Социально-психологическое сопровождение одаренных детей. (Из опыта работы педагога-психолога Яковенко С.В.)


Социально-психологическое сопровождение
одаренных детей.
Одарённость имеет различные формы и сроки проявления, а условия пребывания такого ребёнка могут или способствовать дальнейшему развитию, или его тормозить. Продолжительные наблюдения за развитием одаренных детей показывают, что если они из благополучных семей, где серьезно занимаются воспитанием и развитием, то у них редко возникают проблемы в индивидуально-личностном развитии и общении. Такие дети значительно опережают своих сверстников в развитии, у них выражена успешность в деятельности. Учащиеся, которые не получили должного развития и воспитания, нередко испытывают различного рода осложнения в жизни. К сожалению, массовая практика дошкольного и школьного образования не всегда может обеспечить соответствующие условия. В результате ребенок с раннего возраста не только не получает развития, но, наоборот, претерпевает разрушающее воздействие. В дальнейшем эти дети по многим причинам не могут ужиться в коллективе сверстников, нередко с первых классов у них развивается неприязнь к школе от того, что учебная программа для них скучна, неинтересна и не соответствует их способностям, им сложно подчиняться стандартам и достигать завышенных целей, которые сами для себя ставят. Одаренный ребёнок – это неординарность, непохожесть на основную массу сверстников. Это делает его «белой вороной» и особенно тяжело переживается в подростковом возрасте, когда велика потребность в идентификации. Подростки ранимы, восприимчивы, сверхчувствительны и нетерпимы.
Социально-психологическая служба гимназии считает, что указанная проблема разрешима путём:
наиболее раннего выявления одарённости;
создания оптимальных условий для развития;
социальной адаптации ребёнка.
Во избежание вышеобозначенных проблем, необходимо психологическое сопровождение способных учащихся, которое предусматривает решение ряда основных задач:
Разработка системы диагностики детской одаренности, т.е. определение критериев одарённости, периодичности диагностирования и диагностических методик.
Продумывание схемы работы с учащимися летней школы «Эрудит».
Создание спецкурсов или тренингов «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей», «Социальная адаптация и личностный рост».
Оказание консультативной помощи учащимся, их родителям и педагогам.
Отслеживание дальнейшего развития и продвижения учащихся, особо приближенных к одаренности.
Практическая деятельность:
Опыт работы подсказывает формулу определения одаренности:
креативность + интеллект + мотивированность + результаты деятельности (достижения). Это основные критерии, однако составляющих одаренности гораздо больше.

Следуя данной формуле, в гимназии с 1999-2000 учебного года проводили исследования детской одаренности. Ежегодно выявлялись учащиеся, у которых все составляющие были представлены на высоком уровне, что свидетельствует об их одаренности или максимальной приближенности к ней.
Подобран диагностический материал для изучения интеллектуального развития и креативности.
Создана схема работы с учащимися летней школы «Эрудит»:
1 год (6 кл.) – курс «Развитие познавательных и интеллектуальных
способностей»
2 год (7 кл.) – курс «Социальная адаптация и личностный рост»
3 год (8 кл.) – тренинг «Личностный рост».
Подобраны тренинги и созданы спецкурсы.
В течение всего года оказывается консультативная помощь учащимся, их родителям и педагогам в случае обращения или по необходимости.
Отслеживается дальнейшее развитие и продвижение учащихся максимально приближённых к одарённости.
Для родителей организованы:
Беседы с целью ознакомления с результатами диагностического обследования и с особенностями благотворного взаимодействия с детьми и создания оптимальных условий для их успешной социальной адаптации и дальнейшего развития.
Беседы по ознакомлению с развивающими упражнениями и особенностями проведения развивающих занятий в домашних условиях.
Создаётся банк данных о творческих способностях учащихся, степени их одарённости на основе психолого-педагогической диагностики.
Подготовлена памятка по эффективному взаимодействию с одаренными детьми их родителей и педагогов.
Яковенко С.В., руководитель
социально-психологической
службы гимназии № 25
Одаренный ребёнок – это неординарность, непохожесть на основную массу сверстников. Это делает его «белой вороной» и особенно тяжело переживается в подростковом возрасте, когда велика потребность в идентификации. Подростки ранимы, восприимчивы, сверхчувствительны и нетерпимы. А одаренные подростки бывают иногда ещё более уязвимы. Как организовать их психологическое сопровождение, в нужный момент не оставить без поддержки…? Нередко вопросов возникает много и не всегда мы находим на них ответы. Предлагаю свою апробированную систему работы с высокомотивированными учащимися.