Библиотечный урок. Сказки о животных. Рубрика «Книжная полная»


Тема: Библиотечный урок. Сказки о животных. Рубрика «Книжная полная»
Цель урока: формировать умения выбирать книгу по заданной теме, ориентироваться в книге по оглавлению, систематизировать знания по теме «Сказки о животных».
Задачи:
Научить узнавать особенности народной сказки; оценивать литературного героя произведения по его поступкам; обобщать и классифицировать материал по теме «Сказки о животных».
Воспитывать интерес к содержанию сказок, развивать умение сопоставлять свои поступки, с поступками героев литературных произведений.
Развивать самостоятельность, чувство сопричастности к Родине, навыки сотрудничества.
Этапы урока Содержание урока
1. Орг. момент Слайд 1
- В класс пришли вы все учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно, слушайте внимательно.
2. Определение темы урока - Перед вами карточки жёлтого цвета. Прочитайте слова (рассказ, повесть, роман, басня, стихотворение, мифы, былины, сказка). Что же обозначают эти слова? С какими видами художественных произведений вы уже знакомы? Что читали?
- А вот о каком литературном жанре у нас сегодня пойдет речь на уроке, вы угадаете, прослушав музыкальный отрывок (детская песня «В гостях у сказки»).
- К какому жанру подходит данный музыкальный отрывок?
- Значит, о чем мы сегодня будем говорить?
Слайд 1,1
- Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – страна сказок. И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы - самые высокие, терема расписные, птицы самые звонкие, а животные такие необычные!
Слайд 2
Предлагаю вам отправиться в путь – дороженьку. А царство это находится ….. на зеленых холмах, средь лугов и дубрав. На радость всем красуется, Сказкоградом именуется.
3. Актуализация знаний и умений 1) – Почетным жителем Сказкограда, конечно же, является сказка! Кто даст определение, что такое сказка? (произведение о вымышленных событиях)
- Проверим себя по толковому словарю. Работа с толковым словарем.
- Работа со схемой. Запись слова: сказка.
- В Сказкограде живет много бабушек. Как вы думаете, почему? А давайте-ка сейчас мы заглянем к одной такой бабушке.
Слайд 3
2) Сценка. Бабушка с внуками.
Бабушка. - Все дела переделала, теперь можно и отдохнуть. (Садится и вяжет.)
Внучка. - Бабушка, расскажи нам сказку.
Бабушка. - А какую хотите сказку, внучата?
Внучка. - А разве сказки бывают разные?
Бабушка - Есть сказки волшебные. Они все могут. Превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец. Превратить лягушку в царевну, молодца в комара.
Внучка. - А есть еще сказки про зверей.
Бабушка - Правильно. Но в них нет волшебных превращений.
Внучка. - Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой.
Бабушка. - А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки.
Внучка. - Бабушка, а почему А.С. Пушкин говорит: ”Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок?”
Бабушка. - Сказка – ложь оказывается самой прекрасной правдой. Она учит нас добру и справедливости. Учит противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Учит понимать чужую беду.
Внучка. – Я поняла, сказки учат нас быть добрее.
Внук - Сказки гуляют по свету, ночь, запрягая в карету.
Сказки живут на полянах, бродят на зорьке в туманах.
Внучка. - Мир, озарив чудесами, сказки летят над лесами,
На подоконник садятся, в окна, как в речки, глядятся.
Внук - Сказки со мною повсюду, их никогда не забуду.
Пусть Зло на проделки хитро, но все ж побеждает Добро!
3) - О чем же рассказала нам бабушка? Какие бывают сказки?
- Работа со схемой. Типы сказок (по содержанию: волшебные, бытовые, сказки о животных).
- На какие еще 2 группы можно разделить сказки? Сказки могут быть … какими? Схема. Народные и авторские.
4) – Где могут жить сказки?
Слайд 4
У кого из вас есть дома своя собственная библиотека? Какие книги живут у вас?
- У нашей дорогой бабушки тоже есть своя собственная библиотека. Она предлагает выбрать любую понравившуюся вам книгу.
- Рассмотрите свою книгу. Если в вашей книге много произведений, то где можно посмотреть название сказок? Назовите авторские сказки. Народные. Молодцы!
4. Открытие новых знаний.
1) - Подумайте и скажите, какие сказки, по вашему мнению, самые древние: волшебные, сказки о животных или бытовые?
Слайд 5
В глубокой древности человек не отделял себя от окружающей природы. Солнце, луна, деревья, птицы, звери – все они были для него живыми существами. Значит, они могли разговаривать, двигаться, приносить пользу или вред. Сказки о животных отличаются тем, что в них звери и птицы говорят и действуют, как люди. Более того, часто под образами животных подразумеваются люди. Кот, петух, лиса, волк, медведь и многие другие герои сказок раскрывают нам понятия добра и зла, рассказывают об уме и глупости, о смелости и трусости. Согласны?
- Скорее всего, сказки о животных самые древние.
Слайд 6
2) - Представьте себе далёкое-далёкое прошлое, когда не было ни письменности, ни книг, ни школ. Какое значение для человека имела тогда сказка? (знакомила с окружающим миром, событиями, воспитывала, обучала)
Слайд 7
- Сейчас мы многое знаем об окружающем нас мире, т. к. живём в век информации, можем почерпнуть ее из разных источников. Как вы думаете, из каких?
- Нужно ли нам читать сказки о животных?
- На какой вопрос мы должны ответить к концу урока?
3) – Мы с вами определили, что первыми в Сказкограде поселились сказки о животных. Но поселились они на разных улицах. На 1 улице поселились: (Сказки о животных делят на пять групп – схема на доске):
1 улица: - сказки о диких зверях; "Лиса и волк"
2 улица: - о диких зверях и домашних животных; "Волк и семеро козлят"
3 улица: - о домашних животных; "Собака и кот"
4 улица: - о человеке и животных; "Мужик и медведь"
5 улица: - о птицах или рыбах. "Журавль и цапля"
- Приведите примеры сказок для каждой группы.
Слайд 8
- Физминутка:
- Герой р. н. сказки журавль очень скучал и решил присоединиться к нашему уроку. Приготовил для вас загадку:
Большая птица - мороза не боится.
С крыльями, а не летает - ловко прыгает, ныряет.
Танец пингвинят.
5.
В группах 4) – Пингвиненок живет в холодных краях, никогда не видел наш терем-теремок. Давайте мы его в наш теремочек пригласим.
- “Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок – не высок. Кто-кто в теремочке живет?” А теремок у нас особенный, мы заселим его героями из сказок.
а)- Подумайте и напишите на стикерах главных героев, которые часто встречаются в сказках о животных.
- Команды по очереди называют главных героев. Если какого-то героя не написали, дописывают.
- На стикерах другого цвета напишите качества характера героев сказок, соедините их с карточками, на которых записаны герои сказок.
- На какие 2 группы вы бы разделили этих героев?
- Объясните, почему так разделили?
- С кем из них вы бы хотели дружить, а с кем – нет?
- На кого бы вам хотелось быть похожими?
6. Цифровая лаборатория «Архимед». Практикум. Исследование реакции человека при встрече с героями сказок.
- выводы: - если нам сказочный герой приятен, наш организм реагирует положительно. Это благотворно влияет на наше здоровье.
Если неприятен – мы чувствуем дискомфорт. Это может ухудшить наше состояние.
- А чтобы с нами хотели дружить, какими нам надо быть?7. - Герои сказок имеют свои характеры, на кого–то нам хочется быть похожими, на кого-то нет. Так чему же нас учит сказка?
- Сказка – это маленькая модель мира, мы многому учимся у героев сказок.
- Сказка нужна всем — и большим, и маленьким. Сказкой можно вылечить, успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, «измерить» самочувствие.
- Читайте сказки и будьте здоровы!
Сказки о животных – один из способов познания детьми этических норм.