Занятие по математике в старшей группе Путешествие в Африку


Конспект НОД по ФЭМП для детей старшей группы.
«Путешествие в Африку»
Программное содержание: Продолжать учить детей называть предыдущие и последующие числа;  продолжать учить детей решать математические задачи в пределах 10; учить детей работать со схемами в комплекте с плоскостными фигурами; повторить: названия геометрических форм; продолжать учить определять кол-во жидкости в сравнении.
Материал: Географическая карта – схема с изображением материков; плоскостные геометрические фигуры; схемы построения автобусов; схемы для построения корабля с использованием цифр и точек;
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята возьмитесь за руки и сделайте круг. 
- Ребята, я сегодня получила письмо от Доктора Айболита. Он просит помочь ему собрать   две аптечки  и доставить их в Африку  для лечения больных зверей. Поможем Айболиту?
 - Давайте мы с вами разделимся, для того чтобы побыстрее собрать две аптечки. Девочки будут собирать одну аптечку, а мальчики другую (стоят два стола с наборами для аптечки).
- Подойдите к столам. Рассмотрите, что на них лежит. А сейчас в аптечку вы положите лишь те предметы, которые я назову:
1. Положите в аптечку самый широкий бинт.
2. Положите вату, которая похожа на цилиндр.
3. Положите микстуру от кашля. Возьмите ту бутылочку, в которой не самое большое количество жидкости  и не самое маленькое количество жидкости.
4. Положите  коробочку с витаминами. Количество витаминов должно быть больше 6 на 1.
5. Положите 4 шприца. 1 – самый большой, 3 – самых маленьких.
Проверяю, по ходу выполнения заданий визуально.
- Ребята теперь нам надо доставить аптечку в Африку. Давайте посмотрим на карту.
Разворачиваю карту, на которой изображено 5 материков, и вешаю её на доску. Задаю вопросы:
- Расскажите, что вы  видите на карте?( материки)
- Сколько материков? (6)
- На каком материке находимся мы? (- Расскажи, какой путь предстоит преодолеть тому, кто решится доставить посылку. (Сначала надо добраться по суше до моря. Затем пересечь море, и мы доберёмся до Африки – Рассказывает один человек).- Как на карте обозначен морской путь. (прямой линией)
- Как на карте обозначен путь по суше? (ломаной линией).
- Как вы думаете, какой путь будет длиннее морской или путь по суше? (Путь по суше, потому что он обозначен ломаной линией, а значит дорога извилистая, на ней много поворотов, объездов).
- На чём мы сможем добраться до моря?
- В помощь вам, с определением транспорта у меня есть схемы.
- Что это за транспорт? (Автобус)
- У вас на столах лежат конверты. На счет раз - откройте конверты; на счет два достаньте то, что в них находится; на счет три положите конверты на край стола.
Вы должны построить автобус, используя схему.
Дети строят автобусы.

- Расскажите, из чего вы строили свои автобусы?
- Какие геометрические фигуры вы использовали в постройке?
- Молодцы! С транспортом мы определились.
- Ребята, а сейчас давайте с вами посчитаем, сколько дней нам понадобится, чтобы добраться до моря.
- Какой сегодня день недели?
- Нам на дорогу понадобится три дня, в какой день недели мы приедем к морю, если выедем сегодня? Молодцы!
Выходим на ковер, садимся в автобус. Сделайте круг, встаньте друг за другом, положите руки на плечи впереди стоящему. Поехали! Пройти один круг.
На полу лежит полоска синего цвета обозначающая море,
А вот и море. Ребята выходите из автобуса, и давайте немного разомнемся.
Физкультминутка. Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Мы с вами конечно отдохнули, а вот как же нам через море переправиться, вот вопрос.
Ребята, а что же это такое выбросило волной на берег? (бутылка)
- Давайте посмотрим, что в ней. Письмо. А в нем ребята два задания.
1 задание. Для того чтобы переправиться через море и попасть в Африку, вы должны отгадать, что нарисовано на схеме
Рассматриваем листы с точками обозначенными цифрами:

- Как же нам узнать, что это? (нужно соединить точки по порядку).
Проходите на свои места, соедините точки и скажите мне что получилось.
- Что получилось? (корабль)
2 задание. Корабль только тогда отправится в путь, когда решите математические задачи.
Задачи в стихах.
Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?
Десять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска
А сколько же осталось в миске?
У нашей кошки семь котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки - три!
Такие милые, смотри!
Сосчитай и мне скажи
Сколько будет семь плюс три?
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Пять румяных, наливных,
пять с кислинкой.
Сколько их?
Десять шустрых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал, и поэтому отстал
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек,
"Приходите все на чай!"
Сколько чаек, отвечай!
Белка на елке грибочки сушила,
Белый, рыжик, и масленок,
один веселенький опенок.
А лисичек ровно шесть.
Ты попробуй все их счесть!»
Как под ёлкой встали в круг
Зайка, белка и барсук,
Встали ёжик и енот,
Лось, кабан, лиса и кот.
А последним встал медведь,
Сколько всех зверей? Ответь!
Молодцы вы справились и с этим заданием.
А теперь пора на корабль. Дети выходят на ковер, встают в круг кладут руки на плечи друг друга и покачиваются.(включить шум моря)
- А вот и Африка. Странно, почему нас никто не встречает? Ребята, а вот еще одно письмо.
«Здравствуйте ребята, я знаю, что вы приехали в Африку и привезли аптечки с лекарствами. Но я вынужден был улететь на другой остров. Прошу вас оставить аптечки в укромном месте, чтобы их не нашел Бармалей. Слушайте внимательно - путь к этому месту идёт только по кругам. А за вашу смелость, доброту и находчивость я вас отблагодарю».
Дети идут по выложенным геометрическим фигурам до места, где нужно оставить аптечки и найти награду.
- А сейчас закройте глаза, я посчитаю до трёх и мы снова окажемся в группе.
Подведение итогов занятия.
Где мы сегодня побывали? ( в Африке)
Сколько континентов было на карте? (6)
Как мы добирались до Африки ( на автобусе и корабле)
Что мы собирали для Айболита? ( аптечки)
По каким геометрическим фигурам мы добирались до укромного места?