Урок русского языка Правила переноса слов (2 класс)


Максимова Е.Д. – учитель начальных классов МБОУ Писеевская СОШ Алнашского района
Урок русского языка «Правила переноса слов» («Школа России» 2 класс)
Ход урока:
1 этап. Мотивационно-целевой этап (10мин)
Организационный момент. Настрой на урок.
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение и этот урок принесет вам радость познания.
Прозвенел звонок и смолк, Нам пора начать урок.
Постарайтесь все понять,
Чтобы грамотно писать.
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте?
Всё ль в порядке: книги, ручки и тетрадки?
Девиз нашего урока (хором) : хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать, творить!
Актуализация знаний (4 мин)
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»   
Массаж пальцев и кисти руки.
Раз, два, три, четыре, пять (смыкание пальцев обеих рук и выгибание «от  себя»)
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый первый,      (растирают  большой палец)
Самый длинный и  большой.
Этот пальчик для того,
чтоб показывать его.               (растирают указательный палец)
Этот пальчик самый длинный
и стоит он в середине.           (растирают средний палец)
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый.        (растирают средний палец)
А мизинчик хоть и мал,
Зато ловок и удал.                (растирают мизинец)
Минутка чистописания.
-. Открываем тетради, запишите число классная работа. Какую букву сегодня предлагаю на минутку чистописания? Проговорите эту букву.
- Охарактеризуйте этот звук (согласный, глухой, парный, может быть твердым и мягким)
- Запишем строчную букву т.
- В каких буквах встречаются элементы этой буквы? (п, г, р)
Орфографическая минутка.
Посмотрите на эти слова. Что вы заметили? (Пропущены буквы).
П_суда, т_традь, яг_да, р_бята, г_ра.
Запишите в тетради , поставьте ударение, разделите на слоги, подчеркните орфограмму. Найдите лишнее слово. (гора – проверяемая безударная гласная, остальные непроверяемые)
- Проверьте себя, оцените свою работу. Поставьте соответствующий знак. (! + - ) Постановка темы и целей урока (5 мин)
- Прочитайте выражение.
Всё тайное становится явным.- Как вы понимаете его смысл? ( Что бы мы ни скрывали, всё равно это становится известно)
- Какая тайна ждет на уроке, мы сегодня узнаем.
- Назовите односложное слово, почему? Двусложное, трехсложное.
- Что вы знаете про слоги? (Сколько гласных, столько и слогов)
- Для чего надо уметь делить слова на слоги? (Чтобы переносить слова)
-А что значит перенести?
-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.
-Какой знак нам нужен? (знак переноса - )Отгадайте, о ком идет речь:
- Я уроки посещаю
И всегда веду дневник.
Сам себя я называю
Школьник или... (ученик)
Введение темы урока.
-Помогите мне перенести слово «ученик». Результаты записывайте на листе.
-Посмотрим, что вы предлагаете ( у-ченик, уч-еник, уче-ник, учени-к)
Проблемная ситуация!
-Задание было одно? (да).
-А выполнили его как? (по-разному).Актуализация знаний.- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочешь?
Да, переносить слова надо по правилам. Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? Чему будем учиться?  ( Мы научимся переносить слова.)
IIΙ. Применение знаний. - Назовите тему нашего урока. Слайд- «Перенос слова». Будем учиться переносить слова с одной строки на другую.
- А для чего это нужно?
( Бывает так, что при записи слова на строке не хватает места, и тогда слово надо переносить. Делать это надо по правилу.)- По какому плану будем работать?
( Узнаем правило переноса, поупражняемся в переносе слов, будем учиться применять новое знание при письме предложений.)
Физкультминутка.
2 этап Ориентировочный (2 мин.)В русском языке много «тайн», в том числе и о случаях переноса. Поэтому выражение «Всё тайное становится явным» подходит к нашему уроку. Слайд
- Сегодня на уроке перед нами стоит задача - раскрыть «тайны» случаев переноса слов с одной строки на другую. Каждая тайна обозначена знаком вопроса. (На доске таблички с 5 вопросительными знаками)
- Одну из «тайн» вы уже знаете, я лишь напомню её. Поиграем.
- Я сейчас у вас спрошу: как слова переношу? Зима? (зи-ма),мороз (мо-роз) Коза? (ко- за) Комар? (ко-мар)
-Как же мы переносили слова? (по слогам) (Учитель открывает 1 правило под первым вопросительным знаком – «Слова переносятся по слогам»)
-Как вы думаете, достаточно ли этих знаний, чтобы переносить слова?
- Для решения этой проблемы выполним задания.
3 этап Поисково-исследовательский (10-12 мин)Сейчас вы будете работать в группахУ каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.А план работы такой.(слайд )      1. Прочитать слова     2. Обратить внимание на выделенные буквы3.    Поставить знак переноса4.    Сформулировать правило переноса слов.
Что   должно получиться у каждой группы в результате своей работы?Правило переноса слов.Сколько правил у нас получится?Сколько групп, столько и правил
 (Работа в группах. Проверка заданий)- К каким выводам вы пришли? Какие «тайны» вы открыли?Слушаем результаты работы групп.
Слушаем первую группу. СлайдПрочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.(Учитель открывает 2 правило под вторым вопросительным знаком – «Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву»)
Вы согласны с выводом группы?
Оцените свою работу в группе.
Слушаем вторую группу. СлайдПрочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.(Учитель открывает 3 правило  под третьим вопросительным знаком – «Буквы ъ, ь, не переносятся на следующую строкуВы согласны с выводом группы?
Слушаем третью  группу. Слайд Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? ( 4 правило  под четвёртым вопросительным знаком – «Буква й не переносится на следующую строку»)Вы согласны с выводом группы?
Слушаем четвёртую группу. Слайд Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.На что вы обратили внимание и какой сделали вывод (5 правило  под 5 вопросительным знаком – «Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом»Вы согласны с выводом группы?- Сколько правил мы открыли?- Проговорим их ещё раз.Этих правил только пять,Кто их знает – тому «пять».   Физкультминутка – игра.
- Я называю слова. Если слово можно перенести – наклон вперед, если нельзя перенести – наклоны головы в сторону. Не торопитесь. (Лось, бусы, яма, котик, сани, рак, малина, Оля, сок, кукла) Молодцы!4 этап. Практический (13-15 мин.)
Послушайте стихотворение. За что же второклассник получил « два»?Мы изучали перенос,Вот как слова я перенёс:Едва я перенёс: е-два,И получил за это «два».Укол я перенёс: у-кол,И получил за это «кол».Опять я перенёс: о-пять.Теперь, наверно, будет «пять»?
- Как вы думаете, получит ли этот ученик пять? Почему? Исправьте его. Какое слово можно перенести, а какие нет.? Надеюсь, вы не будете повторять его ошибок.
Чтобы мы таких ошибок не допускали выполним задание из учебника.
- Откройте учебники на странице 71. Работа по учебнику упр. 108. Выписываем слова в два столбика. 1 столбик слова, которые можно переносить, 2 столбик – слова, которые нельзя переносить.
Поменяйтесь тетрадями, взаимопроверка. Оцените работу светофорчиками. Молодцы.
- У вас на партах у каждого есть слова. Внимательно прочитайте слова, вспомните правила переноса и прикрепите вашу карточку к нужному правилу.
Каждый читает, проговаривает правило, прикрепляет.
5 этап Рефлексивно-оценочный (2- 3 мин)
- Какие тайны сегодня узнали на уроке?
Продолжите высказывания:
Я сегодня узнал…
Мне было интересно…
Я понял…
Оцените себя, своё настроение, прикрепите смайлы.
Домашнее задание стр. 72 упр 111, 112
Стр. 73, упр.112