Урок русского языка «Слова с удвоенными согласными. Правила переноса слов с удвоенными согласными».


Тема : «Слова с удвоенными согласными. Правила переноса слов с удвоенными согласными».
Цель урока. Продолжать работу над запоминанием слов с удвоенными согласными; научить правильно переносить эти слова.
Оборудование. Стенд «Город слов», телеграмма, карточки для каждого ученика.
Ход урока.
Организационный момент.
Чистописание
Ребята, отгадайте загадку:
Сестра к брату идёт в гости, а он от неё прячется (Это солнце и месяц)
Начинается минутка чистописания
со ся солнце месяц
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в старинный город слов и побываем в замке Эль – эль. В нём живут очень дружные жители (выставляется стенд ). Вы, догадались кто живёт в этом замке?
( В замке живут слова с удвоенными согласными)
Молодцы, правильно в этом замке живут слова с удвоенными согласными. А кто из вас может назвать слова с удвоенными согласными, которые вы, помните знаете, как правильно их писать?
Дети записывают на доске : класс, суббота, группа, Анна.
Молодцы, правильно!
Я понимаю, что вам хочется узнать, кто ещё живёт в замке Эль – Эль? Это вы узнаете позже. Скажу вам только одно, что все жители замка любят путешествовать, и поэтому они прислали вам телеграмму, в которой просят вас составить, написать и озаглавить рассказ.
Творческая работа
Телеграмма
в, воскресенье, ребят, поехала, группа, за, город
кассе, они, билеты, купили
перрону, подошёл, к, поезд
быстро, вагоны, пассажиры, вошли, в смотреть, окна, из, вагона, приятно
Как озаглавим рассказ?
Дети. Путешествие!
Поездка.
За городом
Дети составляют рассказ. Один из учеников читает свой рассказ.
Спрашиваю детей Какие слова встретились в рассказе по теме?
Группа, касса, перрон, пассажиры
Разберём первое предложение по членам и частям речи.

На доске:
пр. сущ. сущ. сущ. гл. пр. сущ.
В воскресенье группа ребят поехала за городом.
Грамматическая основа предложения –
Группа поехала
группа (кого?) ребят
поехала (куда?) за город
поехала (когда?) в воскресенье
Физкультминутка
Раз присели! Два привстали.
Чтоб задержки никакой!
Три нагнулись и достали
До носка одной рукой.
А теперь вернёмся к замку Эль – Эль. Все его жители были дружны, но однажды всё-таки поссорились. Буквы-близнецы разошлись. Как вы, думаете, почему?
Они не хотели жить друг с другом.
Но и ссориться буквам не хотелось и они решили. Прочтите, что они решили
На доске плакат
Эти буквы-близнецы
Удалые молодцы,
Ты одной закончи строчку,
А с другой её начни!

Вот так: Жуж- жат, ал – лея, Одес - са
А теперь откройте учебники и прочитайте правило о переносе слов с удвоенными согласными.
Дети повторяют правило и приводят примеры слов с удвоенными согласными и объясняют, как они перенесут слова.
А теперь поиграем. Найдите в словах корни в словах:
Классная, рассказ, осенний
Дети отвечают. Слово: классная – имя прилагательное, окончание ая, основа – классн, Значит, корень слова класс, суффикс- н.
- Рассказ – имя существительное, окончание нулевое, основа слова – рассказ, значит корень сказ, приставка рас.
- Осенний имя прилагательное, окончание ий, основа слова осенн, значит, корень слова – осен, суффикс – н.
Молодцы, ребята, с заданием справились.
А теперь посмотрите на доску и прочитайте, как кого зовут?

Ге адий, Аа, Иа
Анна, Алла, Геннадий, Инна.
Итог урока:
Ребята, какие буквы – близнецы живут в замке Эль – Эль?
Дети отвечают, что в замке живут буквы - близнецы
Бб, жж , кк, лл, мм, нн, пп, сс.
Давайте проверим правильно ли мы назвали жителей замка.
Прочитайте на доске:
Элла, Нанна,ванна, класс,
Ссора, теннис и рассказ,
Пассажир, шоссе, программа,
Группа, касса, телеграмма.
Домашнее задание
Каждый ученик получает карточку
черточка обозначает слог
‘ - знак ударения
‘ , ' , ' , ,
‘ и рассказ,
‘ , ‘ , ‘ , тонна,
' , ‘ , ‘ .
Слова: Эмма, телеграмма, Инна, Алла, класс, касса, русский, группа, тонна, пассажир, колонна, шоссе.Вы получили карточки, расставьте в них слова так, чтобы была рифма и чувствовался ритм – как в стихотворении. Правильно разделите эти слова для переноса.
Ответ:
Эм -ма, Ин - на, Ан - на, класс,
Те – ле – грамм - ма и рас - сказ,
Рус - ский, касс - са, груп - па, тон - на,
Пас – са - жир, шос - се, ко – лон – на.