Доклад Организация совместной работы детского сада и семьи по нравственному воспитанию дошкольников в досуговой деятельности


Организация совместной работы детского сада и семьи по нравственному воспитанию дошкольников в досуговой деятельности
(из опыта работы)
Некрасова Лариса Валентиновна
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории

Нравственность, согласно определению, данному в словаре Ефремова Т.Ф., внутренние – духовные и душевные качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе.
«Нрав» в толковом словаре Ушакова Д.Н.1. Характер, душевный уклад, совокупность психических свойств.  2. Обычаи, общераспространенные привычки, уклад общественной жизни.
Всё великое и большое начинается с малого. Любая  река берёт начало из  множества небольших ручейков,  среди  которых  обязательно  есть главный. Так же и человек рождается без знаний, получая их со временем из множества разных источников, главным из которых, несомненно, является семья. Ребенок считывает мотивы поведения для себя со своих родителей, как живут они, так будет жить и ребёнок. По мнению В. А. Сухомлинского «…человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека».
Все начинается с семьи…Призывный крик ребенка в колыбелиИ мудрой старости докучливые стрелы…Все начинается с семьи…Умение прощать и ненавидеть,Уменье сострадать и сложность жизни видеть…Все начинается с семьи…Перенести печаль и боль утрат,Опять вставать, идти и ошибаться.И так всю жизнь!Но только не сдаваться!Все начинается с семьи…
Малыш впервые открывает Родину в семье. Семья - это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке.
Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья.
Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу уделяется особое внимание, в связи со сложившимися реалиями. Об этом говорил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в "Послании Президента Федеральному Собранию".
Все эти три направления должны присутствовать в нашей педагогической деятельности каждый день.Большая роль в реализации этой области воспитания отводится совместной досуговой деятельности взрослых и детей, так как воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жёсткие рамки определённого времени. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребёнком, в результате и посредством которого формируется чувство любви, уважения, признания, долга. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к самым близким людям, тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. И замечательно, если погружаясь в мир прекрасного, ребёнок чувствует поддержку мамы или папы, гордится ими, чувствует себя нужным, важным членом семейной команды, а в дальнейшем значимой частицей общества.
На протяжении многих лет, наш детский сад, решает задачу по нравственному воспитанию дошкольников в тесном сотрудничестве с семьёй. Работа ведётся с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребёнка. Взаимодействие педагогов и родителей строится как совместная, взаимодополняющая деятельность, в которой каждый из субъектов взаимодействия в полной мере использует потенциал дошкольного учреждения и семьи для решения общей задачи.Содержательный досуг - мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры. Именно с культурой досуга теснейшим образом связана духовность человека, о чем в свое время писал великий русский педагог К.Д. Ушинский. Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него «портится голова, сердце, и нравственность».
"С чего начинается Родина?" Да, наверное, "с той песни, что пела нам мать…" «Музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил великий Аристотель.
Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному и патриотическому становлению человека, формированию его как личности. Музыкальное искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны человека - не только воображение и чувство, но и мысль и волю. Работа по направлению нравственно- патриотического воспитания ведётся последовательно (ступенчато) от более близкого (семья, детский сад, улица, город) к более сложному (Родина, страна). Система и последовательность работы представлена мною следующим образом: основные направления на развитие нравственно - патриотического воспитания у дошкольников я распределила по ступеням, каждая ступень имеет свою тему. Уже из общей темы вытекают формы проведения и формы взаимодействия детей с ближним социальным окружением. Только постепенное понимание и осмысление духовной красоты окружения может привести к осознанной нравственно сформированной личности.
Родина, страна.
«Народное наследие».
Улица, город.
«Край мой родной». Детский сад.
«Мой детский сад». Семья.
«Моя семья». Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники, более уверенны в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образования своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. Одной из эффективных форм взаимодействия детского сада и семьи в области нравственного воспитания является организация праздников и досугов: «День матери»,

«Папа, мама, я – дружная семья»


«Новый год», «В марте первого числа начинается весна», «Осенины», «Колядки», «Масленица», «С Днём рожденья, город мой любимый», «Праздник семьи»


Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ ведётся по следующим направлениям:
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
- совместное творчество родителей и детей (вокальные, танцевальные семейные дуэты; инсценирование)
Такая работа способствует обмену творческим опытом, единению родителей и детей, укрепляет связь детский сад – семья. 
Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. И в сборе материала к празднику обязательно участие родителей.
Использование в ходе фольклорных праздников народных игр с пением и движением, способствует развитию интереса к пению, памяти, чувства ритма, умения правильно передавать мелодию. В играх такого плана и дети, и взрослые учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное - через игру русская народная песня входит в быт семьи. В народных играх люди учатся общаться, знакомятся с народными традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.


Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема Защитников Отечества. В этом контексте раскрывается детям величие подвига советского солдата, знакомство их с песнями тех времен и о тех временах.
22 июня в детском саду проходит «ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ». На фоне классической музыки великих композиторов движется видеоряд моментов начала Великой отечественной войны, звучат голоса дикторов с тревожными нотками в голосе, воспоминания фронтовиков.



Большое внимание уделяется теме Великой Победы.


Совместное творчество детей и родителей способствовует развитию детских эмоций, вызывает чувство гордости за своих родителей. Заинтересованность родителей в участии в досуговой деятельности приносит свои положительные результаты: расширяется арсенал художественно-эстетических возможностей детей, возрастает уровень творческой активности, в позитивную сторону отмечаются изменения в познавательной сфере. Изменилась и позиция родителей: их потребительское отношение к деятельности детского сада, трансформировалось в более гибкую позицию; заинтересованное, активное участие в образовательном процессе ДОУ. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется умелыми действиями педагога, интуицией, его инициативой и терпением, умением стать профессиональным помощником семье.
В результате использования различных форм и методов общения с родителями, повысилась их психолого-педагогическая грамотность; культура межличностного взаимодействия детей и родителей.
Результатами нашей работы по организации совместных праздников с родителями стало и то, что наши дети стали активными участниками городских мероприятий, организуемых МБУ «Центр досуга г. Троицка», с которым мы сотрудничаем не один год. Это участие в мероприятиях, посвящённых Дню медицинского работника, Дню педагога

Юбилею ветеранского движения г. Троицка,
чествованию Почётного гражданинаг. Троицка, члену Союза художников России Левшича Н.С.,
Дню инвалидов
Дню пожилого человека,
Юбилею социальной защиты г. Троицка.
Всё это стало возможным только благодаря объединению сил родителей и ДОУ, дружеской поддержке и плодотворному сотрудничеству.
Взаимодействие родителей и педагогов детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети вырастут интересными людьми, заботливыми детьми, внимательными родителями, великодушными, добрыми, достойными гражданами своей страны, патриотами.
Литература:
1. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н.Ушакова. Т.1 : М.: Русские словари, 1994 
2. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный./ Под ред. Ефремова Т. Ф. – М.: Русский язык, 2000
3. Как научить детей любить Родину/ Сост. Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А.. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003.
4. Гладкова Ю.А.. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования. // Ребенок в детском саду. 2006.
5. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007
6. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2004.
7. Кленов Н.В. Культурно-досуговая сфера УДОД // Дополнительное образование и воспитание. 2008. №7. С. 12-18