Конструкт совместной познавательн0- исследовательской и продуктивной деятельности для детей четвертого года жизни


«Что за чудо руковичка?».
конструкт организации совместной познаватнльно- исследовательской и продуктивной деятельности с детьми 4-го года жизни
Цель
Развитие у детей познавательных интересов и уменй адекватных возрасту через совместную познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.
Задачи
Развивающие:
Поддерживать и развивать интерес детей к совместной деятельности со взрослым; самостоятельному обследованию преметов, разнообразным действиям с ними.
Стимулировать детей на:
- проявление любознательности и стремления к самостоятельному размышлению при решении проблемных задач в процессе совместной деятельности со взрослым и сверстниками
- желание участвовать в образовательноых ситуациях и играх познавательной и эстетической направленности.
- развитие разных видов детского восприятия: зрительного; слуховаго; осязательного.
Развивать мелкую моторику, и умение использовать изобразительные материалы и инструменты.
Развивать умение работать всей группой, подгруппой в процессе совместной деятельности
Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов.
Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений предметов окружающего мира, способы обследования предметов( погладить, надавить, обвести пальцем по контуру.
Воспитательные:
Воспитывать желание принимать участие в решении проблемных ситуаций, воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать рядом, вместе не мешаа друг другу
Обучающие:
Формировать представление детей об одежде: варежках и рукавицах,
Формировать умения сравнивать предметы по основным свойствам( цвету, форме, размеру), устанавливать тождества и различие.
Оборудование и материалы: Большая рукавица, наполненная варежками и рукавицами из разного материала, разных по размеру и качеству, назначению. Рукавицы из хлопчатобумажной ткани на каждого ребенка. Подносы с манкой (песком). Настольно- печатная игра «Времена года» (картинки, с изображением предметов, соответствующие временам года (снеговик, зонтик, листик, снежинка и т.д.), тематическая картина «Зима», прищепки. Лист А-3 с изображением рукавицы, вата (салфетки), клей, салфетки
Планируемый результат:
используемые в ходе совместной познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих целевые ориентиров ребенка:
проявляет интерес и активность при взаимодействиисо взрослыми и сверстниками, участвует в совместной познавательной, исследовательской, продуктивной деятельности
склонен наблюдать, экспериментировать; пытается придумать объяснения поступкам сказочным героям;
с удовольствием вступают в речевое общение со взрослыми, понимают обращенную к ним речь, отвечают на вопросы, используя простые, распространённые предложения.
проявляют интерес к предметам окружающего мира, пытаются устанавливать различные взаимосвязи; владеют системой эталонов, осуществляют сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличия, в разных – сходство.
принимает участие в создании совместных композиций, испытывает совместные эмоциональные переживания героям сюжета

В ходе организации совместной деятельности предполагается комплексирование культурных практик ( игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная) как непосредственное соединение во времени на основе общих тематик. Художественное произведение выступает как смысловой фон для других культурных практик.
Последоватальность Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
Подготовительный этап
Мотивация на совместную деятельность
Эмоциональное погружение
Актуализация проблемной ситуации.
Педагог с детьми рассматривает снежинки разного размера, цвета, проводит краткую беседу о строении снежинки.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружится мы не прочь.
Мы снежинки- балеринкиМы танцуем день и ночь.
Какие снежинки? Сколько лучиков? У кого маленькая снежинка? У кого большая? Найдите одинаковые.
В группу заходит пингвин с большой рукавицей, приветствует.
- Здравствуйте, ребята! Я пингвин, не один, нас пингвинов стая, мы живем среди льдин и не замерзаем. Я попал в зимний лес, сколько там чудес, Я по лесу шел, и вот это нашел! (протягивает рукавицу вперед). - Это что?
Педагог. Ребята, пингвин не знает, что это, а вы знаете? Расскажите пингвину.
Дети. Это варежка (рукавица), одежда для рук ( ладошек, кистей), которая защищает от холода.
Педагог. Может это перчатка?
Дети. Нет. У варежки ( рукавицы) два отделения (домика): один маленький- для большого пальца, а другой – для четырех остальных.
- А это варежка? (педагог показывает варежку без пальчика). Когда –то давным- давно рукавички и варежки были без пальчиков, в виде теплых мешочков. Потом из теплой семейки выделили большой палец, получив однопалую рукавичку.
А сейчас их носят? (малыши, младенцы)
Пингвин. Ребята, чья варежка? Полина, твоя? Матвей, твоя? Ничья?
Пингвин читает (рассказывает ) стихотворение (Александровой)
- Жалко, (наша) варежка осталась
Без хозяйки. Вот беда!
Заблудилась, потерялась
А вокруг неё зима
Что же делать рукавице?
Нету ручки той родной
Что согреет всю тряпицу
Своим маленьким теплом
Плачет наша рукавичка
Мерзнет лежа на снегу,
И мечтает, что хозяйка
Прибежит за ней в пургу.
Педагог. Ребята, что делать, как нам отыскать хозяйку рукавицы?
Пингвин. Это Снежная Королева все сказки перепутала, заколдовала. Надо все на свои места возвращать.
Будем пингвину помогать? Пингвин, не расстраивайся, мы поможем тебе отыскать.
Ребята, а вы как думаете, это чья рукавица?
Дети рассматривают снежинки.
Дети приветствуют пингвина.
Отвечают на вопрос Пингвина.
Дети высказывают предположения, обосновывают ответ.
Дети высказывают предположения
Дети рассматривают варежку без пальчика.
Дети слушают стихотворение

Выражают желание помочь.
Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности.
Проявляют желание оказать помощь.
Умение выделять существенные признаки
Способность эмоционально сопереживать герою
Поиск, решение задачи, проблемы
Побуждение к деятельности
Актуализация знаний детей
Организует диалог.
Педагог. Может быть это рукавичка деда из сказки? Помните, Потерял дед свою рукавичку, а когда пришел, то в ней жили уже звери.
Педагог обращает внимание детей на мнемотаблицу ( для рассказывания сказки).
Педагог. Ехал дед по дороге и потерял рукавичку. Ребята, а когда дед ехал? .(Зимой)
Пингвин. Зимой!? А что такое зима? Сколько картинок. Снежная Королева все перепутала. Как узнать, где зима? Педагог. Кто поможет пингвину? Помогите, картинки отыщите.
Педагог. А зима какая ? (Холодная, снежная, суровая, вьюжная, белая).
Педагог. Почему звери поселились в рукавичке?( Зимой холодно, звери поселились в рукавичке, как в домике)
Педагог. Какие звери в рукавичке поселись?
Дети. Первая мышка прибежала, за ней зайчик с лисой, да волк с кабаном ( с медведем).
Пингвин. Ой, ребята, А рукавица не простая, рукавица не пустая ( поднимает к верху, показывая тяжесть).
Хотите узнать, что в рукавице? Может Звери лесные в ней спрятались?
А как мы узнаем? (надо открыть, заглянуть)
Дети отвечают на вопрос педагога.
Проявляют интерес, желание узнать кто потерял рукавицу.
Дети рассматривают мнемотаблицу.
Дети отвечают на вопросы педагога
Дети выбирают картинки ассоциации в соответствиис сезоном (зима)
Дети приносят игрушки зверей, выбирая из множнства диких и домашних животных.
Дети высказывают предположения. Умеют включаться в обсуждение проблемы
Выражают собственные мысли.
Проблемная ситуация
Включение детей в обследо вательскую деятельностьНовое знание, расширение активного словаря « Чем рукавица от варежки отличается?»
Педагог. Ребята, что это?
Дети. Варежки, рукавицы.
Педагог. Сколько их?
Дети. Много.
Педагог. Варежки и рукавицы одинаковые?
Дети. Нет.
Педагог. У кого большие варежки и рукавицы? У кого маленькие? У Кого рукавицы черного цвета? У кого белые? У розовые? и др.
Потрогайте их, рассмотрите.
Из чего сделаны варежки и рукавицы? (шерсть, ткань, мех, кожа, резина)
Пингвин: Подождите, вы меня запутали. Ничего не понимаю, из чего же сделаны рукавицы, а из чего варежки?
Педагог. Одежда, для ладошки сшитая из ткани и меха называется рукавичкой. А если одежду для ладошек связали из шерсти, то их называют – варежками.
А у деда из чего была рукавица? (большая, теплая, из овчины )Пингвин: А как это шьют рукавицы?
Педагог: Давайте ребята научим пингвина шить рукавички. Дети заглядывают в рукавицу, достают варежки и рукавички разного размера , из разного материала.
Дети рассматривают рукавицы и варежки, отвечают на вопросы.
Активизация устной речи.
Проявление
интереса, восприятие информации.
Пальчиковая гимнастика Рукавички дети шили
Поворачивают руки ладошкой и тыльной стороной
Дети очень их любили. «Замок»
Долго нитку продевали
Указательным пальцем правой руки касаемся указательного пальца левой руки
Узелок потом вязали.
Указательный палец правой руки рисует круг вокруг указательного пальца левой руки.
Отрезали лоскуток. «ножницы» правой рукой
Прошивали вдоль стежок.
Указательный палец правой руки двигается вверх- вниз
Утюжком горячим шов
Расправляли чтобы лег.
Кулачком правой руки гладим левую ладошку
На ладошки надевали
«Одевают» по очереди»
И гостей всех удивили
поднимая плечи разводит руки в стороны
(достают варежки из коробки).
Пингвин удивляется, на столе появляются рукавицы и хлопчатобумажной ткани. Двигательная активность детей. Выполнение действий согласно тексту. Практический этап детского экспериментирования. Почему звери в рукавичке поселились? (потому что она теплая, от холода и ветра их защищала)
Пингвин: А что они бывают холодные, как мои льдинки, снег на севере? (высыпает льдинки).
А это что за льдинки? Из чего они?
Среди льдинок, осколки зеркала Снежной королевы с буквами.
Они нам не подходит, давайте их гостям отдадим.
Педагог: А мы сейчас это проверим. Мы превратимся в настоящих исследователей. Но для этого нам нужно вспомнить правила техники безопасности при работе с экспериментальным материалом.(не шуметь, ничего не пробовать, быть аккуратными)
Эксперимент «Чья варежка теплее»
Сначала оденьте тоненькую рукавицу (изхлопчатобуж- жной ткани). В руки возьмите комочки снега ( льдинки).
Что вы чувствуете? Тепло ли вашей ладошке?
Что произошло с рукавичкой?
А теперь оденьте толстую рукавицу или варежку (из шерсти, болони)
Что вы чувствуете? Тепло ли вашей ладошке?
Какая рукавица теплее?
Дети высказывают предположения, обосновывают ответ.
Дети слушают, закрепляют правила безопасности.
Используют материалы при проведении эксперимента.
Дети делают вывод: варежка и рукавица толстая -теплее, чем тонкая (из сица и бязи).
Обогащение словарного запаса. выражение своих мыслей.
Соблюдение безопасного поведения.
Проведенный эксперимент.
Расширение знаний о свойствах ткани
Побуждение к деятельности
Актуализация знаний детей
Физкультминутка
Пингвин. Ничего не понимаю. Рукавица у деда большая, теплая. А почему звери в ней не живут? Что случилось? ( Увидел дед, что потерял рукавичку и вернулся за ней).
Почему звери разбежались? Кого испугались? (рукавичку нашла собака, залаяла, звери испугались и убежали из домика-рукавички в разные стороны).
Педагог обращает внимание дете на мнемотаблюцу.
Разбежались по лужайке Дети бегают врассыпную
Мишки, лисоньки и зайки
Стали весело кружиться Кружатся
Стали звери веселиться.
Мы пойдем как медвежата
Топ-топ, топ-топ. Идут в «развалочку»
И поскачем как зайчата,
Прыг-скок, прыг-скок. Прыгают
Полетаем , как совята,
Хлоп- хлоп, хлоп-хлоп!
И крадемся, как лисята, «Крадутся»
И не топ,
И не прыг,
И не хлоп, о-оп! «прыжок», присели.
Двигательная активность детей. Выполнение действий согласно тексту.

Умеют включаться в обсуждение проблемы
Экспериментальная деятельность с изобразительными материалами
Проблемная ситуация
Цель, планирование
Пингвин. Как в лесу их можно отыскать зверей? ( по следам). В лесу много снега? Как узнать где чей след? ( надо рассмотреть). У кого след большой? А у кого маленький? Могут ли звери ходить на двух лапах? ( в сказках звери могут ходить на двух лапах, разговаривать, петь, смеяться и плакать).
Пингвин. Смотрите, что это? На что похоже? Может это снег? Почему не тает? ( снег холодный, а манка теплая; не растает в тепле). Зачем? Сколько снега в лесу намело. ( обращает внимание на подносы с манкой). Мы превратимся в настоящих художников- следопытов и научим наших гостей различать следы на снегу. Только чур, манку не рассыпать, в рот не брать.
Звучит детская песенка из мультфильма «Маша и медведь». «Зверя по следам любого….»
Мышка по лесу бежала. Мышка какая? ( маленькая) А лапки у неё какие? ( маленькие) А бегает она как? ( быстро). Дети зажимают правую руку в кулак, выставляя указательный и средний палец, передвигаются по манке Зайчик как прыгает? Как лиса хвостом заметает? ( проводит по манке указательным пальцем влево- вправо). Как волк по лесу пробегает? ( бегут указательным и средним пальцем левой руки)
Как мишка в перевалочку шагает? (дети шагают попеременно указательным и средним пальцем).
Вот собака прибежала и зверей всех распугала.
Дети вытирают пальчики
Педагог. Ой, кто-то идет, что произойдёт?
Появляется кукольный дед и забирает свою большую рукавицу.
Пингвин. Жалко мне лесных зверят. А вам жалко? Где теперь будут зимовать? От мороза спасаться и греться.
Что делать? ( можно новый домик- рукавичку нарисовать, слепить).
Пингвин. Вот такой домин подойдет? Показывает силуэт тоненькой бумажной рукавички. (нет, он тоненький, звери в таком домике могут замерзнуть)
Чтобы зверям было теплее, утеплим рукавичку «мехом». Дети отвечают на вопросы.
Дети высказывают предположения.
Дети выполняют на манке, движения, подражая диким животным, используя разный ритм
Дети предлагают свои варианты решения, выражают собственные мысли Умеют включаться в обсуждение проблемы
Проявление интереса к предстоящей деятельности
Организация и настрой на продуктивную деятельность.
Организация, выбор.
Пингвин. Ничего не понимаю. У нас ведь нет меха, как же мы будем его утеплять?
Педагог. Нам вата поможет, она мягкая, теплая ( из салфеток).
Пингвин. А как?
Будем делать комочки ( пальчиками сминать, в ладошках катать)
Детям предоставляется возможность выбора, самостоятельно или под руководством взрослого.
Способны проявлять заботу о
сказочных героях
Действия, деятельность.
Опора на имеющийся опыт
Коллективная аппликация «Теплая рукавица для зверят»
Пингвин. А вы меня научите? Дети отрывают от большого куска ваты (салфетки) небольшой кусочек, сминают, катают шарик.
Пингвин. Но комочки просто так на рукавице не держатся?
Ребята, что нужно сделать? (макнуть в клей, на рукавицу приклеивать - положить, тихонечко прижать,).
А что должно быть у домика? ( дверь, окошко)
Сверху домика приклеивают готовое окно и дверь.
Дети выполняют работу
Дети работают вместе не мешая друг другу.
Выбирают материал необходимый для изготовления продукта.
Умение работать всей группой
Самоконтроль, анализ Пингвин: Не зря я к вам попал, про рукавички, варежки столько нового узнал. А вам понравилось играть?
А рукавичка-домик вам нравятся? Как вы думаете захотят ли звери в ней поселиться?
Каждый из вас старался и у нас, у всех вместе получилась интересная, работа. Вот теперь звери точно в рукавице не замерзнут, всю зиму могут в ней жить. Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности. Охотно демонстрируют готовый продукт
Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах, в семье. Пингвин. Ребята, мне пора. Вы зверятам помогите, в домик их заселите. Дети высказывают предположения.