Особенности работы поликлинического логопеда с детьми четвертого года жизни, имеющих диагноз «Задержка речевого развития» (ОНР I уровня по Левиной)


Статья, логопеда высшей категории - Провоторой Ольги Евгеньевны:
«Особенности работы поликлинического логопеда с детьми четвертого года жизни, имеющих диагноз «Задержка речевого развития» (ОНР I уровня по Левиной)».
Логопед поликлиники принимает всех детей с рождения до 18 лет. Родители с детьми приходят на прием по направлению специалистов или на диспансерный осмотр. Также обращаются те родители, которые обеспокоены развитием речи ребенка и хотят проконсультироваться и получить рекомендации. Логопед детской поликлиники участвует в оформлении документов на инвалидность и составляет заключение о состоянии речи.
Осмотр детей предполагает экспресс-обследование для выявления уровня развития импрессивной, экспрессивной речи и состояния звукопроизношения.
Если речь развита по возрасту, то родителям рассказывается о зоне ближайшего развития ребенка. Логопед отвечает на вопросы родителей, делает запись в медицинской карточке ребенка и назначает, при необходимости, время повторного приема. Если речь ребенка нарушена, то логопед предлагает консультацию. Детей в возрасте до трех лет после консультации логопед направляет в районный центр ранней абилитации, где ребенок может получить консультацию специалистов раннего возраста психолога и двигательного терапевта.
По необходимости предлагаются систематические занятия. Чаще всего это дети, которые по медицинским показаниям не могут ходить в детский сад, а также дети перед школой, нуждающиеся в логопедических занятиях, но по разным причинам не попавшие в логопедический детский сад. Также на занятия зачисляются школьники с диагнозом заикание, фонетико-фонематическое нарушение речи, дизартрия и дислалия. В связи с тем, что кабинет логопеда не приспособлен для занятий по преодолению нарушений письма и чтения, для школьников проводиться консультация и родителей ориентируют где можно пройти курс занятий.
Особое место среди нуждающихся в логопедической помощи занимают дети четвертого года жизни. В этом возрасте ребенок должен уже полностью понимать обращенную речь, выполнять словесные инструкции, пользоваться речью, как средством общения, излагая свои желания, рассуждая, делая элементарные выводы. Его речь должна быть понятна окружающим, иметь достаточный словарный запас. Нарушения звукопроизношения носят временный характер, обусловленный тем, что артикуляторный аппарат находиться в состоянии развития. Если в три года ребенок не полностью понимает речь, не говорит согласованными предложениями, то таким детям ставят диагноз задержка речевого развития. К сожалению, число таких детей, с каждым годом становиться больше. Причины разные: это и частые болеющие дети, и педзапущенные (не получающие надлежащего общения и занятий), и имеющие неврологические или психические расстройства, и слабослышащие и т.д.
Важно начать коррекцию речевых расстройств сразу при их выявлении. Но логопедические сады зачисляют нуждающихся в коррекции чаще всего с четырех лет, а значит целый год дети с задержкой развития речи могут получить помощь только в городском речевом центре или в детской поликлинике. Конечно, когда ребенок имеет сочетанную патологию и задержка речи лишь следствие других проблем со здоровьем, то в первую очередь необходимо устранить причину речевых нарушений.
В случае, когда задержка речевого развития является следствием
-педзапущенности;
-частых простудных заболеваний;
-имеющих неврологический диагноз ММД, СДН, СНВГ, дизартрия.
-моторная алалия и т.п.
логопед поликлиники предлагает курс занятий. Занятия проходят в присутствии родителей, которые записывают все этапы занятия, чтобы дублировать его дома.
Занятие включает следующие этапы.
1 упражнения на развитие речевого дыхания (вдох носом-выдох ртом, через вытянутые губы «трубочкой»)
Задачи:
- развитие речевого дыхания;
- формирование умения регуляции силы, плавности и длительности выдоха.
Обычно на первых занятиях для отработки регуляции дыхания предлагается дуть в дудочку или в свисток. При сформированности навыка, предлагаются различные упражнения на закрепление («Подуй на вертушку»). В качестве усложнения даются упражнения на регуляцию сильного или слабого выдоха: «сильный ветер», «легкий ветерок»; сдуть со стола кусочек ватки, пластмассовый шарик, деревянный шарик, металлический шарик («задуй в ворота гол»)
2 упражнение «Песенки»
Задачи:
- активизация рече-двигательных навыков;
- формирование умения координировать речевое дыхание с произносимым звуком;
- развитие просодических компонентов речи;
- развитие слухового внимания и восприятия;
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие памяти.
Пропевание гласных А О У И с опорой на артикуляцию.
Предлагаются картинки, изображающие человечков с характерной артикуляцией рта. Большой открытый рот – А, губы вытянуты трубочкой – У, рот открыт в форме небольшого овала - О, губы раздвинуты в широкой улыбке – И. С «песенками» ребенок знакомиться по одной и вначале учиться узнавать их по артикуляции, а затем к каждому рисунку добавляется печатный образ. Для развития просодических компонентов речи предлагается петь тонким (высоким) или толстым (низким) голосом. Также, когда все гласные ребенок запомнил и узнает по артикуляции и по буквам, начинается обучение слиянию двух гласных. Например: АУ, ИА, УИ, АО и т.д. При этом обязательно с моторной стимуляцией: указательным пальцем ведущей руки показывать пропеваемый звук.
Закрепление умения произносить сочетание из двух гласных идет по двум направлениям:
- пропевание готовых сочетаний с сопровождением указательного пальца;
- соединение двух гласных по заданному сочетанию в правильной последовательности.
Когда гласные будут усвоены, на каждом последующем занятии ребенка знакомят с согласным в виде буквы-образа. Например: Д-домик, Г-гусь, Б-бублик и т.д. Знакомство с буквами начинается с тех, которые ребенок может четко произнести. Буквы-образы предлагается произносить в сочетании с усвоенными «песенками», используя для мотивации игровой или сказочный сюжет. Например : «песенки» гуляли и увидели «домик», попросились в гости, но «домик» предложил им спеть вместе, тогда пустит (ДА, ДУ, ДИ, ДО). Пропевание идет по тому же принципу – сопровождение читаемого указательным пальцем ведущей руки, и по двум направлениям – чтение готовых сочетаний, соединение по произнесенному образцу.
3 Артикуляционные упражнения. «Сказка про язычок»
Задачи:
- развитие подвижности артикуляторного аппарата;
- формирование умения соотносить словесную инструкцию с движениями артикуляторного аппарата;
- развивать слухо-зрительное внимание;
4 Чтение.Прием имитации самостоятельного чтения.
Задачи:
- снять страх перед речью;
- сгладить негативную реакцию на постоянные предложения что-то сказать;
- формировать координационные движения ведущей руки, глаз и артикуляционного аппарата;
- активизация словарного запаса;
- развивать у ребенка уверенность в своих силах;
- активное включение в работу с ребенком родителей.
Родителям предлагается составить список слов, которые говорит ребенок, включая слова-заменители и звукоподражания. Из списка выбираются слова, которые можно изобразить в виде картинки. Затем родителям дается задание завести «книгу чтения» ребенка, служить которой может любая тетрадь или альбом. Каждая страница такой «книги» занята только одной картинкой, под которой делается надпись. Надпись отображает именно то, что говорит сам ребенок. Если вместо кошки, он говорит «мяу», то так и пишется. Надпись делается крупными печатными буквами, примерно высотой 2 см и шириной 1 см, буквы должны быть одного цвета, лучше темного. Всем в семье объявляется, что ребенок умеет «читать». А ребенку важно проговаривая знакомые слова под картинкой проводить указательным пальцем ведущей руки вдоль надписи в ритме проговаривания, имитируя чтение. Это как бы метод глобального чтения наоборот, когда ребенок читает то, что умеет говорить. Варианты работы:
- читает взрослый, а ребенок сопровождает чтение движением указательного пальца;
- взрослый читает хором с ребенком;
- ребенок читает один.
Постепенно словарь увеличивается и заполняются новые странички «книги»
Родителям даются инструкции: в семье всем рассказывать, что их ребенок умеет читать, проявлять радость и восторг по поводу успехов «чтения», поддерживая желание проговаривать и повторять слова. Таким образом мотивировать ребенка на выполнение рече-двигательных упражнений. Важно, чтобы слова повторялись многократно, как элемент упражнения.
Были случаи, когда «книга» состояла из двух-трех слов (мама, папа, ам-ам), но со временем пополнялась новыми словами.
5 Лексическая тема.
Задачи:
- развитие понимания речи;
- обогащение пассивного словаря ребенка ;- пополнение «книги» новыми картинками с надписями.
6 Развитие мелкой моторики.
Задачи:
- укрепление мелкой мускулатуры пальцев;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие ориентировки в пространстве и на плоскости;
Тематически эта часть занятия связана с лексической темой.
Например, тема «овощи» - обводка карандашом фигурки моркови и раскрашивание; изображение пальчиками формы овоща; выкладывание овоща арбузными семечками по контуру; собирание картинки, изображающий овощ, поделенной на 2-4 части и т.д.
Логопедические занятия с детьми при детской поликлиники проводятся 1-2 раза в неделю и, конечно, без активной поддержки родителей большой динамики не дадут. Занятия проводятся в присутствии родителей, в конце анализируются все достижения ребенка на занятии. Обращается внимание на то, что получилось и что важно повторить дома. Задача логопеда сделать родителей своими единомышленниками. Только совместные и согласованные действия логопеда и родителей-залог успехов ребенка.