«Уроки сказки» в детском саду как способ формирования эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста

«Уроки сказки» в детском саду как способ формирования эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста

На каждой возрастной ступени развития ребёнка складывается определённый психофизиологический уровень, от которого во многом зависят результат развития, структура и функциональные возможности будущей личности. До поступления в школу ребёнок интенсивно усваивает представления об общественно важных нормах, целях, идеалах. Вместе с тем, он приобретает собственный эмоциональный опыт в общении с другими людьми и вырабатывает определённое отношение к самому себе. Знания и представления о нормах поведения, дополнительные эмоциональным отношением к этим нормам, превращаются в убеждения и становятся внутренними побудителями детской деятельности и поведения. Один из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного развития ребёнка лежит через художественную литературу, и особенно сказку.
Сказка для ребёнка- это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка рамку обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и страдание, измена и коварство и т. п. Форма изображения этих явлений доступная пониманию ребёнка, а высота проявлении, нравственный смысл остаются подлинными «взрослыми».
Разработанный педагогами нашего образовательного учреждения проект «Уроки сказки» - это как показала практическая работа в этом направлении, уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких. Для детей это ни с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки, в которых сказка обнаруживает своё, порой неожиданное для взрослых воздействие на ребёнка. Проект предполагает обязательное участие в ней родителей.
Цели проекта: способствовать развитию нравственных чувств, высших душевных качеств, нравственно-целостного миропонимания.
Задачи проекта: учить ребёнка осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру, способствовать становлению самосознания; развивать умение анализировать и углублять собственные переживания, управлять своими чувствами; поддерживать интерес родителей к внутреннему миру своего ребёнка; давать представление родителям о приёмах и способах работы над художественным произведением.
Результативность проекта не заставляет долго ожидать и мы отмечаем такие результаты как умение решать специфические социально –нравственные (смысловые) задачи. Это ситуации проблемного типа, которые не имеют готового и однозначного ответа, в силу чего они требуют от ребёнка сложной внутренней работы по определению своего отношения к другому человеку. Умение усмотреть в определённых действиях поступок, дать ему объяснение с точки зрения общественных норм и правил, самому почувствовать переживания другого или же сопоставить разные проявления в поведении как ценностные, выделить и предпочесть среди них самые значимые в социальнонравственном смысле (с точки зрения человечности, гуманности, отзывчивости). Желание родителей понять ребёнка, его индивидуальные особенности, участвовать в решении психологических проблем ребёнка. Сама по себе подготовка к «Празднику сказки» может стать школой творческого общения всех участников: педагогов, воспитанников и родителей. Этот праздник не имеет определённой даты проведения, в календаре его нет и по «методическому рангу» он считается развлечением. Содержание «праздничного материала» накапливается постепенно в разных видах детской деятельности (знакомство с художественной литературой, разучивание стихов, участие в сюжетно-ролевых и театрализованных играх, рисование и лепка по мотивам и на темы сказок, сочинение загадок про героев сказок и сказочные вещи и т. д.). Такой праздник можно подготовить ко дню 8 марта вместе с мамами, бабушками, старшими сёстрами. К обсуждению сценария обязательно привлекаются дети. Это очень важно для дошкольников: они приобретают опыт новых отношений со взрослыми, опыт делового партнёрства.
После утверждения сценария, в котором могут войти костюмированный бал или ярмарка-встреча героев разных сказок, аукцион по продаже вещей из волшебного музея, театр сказочных превращений, видеотеатр домашних постановок, необходимо распределить задания. Их хватает и на педагогов, и на каждого ребёнка, и на всех членов семьи. Как обычно, дети подготавливали афиши-объявления, и приглашения-открытки. Если главной частью планировался костюмированный бал, приходиться договариваться, что все (и дети, и взрослые) должны прийти только в костюмах. Здесь не будет зрителей – только участники.
Когда родители и дети изготовили костюмы, нужно было подумать, как их обыграть, что бы участники праздника догадались, какую сказку представляет семья. Здесь подошли и «живые картинки» - немые сценки из сказок, небольшие эпизоды с песенками героев и их любимыми присловьями. В программе праздника желательно предусмотреть просмотр домашних спектаклей или их фрагментов, записанных на видеокамеру. Это помогает в ситуациях, когда взрослые и дети не отваживаются на выступление перед зрителями. Подготовить сценарий, кода вместе оказываются герои из разных сказок, оказалось довольно сложно. Поэтому нам было проще использовать форму бала, ярмарки и объединить всех участников единым персонажем, например Царевной Несмеяной, которую нужно рассмешить и развлечь, или Незнайкой, которому придётся показывать разные сценки и объяснять, из какой они сказки и что произойдёт дальше.
Если кто –то из взрослых сыграет роль восточной красавицы Шахерезады, то ей сидящей на ковре, уставленном вазами с фруктами, обложенной восточными яркими подушками, будут приходить на память разные истории, которые станут оживать. Последовательность таких историй не обязательно как -то обосновывать – ведь причуды восточной красавицы необъяснимы. Нужно лишь подготовить небольшие текстовки для Шахеризады.
Для магазина волшебных вещей, который будет работать на празднике, нужно заготовить товары. Дети, начав с волшебной палочки, вскоре наполнят прилавки сказочными вещами. Окажется, что волшебными в сказках, становились самые обычные вещи: и семечко, и орешки, и игла, и яйцо, и горшок, и клубочек, и яблоко на тарелочке, и сапоги, и колечко, и ключи, и многое-многое другое. Чем больше прочитано сказок, тем больше волшебных вещей, окажется в магазине. Нам с коллегами пришлось даже создавать два отдела: волшебные вещи из народных сказок и из авторских. Например, под пером Г. Х. Андерсена всё становилось волшебным (вспомним, например, оловянного одноногого солдатика.
Воодушевившись таким «сказочным настроением» после проведённого бала пришла идея устроить аукцион волшебных вещей. Что бы вещи выглядели загадочнее, их предварительно красиво оформили. Для этого подошли подушечки-подставочки по размеру вещи, закрытые футляром. Прекрасные футляры получаются из пластиковых бутылок (для маленьких вещей надо срезать верхнюю часть бутылки, а для длинных и плоских-разрезать бутылку вдоль). Представьте: красивая подушечка, на ней горошина, закрытая прозрачным футляром, и бирка со знаком вопроса: из какой сказки? Кто больше сказок назовёт, тот получит волшебную горошину. Дети вспоминают не только «Принцессу на горошине», но и «Пятерых из одного стручка», «Кати-горошка», ещё несколько сказок. Когда все волшебные вещи были распроданы, был устроен аукцион детских рисунков, созданных на мотивы различных сказок.
Праздник не бывает без танцев. На сказочном балу можно исполнить вальс, польку и т. д. А поскольку герои прибудут из сказок разных времён и народов, то и танцы будут самыми разными, необычными. Взрослые с радостью и удовольствием принимают в этом участие. Дети были в восторге всякий раз. Когда праздник завершался чаепитием с «вкусностями», которые приготовили мамы и бабушки.