Литературная композиция Священная война


Литературно-художественная композиция, посвященная празднованию Дня Победы
Звучит песня «Священная война» на стихи В.Лебедева-Кумача
Ведущий 1: Знаете ли вы, что за песня прозвучала сейчас? («Священная война»)
Что вы знаете об истории создания этой песни? («Священная война» появилась в первые дни войны и стала настоящим гимном)
Какие чувства выражает этот гимн? (Тревогу, предчувствие невыносимых тягот, с которыми придется столкнуться, призыв к борьбе за свободу и независимость, пусть даже и ценой собственной жизни)
Действительно, вы абсолютно правы. «Священная война» выразила чувства миллионов советских граждан. Но прежде, чем появилась песня, были написаны стихи.
Ведущий 2: В.Лебедев-Кумач стал одним из многих советских поэтов, откликнувшихся
на трагические события 1941 года. Сегодня мы перевернем страницу
истории и поговорим о тех, кто своим творчеством поддерживал мужество и
решимость советского солдата – о поэтах военного времени.
Ведущий 1: Именно поэзия выразила потребность человека в правде, без которой
невозможно чувство ответственности за свою страну. В годы ВеликойОтечественной войны стихи и песни были как глоток воды для бойца,
Как письмо из дома. Поэтому на привалах, в промежутках между боями
Присаживались бойцы у костра и запевали.
Ведущий 2: В первый же день войны поэты Москвы собрались на митинг. А.Фадеев
заявил: «Писатели Советской страны знают свое место в решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут
сражаться пером».
Ведущий 1: Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Поэты, прозаики,
драматурги помогли своим мужеством, героическим словом укрепить
стремление народа к победе. В качестве бойцов, корреспондентов на войну
ушло около 1000 писателей и поэтов.
Ведущий 2: Поэзия военных лет сыграла огромную роль в жизни народа. Она укрепляла
веру в победу, давала силы перенести суровые испытания, помогала всем
людям жить. Немало поэтов этого поколения погибло, не дописав своих
последних строчек.
Ведущий 1: Алексей Лебедев погиб в 1941 году при выполнении боевого задания.
Юрий Инге погиб в 1942 году на корабле, торпедированном фашистами.
Борис Богатков погиб в 1943 году, песней поднимая в атаку свой взвод.
Борис Котов погиб в 1943 году при форсировании Днепра.
Ведущий 2: Писатели и поэты разных национальностей объединились в единомстремлении освободить родную страну от фашистских захватчиков. Плечом
к плечу сражались бойцы разных национальностей: татары, армяне,
украинцы, белорусы, русские. Все они проявили чувство патриотизма и
любви к своей единой Родине. Один из таких поэтов – Муса Джалиль.
Звучит доклад по биографии М.Джалиля.
Студент читает наизусть стихотворение «Варварство».
Ведущий 1: Трагически сложилась и судьба другого известного поэта – Эдуарда
Асадова.
Звучит доклад по биографии Э.Асадова.
Студент читает наизусть стихотворение «Письмо с фронта».
Ведущий 2: Известный советский поэт Расул Гамзатов не принимал участие в военных
действиях, но трагические события тех лет коснулись и его семьи: двое
старших братьев поэта не вернулись с фронта. В стихах Гамзатова о войне
звучит призыв к борьбе. Одно из стихотворений стало знаменитой песней.
Звучит песня «Журавли».
Ведущий 2: Кого поэт сравнивает с белыми журавлями, летящими в небе? (Павших навойне однополчан)
Почему Гамзатов выбирает для сравнения такой светлый образ? (Бойцыпогибли, защищая свою Родину. Они боролись за мир на своей земле и вовсем мире. Поэтому их смерть – это святая жертва).Ведущий 1: У войны не женское лицо. Издавна с образом женщины связано тепло
домашнего очага. Женские руки пекли хлеб, качали младенца, растили
цветы. Теперь же эти заботливые руки перевязывали раны, делали снаряды.
Женщины вместо лошади впрягались в плуг. Они отказывались от пищи,
чтобы у солдат, воюющих на линии фронта были силы в бою.
Ведущий 2: Женщины-поэты также внесли свой вклад в победу. Мы уже говорили о
судьбах некоторых из них. Анна Ахматова, оказавшись в тылу в результате
тяжелой болезни, поддерживала воинский дух бойцов своими стихами:
«Мужество», «Клятва», «Победа». Она призывает защитить родную речь,
сохранить русское слово, без которого невозможно самоопределение
русского человека.
Ведущий 1: Через всю войну прошла санитаркой поэтесса Юлия Друнина.
Звучит доклад по биографии Ю.Друниной.
Студент читает наизусть стихотворение «Зинка».
Ведущий 2: Настоящим символом, голосом блокадного Ленинграда стала поэтесса Ольга
Берггольц.
Звучит доклад о блокадном Ленинграде и биографии О.Берггольц.
Студент читает наизусть стихотворение «Пусть голосуют дети».
Ведущий 1: Война была тем миром, где нельзя было солгать, скрыть или лицемерить.
Стихи, написанные поэтами на фронте, были честным, взволнованным
откликом на события каждого дня войны.
Ведущий 2: Стихи военных лет – это, прежде всего, человеческие документы,
художественные свидетельства грозной эпохи. В стихах отражалось все так,
как было увидено, перечувствовано, без всяких прикрас и умалчиваний.
Ведущий 1: Стихи писались не для публикаций, а, прежде всего, для себя, для друзей, и
поэтому не могут вызвать ни малейшего сомнения в искренности. Их
подсказала жизнь, борьба, совесть.
Ведущий 2: Через всю войну прошел талантливый поэт и человек необыкновеннойсудьбы Григорий Поженян.
Звучит доклад по биографии Г.Поженяна.
Студент читает наизусть стихотворение «Юность моя».
Ведущий 1: В феврале 1942 года было опубликовано стихотворение Константина
Симонова «Жди меня». Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя
в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам, его
находили в нагрудных карманах раненых и убитых бойцов.
Ведущий 2: В истории русской поэзии трудно найти стихотворение, которое бы имело
такое же широкое звучание в народе. Оно сделало всемирно известным
офицера Советской Армии, русского поэта Константина Симонова.
Звучит доклад по биографии К.Симонова.
Студент читает наизусть стихотворение «Жди меня».
Ведущий 1: «Соловьиным чудом России» называют Михаила Исаковского. Он написал
немало стихотворений и поэм, но всенародную любовь обрел как поэт
песенник.
Звучит доклад по биографии М.Исаковского.
Студент читает наизусть стихотворение «Вечная слава».
Ведущий 2: Все слова и стихи, которые прозвучали сегодня, посвящены памяти героев
войны. Без их мужества и решимости было бы невозможно мирное и
счастливое сегодня.
Ведущий 1: Наша память о ветеранах – это уважение к героическому прошлому и залог
счастливого будущего. Говорят, что когда забывается война, то начинается
новая. Сохраним же в наших сердцах трепет и уважение к героям ВеликойОтечественной войны.
Ведущий 2: Помните –
через века,
через года.
Помните о тех,
Кто уже не придёт никогда,
Пожалуйста,
Помните…
Ведущий 1: Помните!
Через века, через года, – помните!
О тех, кто уже не придёт никогда – помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Ведущий 2: Люди!
Покуда сердца стучатся, - помните
Какою ценой завоёвано счастье – пожалуйста, помните!
Ведущий 1: Четыре огненных года прошагали наши войны дорогами войны, приближая
победный час. И он пришел, долгожданный День Победы – 9 Мая 1945 года.
Звучит песня «День Победы»