "просугъ - возможность, способность". Первоначально "то, что достигнуто". Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела", что подчёркивает по определению деятельностный характер досуга.
С целью выявления отношения учащейся молодёжи учреждений среднего профессионального образования было проведено анкетирование с охватом в общей сложности более 500 респондентов и 30 педагогов. В результате чего выяснилось, что только половина респондентов (52%) специально досуг не выделяет, не различая понятий "досуг" и "свободное время". Это может свидетельствовать о том, что в своём сознании молодёжь не выделяет деятельностный характер досуга, соответственно не планирует и не организует своё свободное время, что подтверждают полученные данные. Так, выяснилось, что основные формы досуга, в которые включается учащаяся молодёжь - это дискотеки - (63,7%) и "тусовки" (61,2%). Такой выбор является следствием утрачивания общепринятых норм воспитания, в том числе в образовательной системе в переходный период последнего десятилетия в условиях отсутствия педагогического воздействия на учащуюся молодёжь. Тем не менее, 48% респондентов в досуге такие формы, как физическое совершенствование - 8,3%; возможность повысить свой культурный уровень - 6,3%; занятия любимым делом - 14,7%; дополнительное образование - 5,6%; освобождение от физических и психологических перегрузок - 5,5%; развитие способностей - 3,6% и т.д., что с одной стороны, может подчёркивать деятельностный характер досуга и соответственно разделение понятий "досуг" и "свободное время", с другой - необходимость педагогического воздействия его организации в учреждениях среднего профессионального образования.
Однако, как свидетельствует практика, выявленные предпочтения досуга учащейся молодёжи как правило не реализуется, или плохо организованны в рамках образовательного учреждения. Очевидно то, во что молодёжь преимущественно включена в досуге - это совсем не то, во что она хотела бы быть включена. Такая постановка является основой теоретической разработки и практического моделирования педагогической организации досуговой деятельности учащейся молодёжи в учреждениях среднего профессионального образования. Одним из существенных педагогических условий такого моделирования нами выделяется работа с педагогическими кадрами, в рамках которой предусмотрены следующие мероприятия:
повышение профессионального мастерства педагогических работников в области организации досуга учащейся молодёжи в учреждениях среднего профессионального образования;
организация занятий для начинающих кураторов в "Школе куратора", где рассматриваются проблемы совершенствования форм и методов организации воспитательной работы, в том числе организации досуга, изучаются социально-психологические особенности учащихся, методики проведения классных часов по проблеме, открытых мероприятий;
участие в научно-практических конференциях по проблемам педагогической организации досуга учащейся молодёжи;
организация курсов для педагогов-организаторов по воспитательной работе: "Организация профилактики злоупотребления психоактивными веществами подростками и молодёжью в образовательно-досуговой среде";
проведение пленарных заседаний, тренингов, "круглых столов", встреч, лекционных занятий и т.д., где ключевыми методами достижения поставленных целей стали диалоговые методы и методы интерактивного общения. Таким образом, внутренняя согласованность и логическая последовательность действий всех заинтересованных в полноценном досуге учащейся молодёжи усиливают педагогическую направленность досуговой деятельности и её организационные методы, соблюдение которой обеспечивает создание эффективной педагогической модели организации досуговой деятельности учащеёся молодёжи в учреждениях среднего профессионального образования.
Литература:
1. Березина В.А. Программа развития воспитания в современной России: основные направления. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России.-М.: Министерство образования РФ, 2002, =1\*Roman I часть. с.113-126.
2. Гончарук А.Ю. педагогические условия развития эстетического отношения школьника к действительности средствами зрелищных искусств: Автореф.дис..д-ра пед.наук.-М.:МГОПУ, 1998.
3. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России \\ Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. Сборник статей под ред. Здравомысловой Е., Темкиной А.-СПб.: Труды ЦНСИ, вып. 4, 1996, с.5-13.
4. Ильинский И.М. Наука и молодёжь: обновление исследовательских подходов \\Молодёжь-89. Общественное положение молодёжи и вопросы молодёжной политики в СССР.-М., 1989.
5. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!-М.: Новая школа, 1996.
6. Лисовский В.Т. Личностные достижения учащихся как критерии результативности деятельности воспитательных систем. Часть =1\*RomanI. - Оренбург: Оренбургский Областной Институт повышения квалификации работников образования, 2000, 94 с.
7. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. \ Пед. соч.: в 8 т.,Т. 1.-М., 1958.
8. Морозова Н.А. Дополнительное образование - многоуровневая система в непрерывном образовании России. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001, 277 с.
9. Потаповская О.М., Левчук Д.Г. Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи России: комплексное решение проблемы.-М.: Планета 2000, 2002. Вып. 1.
10. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы.- М.: Academia, 2002, 144 c.11. Сухомлинский В.А. О воспитании.-М.: Политиздат, 1975. (сост. С. Соловейчик).