Методическая разработка Совместной образовательной деятельности с детьми старшего (подготовительной группа) возраста Тема: «Богатыри — Защитники Отечества»


Занятие по ФЭМП по теме «Богатыри - Защитники Отечества»
Цель: Упражнять в измерении длины разными мерками;
решать простые арифметические задачи в пределах 10 на наглядной основе;
учить выполнять задания по словесной инструкции…
Ход:
Ребята, какой сегодня день недели? А какое число? А какой был недавно праздник? Правильно, День защитника Отечества. А кто такие защитники? Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки – защитники земли Русской? (Богатыри.)
Кто такие богатыри? (Силачи, воины, борцы.)
А какие они были? Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.
А откуда вы знаете о богатырях? (Из былин, русских народных сказок)
Найдите русских богатырей на экране.
Что это? Какое - то видеописьмо. Это же богатыри, они что о говорят…(слайд)
Здравствуйте ребята? Узнали нас, богатырей? У нас тут спор произошел. Алеша Попович говорит, что меч его самый длинный, а значит и самый сильный, он конечно самый молодой богатырь, но мы с Никитой не согласны, наши мечи не хуже его. Рассудите нас, измерьте наши мечи, только по нашим меркам, по старинным…
Интересно, о каких старинных мерках говорят богатыри?.
А чем можно измерить длину? (высказывания ребят). А если у нас нет ничего под рукой, чем бы мы могли измерить длину. Оказывается в те далекие времена, мерки были совсем другие.
С глубокой древности наши предки измеряли расстояние собой, своим телом. Это и удобно, и руки с ногами всегда при тебе, их нельзя "забыть дома". Древнерусские меры длины включала в себя следующие меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
2 (слайд) Илья Муромец : Мой меч равен трем локтям, значит он самый длинный. Локоть — единица измерения длины, соответствующая расстоянию от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца руки. (слайд с картинкой как измерялся локоть..)
3(Слайд)Никита Добрыня: Мой меч равен 4 пяди, он самый длинный. Пядь — древнерусская мера длины, равная расстоянию между концами растянутых пальцев руки — большого и указательного. (слайд с картинкой)
4 (слайд) Алеша Попович: Мой меч равен 20 вершкам – мой меч самый длинный.. Вершок - старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего). (слайд с картинкой)
Так как у нас три меча, нам нужно разделиться на три группы, но чтобы количество человек было одинаковое.
1 группа измеряет меч Ильи Муромца – ваша мерка – локоть.
2 группа измеряет меч Никиты Добрыни – ваша мерка – пядь.
3 группа измеряет меч Алеши поповича – ваша мерка – вершок.
Давайте вспомним правила измерения. Мерку (локоть, пядь, вершок) положить на меч, с края отметить ее конец карандашом, выставить на память фишку, после этого перенести мерку дальше и продолжить измерение.
После окончания измерения выкладываем цифры напротив соответствующей картинки – богатыря…
Давайте отметим, как вы считаете какая мерка самая маленькая – вершок, а самая большая – локоть…(работа в группах).
А как можно еще проверить длину, можно приложить мечи друг к другу…
- Ребята, значит мечи наших богатырей одинаковые по длине, а почему же они решили, что они разные ( разное число получилось). Какой вывод можно сделать – чем меньше мерка, тем больше число, и наоборот, чем больше мерка, тем меньше число.
- Ребята, скажите, как вы думаете. А как можно измерить длину нашей группы? И чтобы было быстрее.. Можно измерить своим шагом , давайте каждый из вас измерит своим шагом, считайте..А почему у всех разное количество шагов, потому что у кого то шаг больше(длиннее), у кого то шаг меньше(короче), а мы с вами знаем, что чем меньше мерка, тем больше количество, и наоборот, чем больше мерка, тем меньше количество.
Ну вот мы справились с таким сложным заданием , давайте дальше посмотрим на наш экран.
5 (Слайд) Илья: Спасибо вам ребята, за вашу помощь, ведь мы чуть не поссорились. Хотели бы еще помощи у вас попросить..Нечисть всякая нам козни строит..Шамаханская царица кольчуги наши заколдовала, чары упадут, если кольчуги из геометрических фигур будут. Помогите нам, выложите кольчуги из геометрических фигур, но только разные для каждого… (танграм , …)
- А как мы можем сохранить наши работы? (сфотографируем)
6 (слайд) Добрыня: Вот спасибо Вам, ребята за помощь вашу братскую! Мы еще помощи просим, соловей разбойник так просвистел, что не только оглушил Алешу, но и память его стер , забыл наш Алеша - как зовут коня его верного, - как подругу его зовут, - как зовут коня подруги его.
7 (слайд)Добрыня: Ай – да молодцы! И с этим вы справились. А задачи решать умеете?
1. Царь дал за Тугарина змея 9 мешков золота Алеше. Алеша смог унести только 6 мешков. Сколько мешков еще осталось ему унести? Найдите правильный ответ и обведите его.
2.Для восстановления своей силы Тугарину Змею необходимо выпить 10 ведер воды. Он выпил 8 ведер воды, сколько еще ведер надо ему выпить? Запишите решение задачи в пустые квадраты.
8 (слайд) Алеша: Спасибо вам ребята, за внимательность, сообразительность вашу! Про вас можно сказать «Семи пядей во лбу».
Ребята, а кто - то знает, что означает эта поговорка? Спросим у гостей? Оказывается, в старые времена так называли самых умных людей.
9 (слайд) Алеша: А сейчас мы хотели бы с вами поразмяться немного, чтобы были еще и крепкими и сильными! (физпауза – мультимедийная)