НОД по математическому развитию в старшей группе Путешествие в Африку. Как помочь удаву?


НОД по математическому развитию «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» (проект «Африка - самый жаркий материк»)
Возраст детей: 5-6 лет.Автор: Ардамацкая О.М.
Цель: закрепить знания детей о жителях жарких стран в процессе математической деятельности
Задачи образовательных областей:
«Познавательное развитие» - закреплять порядковый и обратный счёт в пределах 10,
умение сравнивать предметы, пользуясь условной меркой при измерении величины,
пространственно-временные представления
(дни недели, месяцы, времена года),
уточнять представления детей о геометрических фигурах.
«Физическое развитие»-развивать зрительно-двигательную координацию, переключаемость и распределение внимания, развивать мелкую моторику рук.
«Социально-коммуникативное развитие» - воспитывать у детей чувства сострадания, внимательность и желание оказывать окружающим посильную помощь.
«Речевое развитие»:развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия
Методы и приемы:
1.Наглядные:
Иллюстрации:показ;демонстрационный материал; индивидуальные карточки для детей
2.Словесный: беседа;вопросы; объяснения.
Демонстрационный материал: игрушки животных жарких стран, плакат с изображением животных из мультфильма «38 Попугаев», мартышка; бутылочка с письмом; чудесный мешочек.
Раздаточный материал: для детей (карточки с изображением животных жарких стран, на каждого ребенка; карточки с цифрами от 1 до 10, на каждого ребенка; полоски разной длинны; карточка для соединения точек с цифрой; билеты с геометрической фигурой.
Ход НОД:
1.Вводная часть
Воспитатель: Давайте, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
-Дети вы любите путешествовать?
-А узнавать и открывать что-то новое, вы любите?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а куда мы с вами отправимся, вы угадайте. Я сейчас загадаю загадку, а вы внимательно послушайте, куда же мы отправимся?
Загадка
Добрый доктор Айболит,
Он торопится, спешит.
Там слоны и обезьяны,
Там пустыня есть Сахара,
Крокодилы и река
Что же это?
Дети: Африка.
Воспитатель: Я вас приглашаю отправиться в удивительное путешествие на материк, который называется Африка. Там круглый год жарко, никогда не бывает холода.
2.Основная часть
1 задание
Воспитатель: Ребята, а на чем мы с вами можем отправиться в путешествие?
Дети: на самолете, на машине, на поезде и т.д.
Воспитатель: А чтобы узнать, на чем мы с вами отправимся в путешествие, у меня есть для вас интересное задание. Вот такая интересная карточка, на ней нарисованы точки, возле каждой точки цифра. Вам нужно соединить точки по порядку от 1 до7, и отгадать на чем мы с вами отправимся в путешествие.
(Дети соединяют точки, закончив работу, приходят к выводу, что получился контур корабля).
Воспитатель: Да, ребята плывем мы в Африку на корабле.
2-е задание
Воспитатель: ребята, но прежде чем отправимся в путешествие нам необходимо сделать запись в дневнике. Мы там отметим время нашего отплытия в Африку.
-Кому я дам морскую звездочку, тот и отвечает на мои вопросы.
Итак, ребята, в какое время года мы отправляемся в путешествие? (педагог дает ребенку морскую звездочку, тот отвечает)
Ребенок: весной
Воспитатель: А какие вы знаете весенние месяцы?
Ребенок: март, апрель, май.
Воспитатель: А какой сегодня день недели?
Ребенок: сегодня среда.
Воспитатель: Вспомните сколько рабочих дней в неделе?
Ребенок: пять
Воспитатель: Сколько выходных дней?
Ребенок: два
Воспитатель: Молодцы, наше путешествие происходит весной, в марте месяце, в среду. (Воспитатель подводит итог, записываем в дневник)
-Эта запись пригодится, если, что-нибудь вдруг с нами в путешествии случится.
3-е задание
Воспитатель: Наш корабль скоро отплывает, и поэтому прошу вас подняться на палубу. Ребята, но чтобы нам всем занять свои места, посмотрите на свои билеты. Там нарисованы геометрические фигуры, вы должны назвать, какая геометрическая фигура нарисована и каким цветом, и найти свое место на корабле.
Дети занимают свои места корабле.
Воспитатель: Ребята, чтобы найти нужный нам остров нужно долго и внимательно смотреть в бинокль, давай те подготовим наши глаза.
«Тренировка» (зрительная гимнастика)
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Раз -налево, два - направо,
Три -наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Воспитатель: Молодцы, а вот теперь посмотрите, вдаль!
Что-то там за бортом корабля виднеется. Ой, ребята, что же это такое? Какая красивая бутылочка. Давайте мы ее выловим.
Воспитатель: Да, это же записка,
Давайте мы ее прочитаем.
Дорогие ребята!
Нам нужна ваша помощь. Удав уже несколько дней не ест, не спит, не гуляет, не играет, а только и думает о том, как бы ему измерить свой рост.
Ребята помогите нам.
Животные Африки. Мартышка, Слоненок, Попугай.
Воспитатель: Ребята, поможем удаву измерить его рост? (ответы детей)
-Вот мы и приплыли в Африку. Выходим из корабля.
4-задание
Воспитатель: Вот так Африка! Ребята, посмотрите как здесь красиво, все зеленое, как здесь тепло, и как много разных животных Африки.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а кто же нам машет. Нас встречает Мартышка.
Она очень любит играть и она предлагает с ней поиграть в игру.
Игра" Веселый счет".
-Возьмите одну любую карточку.Какая цифра у тебя..., у тебя....
А сейчас выберите карточку с животными, которая соответствует вашей цифре (проверили).
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы.
-Ребята, посмотрите, а кто же нас здесь дожидается?
-Какая веселая компания, Мартышка, Слоненок, Попугай.
-Они все очень озабочены состоянием здоровья Удава.
Посмотрите, какой он грустный, он думает, как измерить ему свой рост.
Воспитатель: Ребята, давайте мы ему поможем.
5-задание
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь полоски разной длинны и цвета. Что мы можем сказать об их длине?
Дети: Они все разные.
Воспитатель: Разложите эти полоски от самой длинной до самой короткой.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Какая полоска самая длинная?
Дети: Коричневая Воспитатель: А зеленая какая?
Дети: Самая короткая
Воспитатель: Представьте, коричневая полоска - это удав, серая - это слоненок, желтая - это мартышка, а зеленая - это попугай.
-Ребята, чтобы нам измерить удаву его длину, нам понадобится условная мерка, этой условной меркой мы и будем измерять нашего удава, а как я сейчас вас научу. Но сначала подготовим ваши руки для работы с условной меркой.
Пальчиковая гимнастика:
У зверей 4 лапы
Когти могут поцарапать
Не лицо у них, а морда
Хвост, усы, а носик мокрый
И конечно ушки
Только на макушке.
Воспитатель: Берем, условную мерку накладываем ее на край коричневой полоски, и проводим черту. Теперь от этого места, где отметили, наложили край условной мерки и снова отметили, и так до конца.
(Воспитатель показывает, дети смотрят.) После объяснения воспитателя дети выполняют задания самостоятельно.
Воспитатель: Сколько мерок вы отметили?
Дети: четыре
Воспитатель: Итак, какая длина удава?
Дети: Длина удава состоит из четырех условных мерок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой стал удав довольный, веселый. Он очень рад, что вы ему помогли измерить его длину.
-Ребята, нас мартышка зовет немножко отдохнуть.
Использование ТСО (Чунга-Чанга)
Физкультминутка "Обезьянки"
Рано утром на полянке(ходьба по кругу)
Так резвятся обезьянки
Левой ножкой: топ-топ!
Правой ножкой: топ-топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз - и покружились,
А потом - остановились.
Обезьянки быстро скачут,
Словно мой любимый мячик.
А теперь мы отдохнем,
Снова дальше поплывем.
6 - задание
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь много животных?
- Давайте мы их сосчитаем!
Воспитатель: сколько всего животных?
Ребенок: десять
Воспитатель: молодцы! А теперь давайте обратно посчитаем от 10 до 1. (Ребенок считает)
Воспитатель: Который по счету стоит лев?
Ребенок: Пятый.
Воспитатель: Который по счету стоит жираф?
Ребенок: Первый и т.д.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, обезьянки скачут на пальмах. Давайте каждый про себя посчитает сколько обезьян?
Ребенок: 6
Воспитатель: Посчитай...
Ребенок: Одна обезьяна, две обезьяны,.. пять обезьян и т.д.
Воспитатель: Молодцы! А сколько пальм?( 7 )
Воспитатель: Молодцы! А как сделать, чтобы обезьян стало столько же, сколько и пальм?
Ребенок: Нужно добавить одну обезьяну
Воспитатель: Молодцы! Сколько их стало? (поровну, пальм 7 и обезьян семь).
-Это один способ, чтобы обезьян и пальм было поровну.
-Как еще можно сделать, чтоб пальм и обезьян стало поровну (нужно убрать одну пальму).
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в наш любимый детский сад.
Садимся на корабль. (Использование ТСО)
Итог занятия.
-Ребята, когда вы придете, сегодня домой, обязательно расскажите своим родителям, как вы путешествовали.
-На какой материк мы с вами плавали на корабле? (В Африку).
-Кто просил у нас о помощи? (Удав хотел измерить, свой рост).
-Чему мы научились новому в путешествии? (Измерять длину с помощью условной мерки).
Самоанализ.
Для реализации намеченных целей и задач была выбрана данная структура мероприятия. Дети быстро включились в мероприятие-путешествие. Считаю, что формы организации детской деятельности подобраны рационально, так как за счет них была обеспечена работоспособность и заинтересованность детей в течение всего мероприятия. Считаю, что мероприятие прошло успешно. Осталась удовлетворенность проведенным мероприятием, потому что мои ожидания и реальный результат мероприятия совпали.